Разные способы начисления амортизации
Таблица 5.1 Начисление амортизации линейным способом Срок службы 5 лет, норма - 18%
Из расчёта линейным способом видно, что сумма амортизации одинакова за каждый год. Метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования определяется сумма лет срока службы какого-то объекта, являющейся знаменателем в расчётном коэффициенте. В числителе этого коэффициента находятся числа лет, остающиеся до конца срока службы объекта (в обратном порядке). Предполагаемый срок полезной службы грузовика 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составит 15: 1+2+3+4+5=15. Затем путём умножения каждой дроби на амортизируемую стоимость, равную 9000 руб. (10000-1000), определяют ежегодную сумму амортизации: 5/15,4/15,3/15,2/15,1/15. Расчёт предоставлен в таблице 5.2. Таблица 5.2 Начисление амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования
Из таблицы 5.2 видно, что самая большая сумма амортизации начисляется в первый год, а затем год за годом она уменьшается, накопленный износ возрастает незначительно, а остаточная стоимость каждый год уменьшается на сумму амортизации до тех пор, пока она не достигнет ликвидационной стоимости. Метод уменьшающегося остатка основан на том же принципе, что и метод суммы чисел. Хотя при этом методе может применяться любая твёрдая ставка, но чаще всего берётся удвоенная норма амортизации по сравнению с нормальной, которая используется при прямолинейном методе. Этот процесс обычно называется методом уменьшающегося остатка при удвоенной норме амортизации. При методе уменьшающегося остатка с удвоенной нормой списания, норма амортизации будет равна 40% (2*20%). Эта фиксированная ставка в 40% относится к остаточной стоимости в конце каждого года.
Таблица 5.3 Начисление амортизации методом уменьшающегося остатка
Как видно из таблицы 5.3, твёрдая норма амортизации всегда применялась к остаточной стоимости предыдущего года. Сумма амортизации самая большая в первый год, уменьшается из года в год. И наконец, сумма амортизации в последнем году ограничена суммой, необходимой для уменьшения остаточной стоимости до ликвидационной. Метод начисления амортизации пропорционально объёму продукции основан на том, что амортизация является только результатом эксплуатации, и отрезки времени не играют никакой роли в процессе её начисления. Предположим, что грузовик, может выполнять определённое число операций, а его пробег рассчитан на 90тыс.км. При эксплуатации за первый год грузовик имел пробег 20тыс.км, за второй год - 30тыс.км; за третий год - 10тыс.км, за четвёртый год - 20тыс.км и за пятый год - 10тыс.км.
Таблица 5.4 Начисление амортизации пропорционально объёму продукции
Если раньше этот метод применялся, по существу, только при начислении амортизации по автотранспорту с учётом пробега, то теперь его можно применять по многим видам производственного оборудования в тех случаях, когда объём продукции можно связать с объектами основных средств, в результате эксплуатации которых он получен. Положительными качествами метода начисления амортизации основных средств пропорционально объему продукции, представленных в таблице 5.4, является предоставление им возможности увязать степень эксплуатации основных средств с процессом перенесения их стоимости на продукцию и включить амортизацию основных средств прямым путем в себестоимость тех видов продукции, с производством которых связано использование этих основных средств. Даже визуальное сравнение представленных методов поможет понять их значения и суть. Сравнивается начисленная в каждом году амортизация основных средств по четырем методам (расчет показан в таблице 5.5). Ежегодные амортизационные отчисления в соответствии с методом линейного списания в течение 5 лет находятся на одном уровне – 1800 руб. При обоих ускоренных методах (метод суммы чисел и метод уменьшающегося остатка) начисленные амортизационные суммы за первый год значительно больше. Метод начисления износа пропорционально объему выполненных работ не дает представления о четкой тенденции изменения амортизации из-за резких колебаний величины амортизации из года в год. Резкое ежегодное изменение амортизации отражается и на остаточной стоимости. Таблица 5.5 Разные способы начисления амортизации
Предоставление предприятиям выбора начисления амортизации будет содействовать создания гибкой амортизационной политики, которая позволит остановить сбережение устаревшего оборудования, быстрейшего накопления денежных ресурсов на обновление основных фондов. В настоящее время на железных дорогах используется линейный способ, обеспечивающий начисление одинаковых сумм амортизации со стоимости основных фондов, используемых с разной интенсивностью. Однако в современных условиях необходимо разбить основные фонды на группы и для каждой группы применять свой способ начисления амортизации. В данной дипломной работе рассматриваются предложения по оптимизации налога на имущество при разработке учетной политики, касающейся налогового учета. Для многих предприятий налог на имущество оказывает значительное влияние на размер налогового бремени, поэтому целесообразно уделять должное внимание вопросам налогового планирования налогообложения имущества. Для оптимизации налога на имущество необходимо, в частности, произвести расчеты по тем элементам учетной политики, которые оказывают влияние на величину данного налога. К ним, в частности, относится определение вариантов начисления амортизации по основным средствам. По элементу учетной политики «Начисление амортизационных отчислений по основным средствам», касающейся налогового учета, необходимо отметить следующее. Федеральным законом от 06.08.2001 г. № 110 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» для целей налогообложения прибыли с 1 января 2002 г. предусмотрено использование линейного и нелинейного способов. Предусмотренный ст. 259 Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации линейный метод совпадает, по своей сути, с линейным методом, приведенным в ПБУ 6/01, однако базируется не на нормах амортизационных отчислений, установленных в постановлении Совмина СССР от 22.10.1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», а на группировке амортизируемого имущества по группам, предусмотренным НК РФ, классификация которых определяется Правительством РФ. Нелинейный метод, предусмотренный ст. 259 Главы 25 НК РФ совпадает, по своей сути, с методом уменьшаемого остатка, приведенным в ПБУ 6/01 при применении повышающего коэффициента, равного 2. Однако основное отличие указанного метода согласно НК РФ состоит в том, что остаточная стоимость определяется на начало каждого месяца, а для целей бухгалтерского учета – на начало года. Для иллюстрации налоговых последствий выбора в учетной политике метода начисления амортизационных начислений произведем расчеты налога на имущество по основному средству, первоначальная стоимость которого 600 тыс. руб. и срок полезного использования 5 лет..Расчеты методов амортизации представлены в Приложениях 19-22. Подведем итоги расчетов налога на имущество. Налог на имущество Таблица 5.6.
Наиболее приемлемым для оптимизации размера налога на имущество является метод уменьшаемого остатка , метод суммы чисел лет и нелинейный метод. Налог на имущество тесно связан с налогом на прибыль. Так как, согласно положениям главы 25 НК РФ для целей налогообложения прибыли с 01.01.2002г будут использоваться только линейный и нелинейный методы, то рассчитаем налоговую экономию по налогу на прибыль по ставке 24 %, с учетом того, что экономия по налогу на имущество увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Таблица 5.7. Расчет налога на прибыль
Таким образом, расчеты показывают, что применение нелинейного метода начисления амортизационных отчислений дает в первые годы экономию как по налогу на имущество, так и по налогу на прибыль. В целом экономия получается не столько по сумме, сколько по денежным потокам. Подводя итоги рассмотрения проблем оптимизации налога на имущество, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что данный налог тесно взаимосвязан с налогом на прибыль, и его планирование должно строиться с учетом положений главы 25 НК РФ. Разрабатывая приказ по учетной политике на очередной год, необходимо тщательно проанализировать налоговые последствия различных методов бухгалтерского и налогового учета и принять взвешенное решение по элементам учетной политики для целей налогообложения. Заключение Целью дипломной работы «Бухгалтерский учет, анализ и аудит основных средств предприятия» является изучение существующей системы бухгалтерского учета основных средств на предприятиях железнодорожного транспорта. Для этого были изучены документы как организационного характера станции Комсомольск-на-Амуре. так и правового, а также документы по ведению бухгалтерского учета основных средств (учредительные документы, балансы за 1999-2001 г.г., первичные документы по поступлению и выбытию основных средств, рабочий план счетов предприятия). В первой главе приведена теоретическая основа учета основных средств. Базовыми нормативными документами являются: - Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 г. № 34н; - Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 264; - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 г. № 33н (с изменениями и дополнениями). Эти документы определяют порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственного управления. Во второй главе приведена организационно-правовая структура предприятия на примере станции Комсомольск-на-Амуре, учетная политика, состав основных средств предприятия, учет основных средств на Станции. Железнодорожная станция Комсомольск-на-Амуре является обособленным подразделением государственного предприятия Комсомольского отделения ДВЖД МПС РФ. Станция входит в состав Комсомольского отделения ДВЖД и не является юридическим лицом. Станция осуществляет свою деятельность в сфере транспортных услуг и других сферах, не запрещенных законодательством РФ. Станция имеет самостоятельный баланс и текущий счет в банке. Рассматривается технико-экономическое положение и производственно-финансовая деятельность Станции. В данной дипломной работе описывается организация бухгалтерского учета сохранности и использования объектов основных средств. Подробно рассматриваются вопросы, связанные с правильностью отнесения предметов к основным средствам, поступлением и выбытием, износом, инвентаризацией и переоценкой основных средств с использованием необходимой документации. Бухгалтерский учет на Станции ведется в соответствие с разработанной на предприятии учетной политикой, утвержденной приказом начальника Станции. В третьей главе проведен анализ основных средств Станции, в частности: - анализ обеспеченности предприятия основными фондами; - анализ состава и структуры основных средств; - анализ движения основных средств; - анализ эффективности использования основных средств. Направление анализа основных средств предприятия можно свести к оценке основных производственных фондов, так как часть основных фондов непосредственно участвует в процессе производства и от состояния и эффективности их использования зависит объем произведенной продукции и сумма, получаемая в конечном итоге прибыли. В данной дипломной работе были использованы как традиционные методики исчисления показателей использования основных средств предприятия, так и другие методики, которые помогли в достаточной степени проанализировать эффективность использования производственных фондов предприятия. В четвертой главе рассматривается проведение аудита основных средств предприятия. Аудит – это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях с разными формами хозяйствования и собственности с точки зрения их достоверности и соответствия действующему законодательству. Изучена методика проведения аудиторской проверки, разработанная действительным членом Института дипломированных бухгалтеров и аудиторов Н.П. Барышниковым. На основе данной методики разработана программа проведения аудиторской проверки основных средств. Рассмотрена возможность возникновения ошибок в учете основных средств, характерных для предприятия. В аудиторской проверке был использован метод сравнительного анализа фактических данных предприятия с собственными расчетами по отношению к амортизационным отчислениям по объектам основных средств. Проведенная преддипломная проверка является достаточным основанием, чтобы высказать мнение о том, что бухгалтерский учет основных средств на Станции ведется в соответствии с законом «О бухгалтерском учете в РФ»; данные аналитического учета движения основных средств и их износа соответствуют записям в главной книге и балансе. На Станции бухгалтерская отчетность составлена верно и на предприятии обеспечены учет и сохранность основных средств. Существующая система ведения бухгалтерского учета основных средств на предприятии особых недостатков не имеет. Учет основных средств ведется с использованием ПЭВМ. Программное обеспечение позволяет получить довольно полную информацию для составления отчетности, но есть необходимость в его усовершенствовании. В пятой главе приведены предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и налогового учета основных средств предприятия. Бухгалтерский учет основных средств предприятия регламентирован ПБУ 6/01, а налоговый учет – статьями 256-259 НК РФ. По порядку амортизации ПБУ 6/01 определены четыре способа начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств: - линейный способ; - способ уменьшаемого остатка; - способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; - способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Статьей 259 НК РФ установлены следующие методы амортизации основных средств для целей налогообложения: - линейный; - нелинейный. В этой же главе предложена оптимизация налога на имущество при разработке учетной политики. Амортизация, просчитанная предложенными методами, позволяет предприятию самостоятельно выбрать самый оптимальный способ.
Библиографический список 1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96г. 2. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете.Приказ МФ РФ № 105 от 29.07.83г. 3. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства РФ №552 от 05.08.92г.(с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством РФ № 661 от 01.07.95г. и № 1133 от 20.11.95г.). 4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ- 4/96), утвержденное приказом МФ РФ № 50 от 13.06.95г. 5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ-6/01), утвержденное приказом МФ РФ №26-н от 30.03.01г. 6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», (ПБУ-1/98), утвержденное приказом МФ РФ № 60н от 09.12.98г. 7. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ №34н от 29.07.98г. 8. Постановление Правительства РФ «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» №967 от 19.08.94г 9. Письмо «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» № 59 от 24.07.92г. 10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом МФ РФ № 94н от 31.10.2000г 11. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом МФ РФ №33н от 20.07.98г 12. Методологические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом МФ РФ №49 от 13.06.95г. 13. Методологические указания по применению плана счетов бухгалтерского учета основной деятельности железных дорог МПС. Финансовое управление, Москва ЗАО «МВП Инсофт», 1997 14. Артеменко В.Г., Беллендир М.Б. «Финансовый анализ» – М., ИНФРА-М , 1997 15. Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа»-М., «Финансы и статистика», 1996 16. Барышников М.П. « В помощь бухгалтеру и аудитору»- М., «Бухучет», 1997 1 и 2 части. 17. Барышников Н.П. « Организация и методика проведения общего аудита» – М., «Перспектива»,1996 18. Бовдей А.Л., Белый И.Н. « Аудит и ревизия » - Минск, ООО «Мисантск»,1994 19. «Бухгалтерский учет». Учебник / Под ред. Безруких П.С.-М., «Бухучет», 2002 20. «Бухгалтерский учет основной деятельности железных дорог». Учебник для вузов железнодорожного транспорта./Под ред. Красова А.П.- М., Транспорт , 1997 21. Вылкова Е.С. «Оптимизация налога на имущество при разработке учетной политики».//Налоговый вестник – 2002 г ., № 1 22. Глушков И.Е. «Бухгалтерский учет на современном предприятии». Издание «Экор» , 1995 23. Григорьев Ю.А. « Анализ финансового положения производственного предприятия РФ »- М. , ИНФРА-М ,1997 24. Ефимова О.В « Финансовый анализ» , АО «Бизнес-школа», 1996 25. Кондраков Н.П. « Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит» – М., «Перспектива», 1997 26. Кренина М.Н. «Финансовое состояние предприятия.Методы оценки»- М., ИКЦ «ДИС» , 1997 27. Марькарьян П.Д. «Финансовый анализ»-М., ИНФРА-М, 1997 28. Макарьева В.И. «Операции с основными средствами: новое в бухгалтерском и налоговом учете» – М: Налоговый вестник , 2002 29. Медведев А.Н. «Налоговый учет (согласно главе 25 НК РФ)»-М.: Налоговый вестник , 2002 30. Николаева Г.А. «Основные средства» – М . : «Издательство ПРИОР» , 2000 31. Прудников В.М. в 3-х томах «Настольная книга бухгалтера»-М., «Бухучет» , 1997 32. «Р евизия и контроль на железнодорожном транспорте». Учебник./Под ред. Силаева Н.И. – М., «Транспорт» , 1988 33. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»- М., ИНФРА-М, 1997 34. Суиц В.П., Ахметбеков А.Н.,Дубровина Т.А. «Аудит : общий, банковский, страховой». Учебник.- М., ИНФРА-М,2001 35. Сухов М. В. Амортизация основных средств и нематериальных активов// Главбух № 5, 2002г 36. Сухов М. В. Налоговый учет основных средств и нематериальных активов // Главбух № 4, 2002г 37. Семенова Ю. С. Амортизация основных средств, приобретенных в 2002 году // Главбух № 7, 2002г 38. Шеремет А.Д.,Суиц В.П. «Аудит» . Учебное пособие- М., ИНФРА-М,1995 39. Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа»- М., ИНФРА-М , 1996 40. Юденкова Г. Р. Особенности исчисления и уплаты налога на имущество // Главбух № 3, 2002г
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |