Урок 18 - 19. Изгнание и возвращение праведника.
Цель: познакомиться с отрывком из жития преподобного Трифона о его изгнании из монастыря и возвращении в святую обитель; выяснить, какое значение для вятчан имело изгнание праведника из города и его возвращение; познакомиться с завещанием преподобного Трифона; продолжить отработку умения составлять план отрывка и пересказывать по плану. Оборудование: икона преподобного Трифона Вятского. 1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие. 2. Актуализация ЗУН: Работа в рабочей тетради: упражнение 1, урок 18-19 (отработка понятий, учащиеся самостоятельно отгадывают кроссворд, затем - совместная проверка).
Проверка домашнего задания: какое значение имеет монастырь в русской культуре? Какие на Вятке есть монастыри? - Почему для Вятской земли было важно появление праведника и строительство монастыря? 3. Формирование ЗУН: Вводный рассказ: Вроде бы ничего не предвещало беды: монастырь рос, креп, увеличивалось число монахов в монастыре. Преподобный Трифон стал его настоятелем. Хлыновцы через Трифона и его подвижническую жизнь прозрели, вернулись к богоугодной жизни. Но, как это часто бывает, забыли о тех несчастьях (о них всегда хочется быстрее забыть), которые с ними приключились, забыли о благодарности, не стали ценить то, что получили, стали роптать на преподобного Трифона, даже выбрали другого настоятеля. Снова начались с ними беды, горести и несчастья. Постановка познавательной задачи на урок: сегодня мы продолжаем знакомство с житием преподобного Трифона Вятского о его изгнании из монастыря и возвращении в святую обитель; выясним, какое значение для вятчан имело изгнание праведника из города и его возвращение, снова будем работать над составлением плана текста и пересказом по составленному плану. Работа в рабочей тетради: упражнение 2 урок 18-19. Поскольку текст объемный и сложный для усвоения, лучше организовать чтение текста вслух по абзацам. После прочтения каждого абзаца, провести словарную работу (объяснить значение незнакомых слов) и ответить на вопросы, чтобы можно было отследить, насколько материал понят учащимися: 1 абзац: - Какой сан был получен преподобным Трифоном в Москве? - Какую жизнь он вел в монастыре? 2 абзац: - Кто был недоволен деятельностью преподобного Трифона? - Что они требовали? - Кто такой Иона Мамин? Как к нему относился преподобный? Оцените поступок Ионы Мамина? - Как называют таких людей? 3 абзац: - Как поступили с преподобным Трифоном непокорные монахи? - Как это характеризует преподобного Трифона? 4 абзац: - Куда отправился преподобный Трифон из монастыря? - Кто и каким образом стал настоятелем монастыря? 5 абзац: - Куда вернулся преподобный Трифон? - Как долго он жил в Богоявленском монастыре города Слободского? 6 абзац: - Почему долгое время преподобный Трифон не мог попасть в основанную им же обитель? - Как проявил себя преподобный Трифон в этой ситуации? 7 абзац: - Как встретили преподобного Трифона жители города? 8-9 абзацы: - Где заканчивает свою земную жизнь преподобный Трифон? - Каким образом он вернулся в Успенский Трифонов монастырь? Итак, мы с вами узнали, что преподобный Трифон вынужден был покинуть монастырь и город. Но даже в период изгнания он не переставал молиться о монастыре и о хлыновцах. Полюбилась ему Вятская сторона. Совместная работа по составлению плана приведенного отрывка жития (предварительно вспомнить алгоритм составления плана): Примерный план отрывка: 1. Подвижническая жизнь преподобного Трифона. 2. Недовольство монахов. Иона Мамин. 3. Изгнание праведника. Назначение нового архимандрита. 4. Жизнь в монастыре без преподобного Трифона. 5. Возвращение Трифона в г. Слободской. 6. Упование на Всесильного Бога. Преподобный ищет приют в монастыре. 7. Любовь горожан. 8. Спасительное покаяние. 9. Блаженная кончина преподобного. Беседа по составленному плану: - Какой пункт плана самый важный и почему? Самым важным является пункт о спасительном покаянии. В этом всеобщем покаянии и восстановилось духовное зрение хлыновцев. Они показали свое стремление неотступно пребывать с Богом. - Почему преподобного Трифона называют «звездой светозарной»? Потому, что свет веры Христовой дарил он всем, кто его окружал, основывал монастыри, строил храмы, исцелял немощных и больных, просвещал язычников, спасал заблудших, творил чудеса и многое другое. Работа в рабочей тетради: упражнение 3. - На кого похож наш батюшка Трифон? Кому подобен? Работа в рабочей тетради: упражнение 4 (чтение текста завещания преподобного Трифона, ответы на вопросы). Изучая вятское предание, мы с вами увидели, какой трудный путь проделали вятчане – от падения и слепоты, до исцеления и прозрения. После прозрения и город поменял свое имя. Как? Вместо Хлынова он стал называться Вятка. Об этом пойдет речь на следующем уроке. 4. Закрепление ЗУН: Итоговая беседа: - Почему преподобный Трифон был изгнан из монастыря и из города? - Что означает изгнание праведника из города? - Какое значение для хлыновцев имело возвращение праведника? - Что завещал преподобный Трифон всем вятским людям? 5. Объяснение домашнего задания: Домашнее задание к уроку 18-19. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о празднике «Вятская Свистунья» (упражнение 3, урок 20) и Великорецком крестном ходе. Выставление оценок за работу на уроке.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |