СТИХОТВОРЕНИЙ Ф.И. ТЮТЧЕВА «ВЕСНА»
И А.А. ФЕТА «ШЕПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ…» Цели работы: 1. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с поэтическим текстом. 2. Освоить анализ лирического текста через сопоставление стихотворений сходной тематики двух поэтов. 3. Выявить особенности мироощущения А.А. Фета и Ф.И. Тютчева в их лирике. 4. Воспитание поэтической зоркости. Пояснения: Работу можно провести в рамках элективного курса «Анализ лирического стихотворения», при подготовке старшеклассников к ЕГЭ (выполнение части С) или на уроке литературы в 10 классе при изучении творчества А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Результатом работы и формой контроля может быть сочинение – сравнительный анализ.
Вступительное слово учителя: Афанасий Фет в «Воспоминаниях» называл Тютчева одним из величайших лириков на земле. В программной статье 1859 года «О стихотворениях Тютчева» Фет отмечал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами черед оправдать его тайные надежды». Тютчев тоже не остался равнодушен к стихам своего последователя. В стихотворении «Иным достался от природы…» он сопоставляет свой поэтический дар с талантом Фета: Иным достался от природы Инстинкт пророческий слепой – Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной… Великой Матерью любимый, Стократ завидней твой удел – Не раз под оболочкой зримой ты самое ее узрел…
1. В чем, по мнению Тютчева, особенность поэтического дара каждого из художников слова? 2. Сравните стихотворения Ф.И. Тютчева «Весна» (Как ни гнетет рука судьбины…) и А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» ü Какие жизненные реалии отражены в этих стихотворениях? Как использованы их образы в стихотворениях поэтов? ü Мысль или чувство они рождают прежде всего? Какую мысль? Какое чувство? ü А.С. Пушкин в «Евгении Онегине», пародируя приверженность Владимира Ленского к романтизму, так характеризует поэтические опыты своего героя: Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туману даль, И романтические розы; Он пел про дальние страны, Где долго в лоне тишины Лились его живые слезы… Розы, слезы, луна, тишина – непременные атрибуты поэзии тех, кто, по выражению Пушкина, пишет «темно и вяло». Банальные рифмы часто возникали в бездарных стихах графоманов, современников Пушкина. Есть «розы – слезы» и в сравниваемых стихотворениях. С какой целью используют их поэты? ü Проследите, как функционируют образы, составляющие эту рифму, в произведениях Тютчева и Фета? ü Обратитесь к синтаксическим особенностям анализируемых стихотворений. Как своеобразие поэтического дара каждого из художников слова влияет на синтаксис стихотворения? ü Каково значение «высокой» лексики в этих стихотворениях? ü Определите тип каждого из лирических текстов. ü Проанализируйте особенности лирического сюжета обоих стихотворений. ü К какому виду лирики (пейзажной, философской, любовной) вы отнесете эти произведения? ü Насколько «зримым» является пейзаж этих стихотворений? ü Докажите, что оба стихотворения представляют по жанру лирику мысли. ü В чем основное различие философской лирики Тютчева и философской лирики Фета? (Используйте категорию «сознательное - бессознательное».)
Творчество Фета и Тютчева традиционно сопоставляют, поскольку они жили в одно время и оба немало писали о природе и о любви. Но внешнее сходство обманчиво – художественные миры поэтов глубоко различны.
4. Сделайте самостоятельно, опираясь на алгоритм анализа стихотворного текста, полный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева « CACHE - CACHE».
CACHE – CACHE
Вот арфа ее в обычайном углу, Гвоздики и розы стоят у окна, Полуденный луч задремал на полу: Условное время! Но где же она?
О, кто мне поможет шалунью сыскать, Где, где приютилась сильфида моя?.. Волшебную близость, как бы благодать, Разлитую в воздухе, чувствую я.
Гвоздики недаром лукаво глядят, Недаром, о розы, на ваших листах Жарче румянец, свежей аромат: Я понял, кто скрылся, зарылся в цветах!
Не арфы ль твоей мне послышался звон? В струнах ли мечтаешь укрыться златых? Металл содрогнулся, тобой оживлен, И сладостный трепет еще не затих.
Как пляшут пылинки в полдневных лучах, Как искры живые в родимом огне! Видал я сей пламень в знакомых очах, Его упоенье известно и мне.
Влетел мотылек и с цветка на другой, Притворно-беспечный, он начал порхать. О, полно кружиться, мой гость дорогой! Могу ли, воздушный, тебя не узнать! (1826 г)
Алгоритм анализа стихотворного текста: 1. Определение жанра – чистая лирика, лирика мысли, ролевая лирика, описательная, повествовательная. 2. Выявление лирического сюжета – переживания. 3. Тема стихотворения. 4. Идея. 5. Истолкование названия. 6. Анализ композиции. 7. Характеристика образов. 8. Характеристика лирического героя. 9. Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание. 10. Организация поэтической речи: размер, ритм, паузы, рифма. 11. Анализ строфики. 12. Лексика. Специальные изобразительные средства. 13. Поэтический синтаксис. 14. Анализ фонетического строя речи.
Вопросы для анализа: * Какое впечатление у вас вызвало это стихотворение? * Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании? (радостное, беззаботное) Как передано это мировосприятие? * Проанализируйте «свет», «звуки», «запахи», которыми наполнено стихотворение. Какими средствами достигается «игра света», «звучание» стихотворения? * Состоялась ли встреча? * Чем объяснить шутливый, игривый тон стихотворения? * Какой вы представляете возлюбленную поэта? * Что означает название стихотворения? (В переводе с французского – прятки.) * Найдите характерные для Тютчева эпитеты. Какова их роль? * Найдите в тексте сравнение. В чем его необычность? * Согласны ли вы с утверждением, что глаза в любовных стихах Тютчева – главная деталь? Ответ обоснуйте. * Как в стихотворении появляется Она? Какие изобразительные средства использовал автор? * Какое место, по-вашему, это стихотворение занимает в любовной лирике поэта?
Цель анализа – воспитать внимательное отношение к поэтическому слову, сформировать читательский вкус, развить навыки выразительного чтения.
Контрольное задание: Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, постарайтесь передать игривость, легкость и беззаботность полудетских отношений. Проанализируйте стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» - стихотворный размер, лексику, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и укажите его связи с другими стихами поэта. О маленькой поэме «Железная дорога» существует обширная литература (К.И. Чуковский. Н.Н. Скатов). Стихотворение написано в 1864 году. В его основу положены факты, связанные со строительством в 1842 – 1851 году Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург, то есть еще во время существования крепостного права. Некрасов, несомненно хотел подчеркнуть, что и после освобождения положение народа мало в чем изменилось: тот же нечеловечески тяжелый труд, те же невыносимые условия, в которых приходилось работать, тот же произвол всякого рода подрядчиков, десятников и проч. Но самое главное – поэт решил воспеть героический труд народа и показать, кто же является истинным созидателем материальных ценностей, в том числе и железных дорог. Стихотворение начинается с пейзажной зарисовки. Пейзаж этот очень поэтичен. Как отмечает в своей статье Н.Н. Скатов, «чего стоит природа, зовущая выспаться, не спать, а именно выспаться. По-мужицки усталый человек хочет уйти в природу, отдохнуть не для того, чтобы «в истине блаженство находить», а просто… выспаться».[1] Некрасов поэтизирует непоэтизировавшееся: пни и моховые кочи, лед, словно тающий сахар. Удивительно просты и точны его эпитеты: листья желты и свежи, силы уставшие, ночи морозные. Осень, изображенная Некрасовым, увидена глазами русского человека и воспринимается по-народному, по-мужицки. За этой простотой – родимая Русь! Слова «Всюду родимую Русь узнаю» придают стиху возвышенное звучание. Всему придает таинственность и фантастичность лунное сияние. Мерный стук колес, наводящий на размышления, успокаивающий, умиротворяющий, передан разностопным дактилем с усеченными стопами. В третьей и четвертой строфах этот темп ускоряется. Словно пробудившись от сна (думы) лирический герой вступает в полемику с генералом: поэт возвращает нас к эпиграфу стихотворения. А дальше начинается сказка-сон Ванюши, вызванная рассказом попутчика. Дактиль передает не только стук колес, он позволяет представить качающиеся в лунном сиянии толпы мертвецов, которых видит за окном Ваня под воздействием неторопливого повествования попутчика, увидеть смену картин за стеклом (как на экране телевизора; великолепная режиссерская находка Некрасова, если можно так сказать). Первая и вторая части стихотворения едины. Многие склонны видеть между ними контраст: Нет безобразья в природе… Значит есть безобразье где-то еще, в чем-то другом – в жизни крестьян, например. Стихотворение написано не столько ради того, чтобы показать эти «безобразья». На мой взгляд, эта маленькая поэма – гимн трудовому народу многонациональной России, восхищение его силой духа, стойкостью. Именно на этом примере воспитывает Ваню (новое поколение) поэт-рассказчик. Образ России угадывается уже в первых строчках стихотворения. Кроме того, Некрасов широко использует фольклорные мотивы, народную речь, обороты, встречающиеся в фольклоре: косточки русские (вспомните сказки и былины), сказка о царе Голоде. Мужики, строители железной дороги, пришли С Волхова, с матушки-волги, с Оки, С разных концов государства великого… Как сразу расширяются границы стихотворения (представьте панорамные съемки, как в батальных сценах в «Войне и мире», или сопоставьте с масштабностью «Слова о полку Игореве»). И снова дактиль, который передает страшное гипнотизирующее пение. «Топот и скрежет зубов» слышны благодаря аллитерации: … «В ночь эту лунную любо нам видеть свой труд! Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. Вторая часть – многоголосие. К хору мертвецов присоединяется голос автора, слова рассказчика, обращенные к Ване (мальчик не говорит, но мы видим его реакцию на происходящее): «Стыдно робеть, закрываться перчаткою, ты уж не маленький!» - говорит ему попутчик. Из толпы выхвачен «высокорослый больной белорус». Фигура его словно вырастает из лунного сияния (крупный план). Некрасов детализирует портрет с помощью эпитетов: Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли; колтун в волосах; Ямою грудь… Несколько раз во второй части и дальше в стихотворении повторяется слово «труд», однокоренные с ним «трудно», «трудный», синоним «работа». Стихотворение посвящено трудовому народу. Поэт создает образ трагический и необычайно масштабный. Вторая часть заканчивается восклицанием: Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет все, что Господь ни пошлет! Вынесет все – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Именно в анафоре выражена уверенность в лучшем будущем русского народа. Мне кажется, неправы те, кто считает последние две строчки пессимистическими: Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придется – ни мне, ни тебе. В них, безусловно, трагедия. Но лучшее время настанет! Произведение в целом оптимистическое, жизнеутверждающее, так как оно звало к борьбе, к преобразованию жизни. Именно так восприняли его современники поэта. Третья часть начинается с резкого свистка паровоза. Мы словно пробуждаемся ото сна вместе с Ваней. Здесь в разговор вмешивается генерал с пренебрежительными высказываниями о народе (любой национальности и эпохи), о его неспособности создавать прекрасное, чувствовать. Дактиль во второй строфе теряет две стопы – генерал хохочет! Рассказчик не спорит с генералом – его уже не переубедить. Все стихотворение – обращение к Ване, к новому поколению, которому жить в будущем. Именно с детьми связывал Некрасов надежды на лучшую жизнь. Некрасов использует в стихотворении переносы. Так связаны между собой третья и четвертая части. Снова многоголосие, дактиль, обращения к слушателям – Ване и генералу. Поэт показывает «светлую сторону». Чем «светлее» рассказ, тем ироничнее становится автор. Внешний пафос растет: появляется бочка вина, звучат радостные клики, народ ликует и несет на руках купчину. За ироническими строчками слышны боль и горечь автора. Но мы уверены, что Ванюша сделает правильные выводы из увиденного и услышанного. Стихотворение, несомненно, связано с «Крестьянскими детьми» и другими произведениями о детях. В этих произведениях содержится доброе напутствие поэта, обращенное к мальчикам, у которых впереди целая жизнь, и звучит надежда, что они вырастут достойными людьми. Величие и красота русского трудового народа показаны в поэмах «Мороз, Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо». Труд был основой жизни русского народа. Он был его счастьем и проклятьем. О нем, горьком и радостном, слагал народ свои песни и сказки, причитания и загадки. Народ не только проклинал свой труд, но и гордился сделанным и построенным («Любо нам видеть свой труд»). Некрасов изображал не только массы народные, но и отдельные личности. Раскрывает он народные характеры в стихотворениях «В дороге», «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская» и других. Некрасов шел к осознанию необходимости перемен и поискам путей обновления жизни. Вспомним стихотворение «Размышления у парадного подъезда». До конца своих дней поэт был убежден, что нет ничего важнее, как только любить народ, родину, служить им сердцем и душою.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |