Принципы повышения системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000
Повышение качества продукции считается основой ее конкурентоспособности и динамичного поступательного развития производства. Качество продукции объединяет всю цепочку от производителя до потребителя продукции и проходит красной нитью через жизненный цикл продукции. Внедрение системного подхода к управлению качеством как постоянно действующее требование развивается в настоящее время одновременно в трех направлениях: 1) внедрение систем качества на основе международных стандартов ИСО 9000; 2) снятие технических барьеров в торговле на основе концепции "общего рынка"; 3) обеспечение устойчивого развития внутри общества "культуры качества". Стандарты серии ИСО 9000 стали рабочим инструментом производящих фирм и предприятий сферы услуг, государственных органов и учреждений науки и образования при построении системы качества и ее сертификации. Одной из задач реализации любой системы качества является достижение уверенности руководства предприятия, его клиентов и субподрядчиков в способности поставлять продукцию заданного качества в точно установленные контрактом сроки. В этой связи стандарты ИСО 9000 часто применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве основы для оценки соответствия качества продукции и услуг условиям договора. При этом наличие, сертифицированное системы качества и использование ее элементов в предконтрактной проработке проекта считается одним из условий минимизации риска потерь от невыполнения условий контракта. Система стандартов серии ИСО 9000 по управлению системой качества предприятия состоит из шести стандартов, каждый из которых имеет свою область действия. Следует отметить, что применение всех стандартов ИСО является добровольным. Никто не заставляет внедрять на предприятии систему качества, но развитие конкурентной борьбы и поощрение со стороны государства и общества применения систем качества заставляет поставщиков продукции непрерывно улучшать ее качество и объективно доказывать потребителю свою готовность это делать. Стандарты ИСО 9000 рассматривают элементы системы качества и, содержат нормируемые требования к моделям обеспечения качества. Вместе с тем в них не даются конкретные рецепты построения системы качества, а оставляется, значительная степень инициативы при применении. Вторая редакция стандартов ИСО 9000, действующая в настоящее время, принята в 1994 г. Открывает ряд базовый стандарт ИСО 9000, состоящий из четырех частей. Основная направленность стандарта - методическая помощь предприятию в выборе и применении остальных стандартов серии. Часть 1. Руководство по выбору и применению помогает выбрать одну из четырех моделей системы качества, дает указания по подготовке договора, документированию и представлению результатов оценки качества ИСО 9000. Часть 2. Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, 9002, 9003. Часть 3. Руководство по применению ИСО 9001 по разработке, поставке и обслуживанию. Часть 4. Руководство по управлению программой надежности системы управления качеством. Стандарты семейства ИСО 9000 описывают минимальный перечень элементов, из которых должна состоять система качества, но не дают способов их внедрения. Они не регламентируют конкретный способ реализации системы качества, поскольку она зависит от рода деятельности предприятия, его задач, оснащенности, квалификации персонала и т. д. В зависимости от жизненного цикла продукции, реализуемого на данном предприятии, выделены четыре группы предприятий: 1. Стандарт ИСО 9001 содержит требования к предприятиям, которые осуществляют полный жизненный цикл продукции — от разработки до изготовления и сервисного обслуживания. 2. Стандарт ИСО 9002 содержит требования к предприятиям, которые осуществляют изготовление продукции по готовой технической разработке. 3. Стандарт ИСО 900З содержит требования к испытательным лабораториям и центрам. 4. Стандарт ИСО 9004 состоит из двух частей. Первая часть определяет основные элементы качества. Вторая часть содержит требования к качеству предприятий, которые оказывают различные виды услуг (бытовые, финансовые, образовательные и т. д.). На практике предприятие может производить широкую номенклатуру продукции, часть из которой - имеет полный жизненный цикл, а часть — неполный, внутри предприятия могут существовать испытательные центры, опытно-конструкторские подразделения и отделы, оказывающие различные услуги. Для систематизации всех возможных реальных сочетаний стандарты построены по принципу описания типовых элементов качества. Чем меньше жизненный цикл продукции, тем меньше элементов системы качества. Международные стандарты серии ИСО 9000 отражают международную практику управления качеством продукции на предприятиях. В них особая роль отводится политике предприятия в области качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции. Она предусматривает: улучшение экономического положения предприятия, расширение или завоевание новых рынков сбыта, достижение технического уровня продукции превышающего достигнутый на ведущих фирмах, ориентацию на удовлетворение потребителя, выпуск новой высококачественной продукции, снижение дефицитности выпускаемой, увеличение ее гарантийных сроков службы и др.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |