Опытно-экспериментальная работа по профилактике конфликтов
Для изучения проблемы конфликтов у дошкольников нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что без учета педагогических и особенностей, факторов, влияющих на возникновение конфликтов и выявления причин конфликтов, а так же при правильно подобранном методе профилактика конфликтов будет не эффективной и важнейшая среда развития личности дошкольников - это общество сверстников. Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид деятельности и отношений, где вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться группе, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи, не только облегчает дошкольнику автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Взаимоотношения со сверстниками у дошкольников становятся более избирательными и стабильными. Повышается роль характеристик во взаимооценках. Эмоциональное благополучие дошкольника все больше и больше начинает зависеть от статуса, который он занимает в группе, начинает определяться, прежде всего, отношением и оценками со стороны сверстников. Одним из важных аспектов в личности дошкольника является развитие самосознания, в частности, самооценки. У дошкольника возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. В условиях изменяющейся ситуации дошкольник стоит перед необходимостью изменения отношения к себе и окружающим. При несоответствии собственной самооценки и внешней оценки, особенно, оценки сверстников, может возникнуть состояние острого переживания, то есть, конфликт. Вопрос о педагогических и особенностях возникновения конфликтов, который позволяет раскрыть глубинные причины конфликтного поведения, занимает важное место в исследовании конфликтов. При профилактике конфликтов необходимо знание причин детской конфликтности для развития формирования умений анализировать ситуацию взаимодействия; для коррекции поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью методов профилактики конфликтов в игровой деятельности у дошкольников. Анализ литературы показал, что основными факторами конфликтного поведения дошкольников выступают социальный статус, коммуникативные способности, конфликтоустойчивость, направленность контакта и знание норм поведения. Поэтому, учитывая то, что конфликтность и конфликтоустойчивость находятся на разных полюсах одного континуума, правомерно будет определить структуру конфликтности как идентичную структуре конфликтоустойчивости, но с противоположным знаком. В нашем эксперименте для разработки занятий по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности определены следующие факторы конфликтности: 1) социальный статус; 2) коммуникативные умения; 3) нормы поведения Где, оценочными критериями выступили: коммуникативные способности – понимание ситуаций, уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей; знание норм поведения. Данная опытно-экспериментальная работа должна подтвердить: гепотизу исследования, суть которой заключается в том, что профилактика конфликтов у дошкольников в игровой деятельности будет эффективной, если: - учитывать психологические особенности; - учитывать факторы, влияющие на возникновение конфликтов; - выявлять причины конфликтов у дошкольников в игровой деятельности; - применять при разработке занятий эффективные методы и способы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности, направленных на сплочение коллектива; Очень важное условие для эффективной работы по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности это активное участие педагогов, родителей и непосредственно дошкольников. Опытно-экспериментальная работа состоит из последовательных этапов – констатирующий, формирующий, контрольный, каждый из которых требует определенных методик. На первом этапе, констатирующем – исследуются характеристики дошкольника, изучаются статусная структура, определяются психологические особенности, влияющих на конфликты среди дошкольников и причины конфликтов. Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики – важные диагностические показатели для последующих этапов опытно-экспериментальной работы. Задача второго этапа – формирующего, разработать и реализовать мероприятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности. На третьем этапе, контрольном, в результате проведенных диагностических процедур и реализации занятий проводится повторный срез и дается оценка эффективности предложенных занятий, а так же рекомендации педагогам. Целью опытно-экспериментальной работы является разработка и реализация занятий по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности, определение их эффективности. Задачи исследования: 1) провести диагностические мероприятия по определению особенностей, выявление причин, влияющих на конфликты среди дошкольников; 2) на основании полученных результатов в ходе диагностических занятий разработать и реализовать мероприятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности; 3) определить эффективность предложенных занятий Для решения поставленных задач использовались методы: 1) наблюдение; социометрия; 2) математическая обработка и интерпретация результатов База исследования: МДОУ детский сад № 3 «Надежда» г. Благовещенск В исследовании принимали участие 15 дошкольников, в возрасте 6-7 лет. Исследование проводилось с согласия родителей.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |