Атомизм Левкиппа - Демокрита.
v Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипотеза, развитая Левкиппом (5 в. до н.э.) и особенно Демокритом, связана с Древнем Востоком. v первоначала сводили к атомам. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте. Соединение атомов образуют все многообразие природы v Демокрит разработал свой научный метод познания, основанный на опыте, наблюдения и теоретического обобщения фактического материала. v Вселенная Демокрита точно подчинена принципу причинности. В этом состоит принцип осмысления сути вещей. v душа человека состоит из мельчайших круглых постоянно мятущихся атомов, обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ. v от предметов истекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия, v признании бытия Бога. По Демокриту, бог состоит из атомов, а бог есть космический разум. Идея атома содержит в себе принцип предела делимости материи: мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный в создании и последний в разложении вещественный элемент сущего. А это - гениальный взлет мысли на принципиально новый уровень философского постижения сущего. Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик. В 5 в. до н.э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. v Софист - человек , кот посвящал себя умственной деятельности или искусного в какой _ либо премудрости, в том числе учености. v Софисты - учили не только техники политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. v проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а так же конкретно-научным и философским знаниям. Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности. Доказываемых положений и даже прибегали к нелепым ходам мысли. v В своем стремлении к убедительности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Протагор. v человек есть мера всех вещей v говорит об относительности всякого знания , доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Горгий v диалектика имеет скорее характер отрицательный только как средство доказательства или опровержение и при том лишена систематичности. v Труд « О природе»: ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно не познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что не о чем нельзя сказать достоверно. Продик v проявляет исключительный интерес к языку, к проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. v уделял правилам спора v Именно с них начинается философская лингвистика. Сократ (469-399т до н.э.). v диалог стал основным методом нахождения истины. v повивальное искусство, именуемое майевтикой - искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. v Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров.- v Логика, впервые начал использовать индуктивные доказательства, общие определения понятий v впервые поставил в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. v Главная цель его философии - восстановить авторитет знаний, поколебленный софистами. он знает только то, что ничего не знает. v глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. v Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога. v власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым и непременно обладающим искусством государственного управления. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты. Платон (427-347 до н.э.) v « Мир : в нем общее совмещено с единичным, а космическое - с человеческим. мир по природе двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. v Идея - центральна категория у п. Идея вещи - это смысл, сущность вещи. v Высшая идея – идея абсолютного v доказывает существование Бога, чувством нашего сродства с его природой, который как бы, «вибрирует» в наших душах. v Трактуя идею души, Платон говорит : душа человек до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. затем она попадает на грешную землю, v Основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения, появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предсказана своя учесть, судьба. v душа - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная - обращенная к идеям; пылкая аффектно-волевая; чувственная, движимая страстями. Разумная часть души - основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. v недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Платон подошел к познанию с позиции диалектики. Чтобы познать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его. v Категории: сущее, движение, покой, тождество, различие v происхождение общества и государства обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить свои потребности в жилище, пище, одежде и.т.п. теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое государство Платон противопоставил античной демократии, допускавший народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. Демократия была для него объектом острой критики. v Благо как единство добродетели и счастья. v Идеал аболютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противопоставляется приятному v высшее благо пребывает вне мира. высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. v чувственный мир несовершенен - он полон беспорядка . задача же человека в том, чтобы возвысится над ним и всеми силами души стремится к уподоблению Богу v В самой чувственности Платон высвечивает эрос, стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |