В соответствии с целью проводимого исследования, выстраивая модель комплексного подхода к процессу ознакомления старших дошкольников с природой и развития у них математических представлений, в курсовой работе нами проведен анализ программы «Пралеска» [11].
Проведенный анализ позволил сделать некоторые выводы.
Программа «Пралеска» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Кроме того, программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Ее программа математического развития направлена на формирование у ребенка представления о том, что окружающий мир имеет математические характеристики. Знания о равенстве и неравенстве, величине, форме предметов, представление о времени и временных характеристиках явлений (вчера, сегодня, завтра, утро, день, вечер и др.) не только упорядочивают детские представления и наблюдения, но и способствуют их осмыслению, развитию сообразительности, мышления.
Затем мы провели анализ дидактических задач по ознакомлению с природой окружающего мира с точки зрения возможности подключения решения дидактических задач по математике.
Таблица 1
Анализ дидактических задач
Дидактические задачи по ознакомлению с природой
| Дидактические задачи по математике
| Комплексные методы решения дидактических задач
|
1. Человек (его деятель-ность, праздники, одежда и т.п.):
· пробуждать в каж-дом ребенке чувство ра-дости от осознания себя живущим, частью живой природы;
· воспитать уважи-тельное отношение к живому. Формировать представления об обще-витальных признаках у человека: чувствитель-ности, движении, пита-нии, дыхании, росте, размножении;
· формировать пред-ставления о роли света, тепла, влажности, пита-тельности почвы в жиз-ни растений, животных, человека;
· воспитывать у де-тей бережное отношение не только к живым су-ществам, но и к их среде обитания, стремление оберегать природу.
2. Животный и расти-тельный мир:
· воспитать эмпатию, бережное отношение к животным, растениям, уважение к их жизни, потребностям;
· вызывать радость от общения с животны-ми и растениями, жела-ние заботиться о них;
· формировать пред-ставление об общеви-тальных проявлениях у животных и растений: движении, питании, ды-хании, росте, чувствии-тельности, а также о ро-ли света, тепла, влаж-ности, питательности почвы в жизни растений, животных, человека;
· развивать умение общаться с животными, ухаживать за ними.
3. Неживая природа:
· развивать у детей интерес к природе, при-родным явлениям, стремление к ее позна-нию;
· формировать поня-тие о целостности и не-повторимости родных сообществ; о взаимосвя-зи и взаимодействии жи-вой и неживой природы;
· обогащать пред-ставления детей об объ-ектах неживой природы с помощью всех органов чувств;
· формировать пред-ставления о взаимосвязи живой и неживой приро-ды.
| 1. В области количествен-ных представлений:
· формировать интерес к математической стороне действительности (зан. №№ 1-12);
· учить находить «один» и «много» предметов и явле-ний в ближнем окружении
(-);
· учить практическому способу сравнения множеств по количеству входящих в них элементов без счета (на-ложением, приложением) (зан. №№ 4, 5, 6, 7, 9, 12);
· учить опосредованному способу сравнения множеств (путем количественного пе-ресчета элементов множеств и сравнения полученных чи-сел) в пределах 5-7-10 (зан. № 10, 12);
· познакомить с цифрами (зан. №№ 2, 3, 10, 11);
· формировать навыки порядкового счета (зан. №№ 1-12);
· формировать умения определять связи и отноше-ния между смежными чис-лами (зан. №№ 3, 8, 10, 12);
· формировать умения определять количественный состав числа из единиц в пределах 3 (зан. №№ 2, 8, 12);
· учить делить предмет на две равные части с целью формирования понятия «по-ловина» и определения отно-шений между частью и це-лым (-).
2. В области знаний о вели-чине:
· учить выделять отдель-ные параметры величины (длина, ширина, высота, тол-щина). Сравнивать 2 предме-та по этим параметрам нало-жением, приложением и на глаз (зан. №№ 5, 9, 11);
· формировать умение сравнивать два предмета по двум параметрам одновре-менно (-);
· учить строить сериаци-онные ряды по образцу и по правилу по одному или двум признакам одновременно из 3-5 предметов (-);
· формировать умение сравнивать два предмета при помощи третьего, выступаю-щего в роли условной мерки (зан. №№ 4, 9).
3. В области знаний о гео-метрических фигурах и форме предметов:
· формировать умение обследовать геометрические фигуры осязательно-двига-тельным путем под контро-лем зрения (зан. №№ 1, 3, 6);
· учить простейшему ана-лизу строения фигур (-);
· упражнять в определе-нии формы предметов (зан. №№ 1, 3, 6, 7, 12).
4. В области ориентировки в пространстве:
· учить ориентировке на себя как ориентировке внеш-ней, но уже с обязательным определением правой и ле-вой сторон (зан. №№ 9, 10);
· развивать умение опре-делять положение предметов от себя, других предметов
(-);
· упражнять в выполне-нии движений в заданном направлении: от себя, от других объектов (зан. №№ 5, 9, 10).
5. В области ориентировки во времени:
· продолжить знакомство детей с частями суток (-);
· познакомить с понятием «сутки»; последовательнос-тью смены суток (-);
· познакомить с днями недели (-);
· формировать представ-ления о порах года, их по-следовательности, характер-ных проявлениях в природе и деятельности детей, взрос-лых в разные поры года (зан. №№ 1-12).
| 1. Задачи в стихах, например: Воспитатель спрашивает: «Во-рона – это перелетная птица? Почему? Отгадайте про нее за-гадку: Шесть ворон на крышу село, и одна к ним прилетела. Отвечай-ка быстро, смело, сколько всех их прилетело?»
2. Воспитатель показывает иг-рушку паука и предлагает де-тям сосчитать его лапки, про-говаривая вслух.
3. Педагог предлагает детям на-зывать сначала овощи, а затем фрукты и сосчитать их коли-чество, загибая пальчики на одной руке.
4. Решение задач. Например: на ветке сидело четыре грача. Два грача полетели пить воду. Сколько осталось грачей на ветке? Сколько останется гра-чей, если один вернется на веетку, а второй полетит кле-вать гусениц?
5. С помощью карточек с числа-ми от 1 до 10 дать ответ на за-рифмованные задачи, подняв нужную карточку.
6. Воспитатель: «Ну что, пойдем по короткой дорожке? Налево или направо?»
7. Педагог предлагает детям до-рисовать геометрические фи-гуры до изображения какого-либо предмета, животного, ко-торых можно встретить в осен-нем лесу.
8. Каждому ребенку раздается набор геометрических фигур. Воспитатель: «Найдите среди своих фигур ту, которая имеет сходство с яблоком». Дети рас-сматривают яблоки, подбира-ют из своего набора схожую фигуру, выбирая основание для сравнения – цвет, форму («Это круги. Они похожи на яблоки формой»).
9. Воспитатель предлагает детям отмерить в три кастрюльки одинаковое количество воды с помощью чашки. Спрашивает: «Равное ли количество воды получилось в чашках?» В ре-зультате обсуждения педагог подводит детей к требуемой технике отмеривания: напол-нять меру надо «по край».
10. Задание: выбрать на глаз са-мую длинную полоску; прове-рить задание методом сравне-ния, наложения и приложения.
11. Игра-соревнование «Кто боль-ше?» Педагог предлагает де-тям собрать листья в корзинки. Первая команда собирает клее-новые, а вторая – березовые листья в корзинки. Через 2 ми-нуты: «Каких листьев больше? Почему вы так думаете? А те-перь давайте посчитаем, срав-ним на столе, используя прием приложения, чтобы выяснить каких листьев больше, каких меньше. (Один ребенок рас-кладывает кленовые листья, считает – 10; другой под ними раскладывает березовые лис-тья – 10.) Кленовых и березо-вых поровну, по 10. Затем предлагает определить, какой лист больше по площади: клее-новый или березовый. Дети могут определять размеры лис-тьев как методом наложения, так и методом сравнения. Но чтобы натолкнуть детей на но-вый способ, педагог предлага-ет сравнить листья разной фор-мы методом наложения.
12. Давайте сравним, какая дорога длиннее: к Фауне или Фло-ре?». Способ выполнения: про-блемная ситуация. Педагог по-казывает две ленты примерной длины 0,75 и 1,25 м и спраши-вает: «Как узнать, какая лента длиннее? (Дети сравнивают длину, прикладывая ленты друг к другу на столах, изме-ряют ладонями; на полу меря-ют шагами).
13. Задание: из двух внешне оди-наковых коробок (в одной 2 яблока, а в другой - 4) выбрать более тяжелую (прикидывая массу на двух руках).
14. Педагог раздает детям карточ-ки, на которых изображены че-тыре цветка (у одного 5 ле-пестков, у второго – 4, у тре-тьего – 3, у четвертого – 1) и предлагает дорисовать цветы так, чтобы лепестков было по-ровну.
|
Итак, мы рассмотрели возможность подключения решения дидактических задач по математике на комплексных занятиях по ознакомлению старших дошкольников с природой. Для этого мы дополнили 12 конспектов занятий по ознакомлению с природой окружающего мира математическим содержанием. Кроме того, нами были подробно расписаны комплексные методы решения этих программных задач.
В результате анализа таблицы и конспектов комплексных занятий мы пришли к следующим выводам:
1. в ходе 12 занятий были решены все дидактические задачи по ознакомлению с природой окружающего мира;
2. на этих занятиях были решены следующие дидактические задачи по математике:
§ формировать интерес к математической стороне действительности;
§ учить практическому способу сравнения множеств по количеству входящих в них элементов без счета (наложением, приложением);
§ учить опосредованному способу сравнения множеств (путем количественного пересчета элементов множеств и сравнения полученных чисел) в пределах 5-7-10;
§ познакомить с цифрами;
§ формировать навыки порядкового счета;
§ формировать умения определять связи и отношения между смежными числами;
§ формировать умения определять количественный состав числа из единиц в пределах 3;
§ учить выделять отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Сравнивать 2 предмета по этим параметрам наложением, приложением и на глаз;
§ формировать умение сравнивать два предмета при помощи третьего, выступающего в роли условной мерки;
§ формировать умение обследовать геометрические фигуры осязательно-двигательным путем под контролем зрения;
§ упражнять в определении формы предметов;
§ учить ориентировке на себя как ориентировке внешней, но уже с обязательным определением правой и левой сторон;
§ упражнять в выполнении движений в заданном направлении: от себя, от других объектов;
§ формировать представления о порах года, их последовательности, характерных проявлениях в природе и деятельности детей, взрослых в разные поры года.
3. в ходе комплексных занятий не удалось решить следующие дидактические задачи по математике:
§ учить находить «один» и «много» предметов и явлений в ближнем окружении;
§ учить делить предмет на две равные части с целью формирования понятия «половина», определения отношений между частью и целым;
§ формировать умение сравнивать два предмета по двум параметрам одновременно;
§ учить строить сериационные ряды по образцу и по правилу по одному или двум признакам одновременно из 3-5 предметов;
§ учить простейшему анализу строения фигур;
§ развивать умение определять положение предметов от себя, других предметов;
§ продолжить знакомство детей с частями суток;
§ познакомить с понятием «сутки»; последовательностью смены суток;
§ познакомить с днями недели.
Однако, необходимо отметить, что 12 занятий – это всего лишь часть процесса комплексного ознакомления дошкольников с природой и развития у них математических представлений. Оставшиеся нерешенными на этих занятиях дидактические задачи по математике, на наш взгляд, без труда могут быть решены на следующих комплексных занятиях.
Итак, в процессе работы над 2 главой курсового исследования мы сделали вывод о том, что практически все дидактические задачи по математике поддаются решению в процесс ознакомления дошкольников с природой.