Психологические особенности юношеского возраста
Образовательный возраст определяется типом ведущей деятельности, типичными ситуациями, в которые включается ученик, задачами, которые он решает, а также отношениями, в которые он включается в образовательном сообществе. В концепции Д.Б.Эльконина в юношеском возрасте формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Ведущей для юношеского возраста является деятельность проб. Содержанием пробы может стать любое культурное содержание. Образовательное пространство юношеского возраста адекватно возрастным образовательным задачам, если оно предоставляет возможность таких проб и рефлексии результатов в специально выстроенном пространстве (в виде мастерской, лаборатории, учебного исследования). Испытывая любое культурное содержание, подросток тем самым испытывает себя: может ли он сам нести испытываемую форму действия. Переход из юношеского возраста в старший школьный возраст связан с появлением у школьника образа себя как результата множества пробных действий. На следующем шаге появляется необходимость самоопределения, т. е. определения себя в отношении к многообразию форм взрослой жизни. Оно основывается на сложившихся интересах и стремлениях субъекта. Предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Для подростков важен процесс авторского (самостоятельного и ответственного) отношения к собственному образованию, именно поэтому они обсуждают проблему выбора. Формально это проявляется, например, в необходимости выбора профессии, содержательно – в испытании на себе различных способов поведения, ценностей, определяющих жизнь взрослого человека. Адекватной формой реализации образовательных задач этого возраста являются детско-взрослые совместные проекты, организованные «как бы» по профессиональному принципу, с оформленным и востребованным вне школы результатом. Адекватным носителем такого проекта является уже не учитель в обычном смысле, а «мастер» - профессионал, умеющий действовать сам и организовывать рефлексию способа своего действия, его социальной и культурной значимости, базовых ценностей. Возраст юности один из сложных, наиболее важных и ответственных в плане формирования личности периодов. Это период между подростковым возрастом и взрослостью, развитие в ходе которого должно обеспечивать возможность вхождения во взрослую жизнь. В качестве центральных моментов развития отмечается становление феноменов самосознания в период отрочества и юности, что кардинально изменяет поведение юноши по отношению к себе и миру, поскольку он становится способным самостоятельно осуществлять выбор, опираясь на личностные принципы и ценности и нести за него ответственность. Одними из важных задач развития в юности являются: · формирование ценностно-смысловой сферы и определение своей позиции относительно ценностей данного общества; · формирование самостоятельности и независимости в определении жизненных целей и принятия решений в связи с выбором будущей профессии; · развитие готовности к жизненному самоопределению (что предполагает достаточный уровень развития самосознания, ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности, ответственности и др.). Оно связано с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблематизация смысла жизни с ориентацией на будущее. Возвращаясь к задачам развития в юношеском возрасте можно сказать, что это не только возраст самоопределения в существующем мире ценностей и образов жизни, но и возраст оформления «личностного самообраза». При этом одной из основных задач является обеспечение нахождения юношей себя в пространстве возможностей. Это предполагает выращивание механизмов самосознания, самоопределения, идентификации, субъектности в пространстве возможностей.
Выводы
1. Анализ работ представляющих современную ситуацию образования в России позволил сформулировать следующие задачи образования: § Формирование через образование новой системы ценностей, нового мировоззрения людей, которые будут жить в обществе другого типа. § Обеспечение подготовки человека к штатным и нештатным ситуациям в современных развивающихся и управляющих миром сферах мыследеятельности. § Разворачивание образовательной мобильности. § Выращивание универсальных человеческих способностей современного человека таких как: a) рефлексия и понимание; b) техники действий и коммуникаций; c) возможности интерпретации и аналитического мышления; d) способности самоопределения по отношению к культуре и социуму; e) целеполагание и социально-культурная персонификация; f) способности организации, самоорганизации, организации знаниевых систем. 2. Обсуждение возможных площадок для разворачивания новых педагогических проектов и апробации новых педагогических технологий показывает, что в системе общего образования, таким местом является сфера дополнительного образования. В Красноярском крае такое место очерчено программой развития системы дополнительного образования «ПОКОЛЕНИЕ-XXI: РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА». 3. Анализ психологических особенностей юношеского возраста показал, что обсуждаемые виды деятельности являются актуальными для такого возраста. И таким образом специально организованный интенсивный модуль является адекватным данному возрасту.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |