Категории курсантов и слушателей, нуждающихся в повышенном внимании
С точки зрения профессионально-психологической пригодности учащихся к требованиям ведомственного вуза, существуют различные факторы риска предполагаемых затруднений, основные из них: биологические факторы, психосоциальные факторы, факторы риска, выявляемые психологическими методами обследования. Причиной сниженной адаптации курсанта или слушателя может выступать любой из этих факторов, чаще – совокупность нескольких. Негативное влияние всех факторов группы риска по его проявлениям у курсантов ведомственных вузов можно сгруппировать в 4 группы: - хроническое отставание в учебе; - систематическое нарушение дисциплины; - низкий социометрический статус; - наличие не эффективного психоэмоционального состояния. Необходимо отметить, что все показатели взаимосвязаны и чем дольше курсант испытывает трудности в решении проблем той или иной группы, тем больше вероятность абсолютности проявлений дезадаптации и на других уровнях. Проявления нарушений в освоении профессионально-ролевого статуса (учебно-служебная деятельность) и уровня социальной адаптации имеют довольно выраженные внешние проявления и их не трудно заметить. Кроме этого, целесообразно выделять внутренние затруднения, не сразу заметные в деятельности курсантов, но при длительном существовании ведущие к снижению результатов учебно-служебной деятельности (рис. 1). Безусловно, в жизни курсантов и слушателей, как и у всех людей, происходят различные события, которые могут вызывать у них хронические стрессовые состояния. Выявление курсантов и слушателей, находящихся в стрессовой ситуации, с целью своевременного оказания им
Рис. 1. Проявления нарушений адаптации у курсантов ГПВ.
психолого-педагогической помощи является важной задачей курсовых офицеров, которые чаще других находятся рядом с личным составом и имеют возможность наблюдать их в разных ситуациях. Руководство курса должно своевременно передавать информацию о имеющихся у курсанта проблемах психологам образовательного учреждения. Следует иметь в виду, что контингент в образовательных учреждениях МВД России, нуждающийся в повышенном внимании, имеет определенные отличия от такового в практических подразделениях ОВД. Прежде всего, это: - все курсанты, нуждающиеся в помощи, несмотря на сниженный уровень психологической пригодности к учебно-служебной деятельности, с приказом о зачислении в вуз МВД России автоматически становятся сотрудниками ОВД. Отсутствие стажерства среди курсантов не позволяет в случае их не успешности прекратить дальнейшие отношения с ними; - возрастные особенности курсантов, состоящих в ГПВ, делают их более восприимчивыми к психокоррекционным воздействиям психолога и других субъектов воспитательного процесса; - среди них практически отсутствуют лица с профессиональной деформацией и серьезными заболеваниями, что часто встречается в практических подразделениях; - курсанты из ГПВ нуждаются, позволяют и принимают более активное и интенсивное вмешательство в свою деятельность, чем сотрудники ОВД. С учетом этих особенностей, целесообразно выделять отдельные категории курсантов, которым необходимо повышенное психолого-педагогическое внимание: 1. Курсанты (слушатели), пережившие ситуацию критического инцидента (критический инцидент - это ситуация, вызывающая сильные эмоциональные реакции, которые могут в дальнейшем отрицательно влиять на выполнение курсантом своих обязанностей или его эмоциональное состояние). 2. Курсанты (слушатели), поведение и эмоциональное состояние которых, стало отличаться от характерного для них ранее. 3. Курсанты (слушатели), занятые активным «поиском» денежных средств (возможна игровая зависимость). 4. Курсанты (слушатели), испытывающие трудности адаптации в курсантском коллективе или к условиям обучения в институте. 5. Курсанты (слушатели), систематически нарушающие дисциплину. 6. Курсанты (слушатели) с признаками отклоняющегося поведения (система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам). 7. Курсанты (слушатели), имеющие большую академическую задолженность.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |