СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3 1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.................................................................. 4 2. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ........................................................................................................ 13 2.1. Сущность налогов, их основные виды и функции............................. 13 2.2. Налоговая система и распределение налоговой нагрузки................ 18 3.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ............................................................................................... 23 3.1. Косвеные налоги.................................................................................. 23 3.2. Прямые налоги.................................................................................... 26 3.3. Поиск оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения......................................................................................................................... 30 4. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ....................................................................................................... 33 4.1. Особенности современной налоговой системы Республики Беларусь 33 4.2. Налоговый потенциал республики..................................................... 37 4.3. Перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь.... 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 46
ВВЕДЕНИЕ Проблема государственного вмешательства в экономику является одной из важнейших проблем для любого государства, независимо от того рыночная это экономика или плановая. В плановой экономике государство просто берёт на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В таком случае речь идёт о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос “Что, как и для кого производить” одной единственной формой собственности – государственной, а в ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением. При функционировании рыночной экономики перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. В рыночном хозяйстве государству постоянно приходится корректировать глубину влияния, оно должно постоянно балансировать, то увеличиваю, то уменьшая степень вмешательства в экономику. Ведь рыночная экономика – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителя, так и со стороны производителя. Макроэкономическое регулирование обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям в экономике появились новые формы собственности, новые экономические отношения и новые виды деятельности, в отношении которых поначалу сложно было даже определить подходы, да и сами объекты налогообложения. В настоящее время можно говорить о том, что налоговая система в Республике Беларусь уже сформировалась, однако она не лишена ряда недостатков, обусловленных ее высокой сложностью, наличием множества налогов и отчислений, высокой налоговой нагрузкой на предприятия. Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства. В связи с этим в работе рассмотрим общие принципы налогообложения в условиях рыночной экономики, особенности налогов в странах с развитой рыночной экономикой, налогообложение в Республике Беларусь и направления дальнейшего совершенствования налоговой системы республики. Теоретические аспекты налогообложения рассматриваются сквозь призму их практического преломления в экономике Республики Беларусь. Целью настоящей работы является определение эффективных направлений совершенствования налоговой системы как важнейшего направления регулирования экономики. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Государства во все времена являлось внешней средой для экономической системы, хотя и активной, но не элементом — субъектом системы. Да, государство в отдельные исторические периоды пыталось заниматься предпринимательской деятельностью, объявляло монополии на различные производства, продукты (будь-то золото, соль, железная руда, внешняя торговля и т.п.) и регулировало цены. Но, "входя" в рыночную систему, оно дестабилизировало ее, так как, выступая субъектом этой системы и одновременно осуществляя соционормативное регулирование, оно создавало себе благоприятные условия для экономической деятельности. А благоприятные условия одного из субъектов системы отрицают рыночную парадигму — свободу продавцов и покупателей, отсутствие монополии как со стороны продавцов, так и покупателей, — в конечном итоге разрушало рынок. И если государство возникло как потребность в регулировании отношений между группами людей, классами, нациями и т.д., то "регулятор" не может регулировать сам себя. Оно может лишь регулировать отношения между субъектами системы. В развитии отношений между государством в лице правительственных органов и экономическими субъектами Р. Хелбронер выделил три фазы: на первой государство выступает как покровитель; на второй — как регулятор, на третьей — как гарант. Учитывая современный процесс дерегулирования, западные экономисты предлагают выделять четвертую фазу — дерегулирование. Дерегулирование экономики может произойти только тогда, когда в обществе не только создана критическая масса рыночной экономики (субъекты, институты, общественный климат, законодательство и т.п.), но и она сама превращается в некое мироощущение, мировосприятие не просто группы или групп людей, а мироощущение общества. Большинство его членов воспринимает мир через призму капиталистического, рыночного хозяйственного поведения, регулируя свои взаимоотношения с другими членами общества через правовые нормы, которые становятся своего рода традициями, культурой поведения. [2, c. 57] Следует отметить, что на Западе различают государственное и правительственное регулирование, например финансовое регулирование в лице Федеральной Резервной Системы в США и непосредственное правительственное регулирование. В первом случае ФРС регулирует практически всю финансовую систему, создавая каналы для наиболее производительного использовании сбережений в обществе. Поскольку финансовое взаимодействие между финансовыми институтами может быть нестабильным. главные цели ФРС в регулировании финансовых институтов, в том числе и частных, включают: а)защиту сбережений; б)обеспечение макроэкономической стабильности к в) обеспечение эффективности экономики в целом. В свою очередь Конституция дает Конгрессу и правительству власть "регулировать коммерцию (торговлю) между штатами". Правительство может облагать налогами предпринимателей, принуждать к размещению ресурсов или изменению экономических решений потребляющих хозяйств и фирм без их согласия. Оно может использовать власть, чтобы поднять или понизить прибыльность в любой отрасли через четыре главных механизма, значительно влияющих на прибыльность в отраслях: -прямые субсидии отраслям, специальные снижения налогов или, напротив, установление карательных налогов; благоприятствующе или угнетающе действующие регуляторы; -ограничение или поощрение вхождения в рынок или существования в нем (так называемые барьеры на импорт); -субсидии, налоги или ограничения на комплементарные или замещающие товары; -политика по прямому фиксированию цен (ценовой уровень или продажи). В современных условиях правительства стран с развитыми рыночными системами стоят перед проблемой межгосударственного регулирования в форме валютно-кредитного регулирования и координации экономической политики в соответствии с вырабатываемым курсом на уровне глав ведущих государств с рыночными системами. Подобное регулирование можно рассматривать как подготовительный этап по созданию международной, наднациональной организации по регулированию экономической деятельности в рамках формируемой мировой рыночной системы. Форсированный переход к рыночным отношениям с помощью монетаристских регуляторов ведет к революционному слому старого механизма. Использование монетаристских регуляторов, опирающихся на самонастройку экономической системы, предполагает наличие развитой рыночной среды и институциональных форм ее функционирования. В соответствии с монетаристскими подходами к регулированию рыночной системы деньги как таковые влияют на экономику согласно правилам, которыми руководствуются банки, создавая деньги и проводя в жизнь финансовую политику. Краеугольный камень монетаристской теории — учет изменения темпов роста денежной массы, находящейся в обращении, и ее влияние на реальный объем производства на краткосрочных временных интервалах. Это предполагает достаточно развитые рыночные институты — частную собственность, отлаженную налоговую и банковскую системы, финансовый рынок и соответствующее законодательство. [4, c. 126] Социально ориентированная рыночная организация своей главной задачей ставит свободу человека и как гражданина, и как предпринимателя. Демократия, понимаемая как власть народа, имманентна рыночной организации и предполагает такую форму политического строя, который основан на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан, достигнуть которых можно только с помощью общественных институтов, не занятых в отличие от социалистического государства воспитанием некоего совершенного, фантастического человека, а рассчитанных на несовершенство человеческой природы и общества. В рыночном обществе значительная роль отводится праву. Модель поведения человека в обществе строится исходя из постулата римского права "все, что не запрещено, то разрешено". В зрелой, сформированной рыночной системе государство только поддерживает "окружающую среду", ауру для развития экономики. Государство в лице своих институтов устанавливает общие положения общественного развития, формулирует их в основном законе — Конституции, последняя в свою очередь определяет основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и взаимоотношений со всеми субъектами общества — отдельными гражданами, группами граждан, хозяйственными единицами, их права и обязанности. Таким образом, и экономическая политика, и механизмы ее осуществления государством исходят из цели развития общества, сформулированной в Конституции. Вот почему и трансформация общественного строя, и его экономической базы в республике предполагает прежде всего принятие новой Конституции, имманентной цели общества — создание суверенного демократического государства на основе открытой рыночной системы, рационально сочетающей различные формы собственности, обеспечение экономического развития с привлечением иностранных инвестиций и в конечном итоге интеграция республики в мировое сообщество. Экономической истории известны три формы государственного воздействия на экономические процессы в обществе: законодательная (правовая); регулирование финансово-кредитной сферы, которое в свою очередь подразделяется на бюджетно-налоговое и кредитно-денежное; административное воздействие, включающее административно-экономическое и организационно-административное. Следует заметить, что каждая из этих форм используется как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Их выбор зависит не столько от экономической материи, сколько от политической организации общества, традиций, целей и задач, решаемых тем или иным обществом, его руководителями (правительство, монарх, парламент и т.д.) на каждом конкретном историческом этапе. В теории и на практике к плодотворным результатам может привести только выбор тех форм и методов воздействия, которые основываются на знании объектов регулирования, принципов их функционирования, закономерностей, условий, предпосылок и факторов развития рыночных систем. [6, c. 108] Используя ту или иную форму воздействия на экономику, государство в лице его институтов выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование. При этом следует отметить, что каждой из этих форм присущ свой инструментарий. Например, законодательная (правовая) форма является наивысшей формой взаимодействия государства и экономики. Она представляет собой совокупность законов, механизмов их принятия и осуществления государственных институтов, занимающихся и тем и другим. На нынешнем уровне развития рыночных систем в индустриально развитых странах законодательная форма сочетается с финансово-кредитной и административной и предполагает их законодательное закрепление. Государственное регулирование деятельности предприятий обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: правовой, воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения. Правовая функция государства связана с законодательным оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формированием организационной структуры управления, правовым оформлением отношений собственности, установлением правил создания и ликвидации предприятий и т.д. Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей нужными материальными и духовными благами, а также условиями для их образования, производственного обучения и жизни. Государство способствует ускорению научно-технического прогресса, заботится о включении хозяйственных звеньев экономики в мирохозяйственные связи и повышении конкурентоспособности их товаров на внешнем рынке. Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений структурной перестройки, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации данной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества. Регулирующая роль государства — самая обширная и разносторонняя функция. В ходе ее выполнения государство использует прямые и косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность общественного производства, для чего широко привлекает такие методы воздействия, как финансово-кредитные, налоговые, ценовые, проводит активную экспортно-импортную политику. Государство берет на себя и организацию оборота ценных бумаг, обеспечивает присвоение дивидендов, активизирует расширение сферы предпринимательской деятельности. Все методы государственного регулирования экономики можно условно подразделить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия. Что касается косвенных, то они могут носить административный, но чаще экономический характер. Эффективность их использования определяется конкретной исторической и хозяйственной ситуацией, а также задачами, решаемыми на данном этапе развития. Если же говорить о конкретных методах государственного регулирования рыночной экономики, следует назвать антимонопольную политику, ценообразование, налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов. [1, c. 329] В период формирования рыночных отношений важное значение приобретает антимонопольная политика, обеспечение которой осуществляется посредством разгосударствления и приватизации. Проведение приватизации окажет воздействие на структурные преобразования в экономике и на стратегию предпринимательской деятельности. Кроме того, преодолению монопольных тенденций способствуют внешнеэкономические связи, стимулирующие повышение качества изделий и снижение издержек производства с учетом мирового опыта. В политике цен государство при переходе к рынку исходит из отказа от администрирования в области ценообразования. Цены должны устанавливаться под воздействием рыночной конъюнктуры, а государство должно осуществлять наблюдение за движением цен и производить их корректировку. Учитывая то, что в условиях дефицита возможно многократное, необоснованное повышение цен, возникает необходимость введения регуляторов по социальной защите населения вплоть до нормированного распределения товаров. В случаях же свободного рыночного движения цен сохраняется их государственное регулирование на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы; транспортные тарифы; продукцию, производимую по государственным заказам, и продукцию монополизированных отраслей. Цены на эти продукты корректируются с учетом изменения издержек производства. Наконец, важное регулирующее значение на деятельности предприятия имеет система государственных заказов на производства продукции. С их помощью государство может влиять как на объем и структуру производства, так и на объем и структуру спроса, формируя потребности рынка. Государственный заказ может осуществляться на народнохозяйственном и региональном уровнях, но в любом случае он становится одной из важнейших форм взаимодействия рыночных структур с органами народнохозяйственного управления и регионального самоуправления. Госзаказ должен иметь коммерческий характер, договорную основу и способствовать формированию долгосрочных хозяйственных связей на взаимовыгодной основе. Государство может оказывать финансовую помощь предприятиям, предоставляя им субсидии, субвенции или дотации. Субсидирование осуществляется с определенными целями, например субсидии могут выдаваться на обновление техники или технологии, для реорганизации фирмы и других целей. Дотация представляет собой финансовую помощь из госбюджета для покрытия убытков. В рыночной экономике такая форма финансирования из госбюджета применяется крайне редко. Субсидии и дотации являются трансфертными платежами правительства, т.е. они предполагают одностороннее движение денег, не связанное с производством и оплатой товаров и услуг. Субсидии и дотации являются неценовым фактором предложения. Следовательно кривая предложения смещается и это может благоприятно отразиться на равновесной цене. С другой стороны, правительство облагает хозяйствующие субъекты налогами. Налог представляет собой сбор, законодательно установленный государством и взимаемый в целях удовлетворения общественных потребностей. Основными налогами с предприятий являются налог на прибыль, налог на продажи, акцизный налог, экспортные и импортные пошлины и др. Некоторые налоги могут выполнять функцию перераспределения доходов, уменьшая сверхприбыль отдельных собственников и предпринимателей (акцизный налог, налог на землю, налог на прибыль). Налоги могут стать средством защиты национальных производителей от иностранной конкуренции (таможенные пошлины). [6, c. 118] Теория экономического роста, в какой бы форме она ни выступала - кейнсианской, неоклассической или на базе неоклассического синтеза, - выдвигает две группы проблем: факторов, определяющих потенциально возможный рост национального дохода в долговременном периоде, и условий, обеспечивающих "устойчивое состояние" экономики, другими словами, условий динамического равновесия, а также ставит вопрос о том, как экономика приспосабливается к этому "устойчивому равновесию". Кейнсианская теория роста решает обе группы проблем на основе уравнений Харрода-Домара. В этих двух уравнениях темп роста национального дохода определялся двумя факторами: инвестициями и величиной отношения "капитал—продукт". Причем предполагается, что это отношение жестко фиксировано технологическими условиями, исключающими возможность гибкого замещения производственных факторов. Следовательно, инвестиции (норма накопления) рассматриваются как ключевой и по сути дела единственный параметр, определяющий потенциально возможный темп роста. Что касается второй группы проблем — устойчивого состояния и механизма его поддержания, - то в полном соответствии с представлениями Кейнса о несовершенстве рыночной экономики в модели Харрора—Домара был сделан вывод, что система подвержена кратковременным и длительным отклонениям от состояния равновесия и поэтому нуждается в регулировании со стороны государства. По мнению неокейнсианцев, уровень спроса зависит от роста национального дохода, а последний - от чистых инвестиций. Рост капиталовложений вызывает кратное увеличение прироста занятости, национального дохода и потребления. Проблема накопления рассматривается ими в связи со сбережениями населения. Если инвестиции равны сбережениям, то экономика не испытывает трудностей. Превышение сбережений над инвестициями приводит к недогрузке мощностей и безработице, и наоборот, превышение инвестиционных расходов над сбережениями вызывает рост цен. Поэтому главную задачу неокейнсианцы видят в определении объема и темпов роста капиталовложений. Для ее решения они использовали широкий математический аппарат. Неоклассический подход к решению этих проблем принципиально иной. В качестве факторов экономического роста неоклассики рассматривают основной капитал и рабочую силу, способные сочетаться в разных пропорциях под влиянием как технологических, так и экономических причин. В анализ вводится также фактор научно-технического прогресса. Использование при анализе аппарата производственных функций, прежде всего производственной функции, получившей в экономической литературе название "функции Кобба-Дугласа" (по имени математика Кобба и экономиста Дугласа), позволило сделать ряд интересных выводов о роли отдельных факторов в экономическом росте, в частности о значении научно-технического прогресса, а также отдельных его компонентов. Неоклассическая модель призвана доказать, что рыночная экономика внутренне устойчива и обладает необходимыми механизмами для автоматического восстановления нарушенного равновесия. Представители неоклассического направления считают, что механизм свободной конкуренции приводит к полному использованию факторов производства путем воздействия на их цены. Например, если темпы инвестиций будут слишком высокими, то цены на ресурсы возрастут. Это заставит предпринимателей сократить производство, что приведет к сокращению спроса на факторы производства и снижению цен на них. Условием сбалансированного роста, при котором спрос равен предложению, они считают и устойчивую денежную систему, в силу чего регулирующую роль государства сводят только к проведению кредитно-денежного регулирования. Значительное и быстрое сокращение темпов экономического роста в индустриально развитых странах, необходимость ускорения экономического роста в развивающихся и слаборазвитых странах привели к поиску мер государственного регулирования, которые смогли бы обеспечить рост уровня жизни, наилучшим образом стимулировать этот процесс. Экономистами различных течений было разработано множество направлений экономической политики, целью которых было содействие экономическому росту. Большинство из них едино в том, что совокупный рост должен происходить со скоростью, соответствующей (хотя бы приблизительно) темпу роста естественного уровня реального объема производства. Если допускается слишком быстрый рост совокупного спроса, инфляционные процессы будут развиваться в более быстром темпе. Вместе с тем, если спрос растет слишком медленно, вполне вероятно, что экономическая система перейдет в состояние спада темпов роста ("рецессии роста"). Помимо экономической политики, направленной на приведение в соответствие темпов роста фактического и естественного уровней реального объема производства, предлагаются и иные действия, призванные поощрять рост естественного уровня реального объема производства. Кейнсианцы предлагают низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости налогово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. Классики и неоклассики — сторонники "экономики предложения" —делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают свести к минимуму созданные государством препятствия экономическому росту, изменить государственное регулирование с целью минимизации его отрицательных последствии для производительности, использовать стимулы, а не административные методы. Во многих случаях, по их мнению, государство могло бы отменить механизмы, замедляющие экономический рост, например модифицировать налоговое законодательство с целью поощрения сбережений и инвестиций; освободить сбережения от подоходного налога; предложить налоговую скидку на инвестиции; увеличить начисления на амортизацию капитала. Рекомендуются и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Так, экономисты предлагают ввести новые показатели, которые бы стимулировали расходы на НИОКР, распространение современных технологий и улучшение экономических условий для небольших высокотехнологичных компаний. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику. В рамках ее правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. С помощью соответствующего налогового режима правительство могло бы ускорить развитие высокопроизводительных отраслей и способствовать перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. В свою очередь рост расходов на образование может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда [1, 4]. При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста увеличение его темпов является далеко не простой задачей. Представляется, что если провозгласить экономический рост приоритетным направлением экономической политики, то были бы необходимы все предлагаемые действия.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |