ПОНЯТИЕ, АСПЕКТЫ И ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА С современной зарубежной и отечественной литературе, посвящённой вопросам теории и практики управления, тема эволюции стратегического менеджмента рассматривается с различных позиций, все многообразие которых можно свести к трём основным направлениям. В рамках первого направления, наиболее часто встречающегося в литературе, достаточно полно представлены вопросы эволюции стратегического менеджмента в период конца XIX – начала XXI веков, которые рассматриваются через призму хронологического и методологического подхода. В рамках второго направления во главу угла поставлен подход с акцентом внимания как на внутренних аспектах функционирования конкретной организации, так и на уровне экономики объекта управления более высокого порядка, т.е. на отрасли в целом. В рамках третьего направления становление и развитие стратегического менеджмента рассматривается и анализируется с общих позиций. В силу доступности информации, относящейся к первому направлению, именно оно будет подробно раскрыто. Относительно 2-го и 3-го направления я ограничилась наиболее существенными моментами, позволяющими в общих чертах понять их суть. Первое направление. Обычно выделяют 4 этапа в развитии сменяющих друг друга систем внутрифирменного управления организацией. · Первый этап – бюджетирование (1880-1950 гг.). Этот период называют эпохой массового производства, когда спрос превышал предложение, а предприятия обладали гарантированными рынками сбыта и выпускали относительно постоянный, слабо дифференцированный ассортимент продукции. Основная задача предприятий отражена в девизе: «Как можно больше!», а главный фактор успеха заключался в насыщении рынка товарами массового спроса по низкой цене. Данный этап выражался в разработке бюджетов как основы технологии планирования. · Второй этап – долгосрочное планирование (1950-1960 гг.). Бурное развитие экономики после Второй мировой войны привело к радикальному изменению условий ведения бизнеса. Характерными условиями хозяйствования являлись высокие темпы роста товарных рынков, относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства. Эти факторы обусловили необходимость расширения горизонта планирования и создали условия для развития долгосрочного планирования, в рамках которого горизонт планирования мог составлять 2 года, 5 или даже 10 лет. · Третий этап – стратегическое планирование (1960-1970 гг.). В конце 1960-х годов экономическая обстановка во многих промышленно развитых странах существенно изменилась – наступило время непостоянства. Оказалось, что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жёсткой конкуренции. В связи с этим к долгосрочному планированию стали предъявлять требования, выходящие за рамки маркетинга. При этом процессом планирования должны были охватываться научные и конструкторские отделы, снабжение, производство, логистика и т.д. Возникла потребность в установлении чёткой связи между перечисленными подразделениями организации. В конце 1960-х годов появился новый тип планирования, получивший название стратегическое планирование. · Четвертый этап – стратегический менеджмент (с 1970 гг. до настоящего времени). С 1970-х годов ситуация стала изменяться настолько стремительно и непредсказуемо, что управлять прежними методами стало практически невозможно. Потребовался их пересмотр и качественное обновление, в этой связи появилась потребность в стратегическом управлении. В основе стратегических решений теперь оказался выбор такого поведения в текущий момент, которое обеспечивало бы процветание организации в будущем. ПОНЯТИЕ, АСПЕКТЫ И ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. Стратегический менеджмент – это наука, которая рассматривает управление стратегиями коммерческих организаций.
Аспекты стратегического менеджмента: · Функциональный – стратегическое планирование, реализация целей и стратегий, контроль и оценка их достижения. · Ресурсный – характеризует роль потенциала фирмы, который необходимо учитывать для реализации целей и стратегий. · Процессный – характеризует необходимость управления различными бизнес-процессами (исследованиями, разработками, сбытом и т.д.). Структура процессов специфична для каждой фирмы.
Функции стратегического менеджмента: · Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать сотрудники, чтобы их достичь. · Организация. Организовать – значит создать некоторую структуру. Чтобы выполнять планы и достигать намеченных целей, необходимо структурировать большое количество различных элементов. Именно совершенствование внутренней структуры предприятия находится в центре внимания стратегического менеджмента. · Мотивация. Задача функции мотивации заключается в выявлении побудительных мотивов деятельности каждого сотрудника с целью адресного делегирования конкретных заданий. Воздействие на побудительные мотивы работников позволяет предприятию функционировать более эффективно. · Контроль. Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей. Почти всё, что делает руководитель, обращено в будущее, а за этот период могут произойти различные, в том числе неблагоприятные изменения, которые могут заставить предприятие отклониться от курса, намеченного руководителем первоначально. И если руководство не сможет найти пути преодоления неблагоприятных тенденций, под угрозой может оказаться не только достижение целей, но и существование предприятия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. Процесс стратегического планирования представляет собой логическую последовательность реализации его этапов: 1. Определение миссии фирмы. Миссия – это чётко сформулированный смысл существования организации, её предназначение, философия бизнеса. Миссия бывает продуктовая и потребительская. Продуктовая миссия для производителя, потребительская – для клиента. 2. Стратегический анализ. Стратегический анализ включает в себя анализ внешней и внутренней среды предприятия. Внешняя среда включает в себя следующие факторы: · экономические (уровень инфляции, стабильность валюты и т.д.); · политико-правовые (государственная политика, уровень налогов и т.д.); · социально-демографические (состав населения, динамика его изменения и т.д.); · технологические (НТП, тенденции в изменениях технологий); · рыночные (наличие и уровень спроса, уровень конкуренции и т.д.); · культурно-географические (особенности потребления товаров на различных территориях, удалённость территорий, с которыми работает организация и т.д.). Оценка внутренней среды организации обычно проводится по следующим направлениям: · маркетинг и сбыт; · финансы; · производство; · кадры; · организация (общий имидж, доля на рынке, конкурентное положение и т.д.). 3. Установление целей. Цель — это конечный желаемый результат, который определяется в процессе планирования и регулируется функциями управления.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |