ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПСИХОЛОГИИ
Психология детей с нарушениями речи является одной из отраслей специальной психологии. Нередко эту область научных знаний называют логопсихологией. Термин «логопсихология» в специальной психологии используется по аналогии с терминами «тйфлопсихоло-гия» (психология слепых и слабовидящих), «сурдопси-хология» (психология глухих слабослышащих), «олиго-френопсихология» (психология умственно отсталых), т. е. психология лиц с речевой патологией. Однако, учитывая дословный перевод термина «лого-психология» (от греч. корня logos — слово, речь), некоторые специалисты под логопсихологией понимают психологию речи. Мы полагаем, что такое отождествление неправомерно, поскольку психология речи рассматривает речь и механизмы речи как психический процесс, т. е. «концентрирует свое внимание на особенностях психических функций сознания в ходе порождения, понимания и формирования речи» (Горелов И.Н., Седов К.Ф., 2001). В нашем понимании логопсихология — это психология лиц с нарушениями речи (логопатов), и в данном пособии термины «логопсихология» и «психология лиц с нарушениями речи» выступают в одинаковом контексте. Следует разграничивать понятие «логопсихология» от понятий «психолингвистика», «нейропсихология», «ней- основы логопсихологии ГЛАВА 1
ролингвистика», «логопедия», «логопедагогика». Специалисты этих областей рассматривают лиц с нарушениями речи под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Психолингвистика — наука, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятие структурой соответствующего языка (или языка вообще). Нейропсихология (от греч. neuron — нерв, psyche — психика) — это наука о мозговой организации высших психических функций (ВПФ) человека, которая изучает: 1) психологическую структуру и мозговую организа- 2) нарушения речевой и других ВПФ в зависимости 3) нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику Нейролингвистика (от греч. neuron — нерв, лат. lin gua — язык) — отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. Логопедия — педагогическая наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания. Логопедагогика — раздел специальной педагогики о воспитании и обучении детей с первичными речевыми нарушениями. Вышеперечисленные научные дисциплины напрямую или косвенно изучают речь (речевое развитие), но не рассматривают особенности психического развития, обусловленные нарушениями речи. Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает закономерности психического развития человека, имеющего речевую патологию первичного характера. Логопсихология является одной из наименее разработанных отраслей специальной психологии. Начало изучения детей с речевой патологией относится к концу XIX — началу XX в. Г.Д. Неткачев (1909, 1913), рассматривая только одно речевое расстройство — заикание, подчеркивал функциональный характер этого нарушения, отсутствие «заметных органических, патолого-анатомических изменений». Исходя из сформулированной позиции о психогенном характере расстройства, он раскрыл механизм его развития и закрепления; подробно изложил новую систему отношений, складывающуюся у заикающегося с самим собой и с окружающим миром. В.А. Калягин (2006) выделяет два ведущих направления в логопсихологии — нейропсихологическую, восходящую к работам Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, и личностную, основы которой закладывались Г.Д. Неткаче-вым, А.Р. Лурии. Вопросам взаимодействия речи и других психических функций, а именно, речи и мышления посвящены фундаментальные работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, А.Н. Соколова, исследованиями связей речи и личности занимались Г.А. Волкова, Ж.М. Глозман, и др. Менее всего изучены отношения речи и деятельности (Калягин В.А., 2006). В настоящее время наибольшее количество исследований посвящено двум расстройствам — афазии, которая преимущественно изучается с позиций нейропсихологии (Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Ж.М. Глозман и др.), и заиканию (В.М. Шкловский, Г.А. Волкова, А.Б. Хавин, В.А. Калягин, Е.Ю. Pay, Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова, Б.К. Осокин и др.). 8 основы логопсихологии ГЛАВА 1
В психолингвистике изучением говорящего человека, в том числе склонного к различного рода нарушениям, отклонениям от нормы, занимались X. Штейнталь, А.А. Потебня, К. Бюлер, Р. Якобсон и др. (Калягин В.А., 2006). Выделяются три этапа развития логопсихологии: I этап (конец XIX — до 70-80-х гг. XX в.) — накопле- II этап (последняя четверть XX в.) — формулирование III этап (конец XX — начало XXI в.) — развитие разно В качестве объекта изучения логопсихологии выступают лица с нарушениями речи. Под нарушениями речи понимаются расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология, отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в нарушениях речевого развития и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др. Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия. Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций — внимания, памяти, воображения, вербально-логи-ческого мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые часто осложняют картину речевого нарушения ребенка. Качественная специфика и выраженность таких отклонений вторичного порядка связана с 10 основы логопсихоложи ГПАВА 1 11
формой и глубиной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и других высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора. Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития (познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных свойств) людей с различными формами речевой патологии. Потребности обучения и воспитания детей с нарушениями речи определили круг задач логопсихологии. На современном этапе развития отечественной специальной психологии можно выделить следующие задачи лого психологии: 1. Раскрытие общих закономерностей психического 2. Раскрытие общих закономерностей психического 3. Раскрытие специфических закономерностей психи- 4. Установление зависимости психического развития 5. Изучение развития конкретных психических про- 6. Определение перспектив развития детей с нарушени- 7. Разработка методов дифференциальной диагности-
8. Систематизация речевых расстройств. 9. Разработка методов психологической коррекции и Поскольку логопсихология не является самостоятельной наукой, то собственных методов исследования не имеет, однако, являясь, в первую очередь, психологической дисциплиной, использует методы современной психологии: ■ организационные (сравнительный и лонгитюдный); • эмпирические: — наблюдение (объективное и самонаблюдение); — эксперимент (лабораторный, естественный; кон- — методы обработки данных (качественный и ко- — методы интерпретации (структурный и генети- Теоретическим аспектом логопсихологии является изучение психического развития детей-логопатов и разработка научных методов профилактики, выявления и преодоления отклонений в психическом развитии. Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Р. Лу-рией, Р.Е. Левиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредовании психических процессов. Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях Л.С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального развития ребенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводить к целому ряду отклонений». Первичный дефект, недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии 12 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 1 13
специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третичных отклонений: ■ недоразвитие всех сторон речи; ■ ограниченность сенсорных, временных и простран- ■ недостатки памяти; ■ недостаточную целенаправленность и концентрацию ■ снижение уровня обобщений; ■ недостаточное умение строить умозаключения, уста- Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка-логопата могут приводить к трудностям общении с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружающим миром. Практический аспект логопсихологии — профилактика, выявление и устранение отклонений в психическом развитии у детей с нарушениями речи. В процессе коррекционно-развивающей работы предусматривается: ■ развитие сенсорных функций; ■ развитие моторики (речевой); ■ развитие познавательной деятельности (внимания, ■ формирование личности ребенка с одновременной ре- ■ коррекция социальных отношений (в том числе воз
■ использование компенсаторных возможностей ребенка. ■ закономерности психического развития ребенка; ■ владеть методами психолого-педагогического обследо- для дифференциации различных форм речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью (умственная отсталость, задержка психического развития), эмоциональными и поведенческими расстройствами. Логопсихология помогает логопеду: ■ видеть не только речевое расстройство, а, прежде все ■ устанавливать контакт с детьми разного возраста; ■ выбрать адекватные методы обследования их речи, ■ проводить психокоррекционно-развивающую работу с Логопсихология опирается на ряд смежных дисциплин и использует их при разработке теории и в повседневной практике. Для получения целостной картины структуры нарушения логопсихологии необходимо опираться на патопсихологию, на знание закономерностей развития высших психических функций при патологии развития, на общую и специальную психологию, возрастную психологию, нейропсихологию, психодиагностику. Следует иметь тесную связь с логопедией и знаниями о речевых нарушениях, их механизмах, тяжести, структуре, а также с нейролингвистикой. Большое значение для логопсихологии имеют знания медицинских наук: педиатрии, невропатологии, оториноларингологии. Задачами курса «Логопсихология» являются изучение закономерностей и особенностей психического развития лиц с различной речевой патологией, а разработка мероприятий, направленных на коррекцию познавательной
14
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (579)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |