ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В основе современной психологической концепции развития й воспитания ребенка лежит идея системного подхода к формированию его личности, т. е. основное внимание уделяется функционированию целостной системы организма. А.Н. Леонтьев отмечает, что психологическое развитие ребенка оказывается под влиянием социальных условий, в которых он развивается, биологических задатков и индивидуальных особенностей, эмоциональной и мотивационной сфер личности ребенка. Определяющим, ведущим в формировании личности и ее свойств является образ жизни ребенка в семье, детском коллективе, школе. Высшие психические функции — память, активное внимание, абстрактное мышление — взаимосвязаны и взаимообусловлены, формируются в процессе развития ребенка; в их основе лежат не только природные задатки, но и формы, способы деятельности ребенка и виды его общения с окружающими. Психическое развитие ребенка — сложный диалектический процесс, где каждая последующая ступень связана с предыдущей и качественно от нее отличается. Каждый переход ребенка на новую ступень развития осуществляется под влиянием взрослых и специального обучения. Взрослые оказывают положительное влияние и на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Дети рано начинают переживать сложные эмоции — радость, удовольствие, обиду, смущение, привязанность. В первые месяцы и годы жизни ребенок особенно интенсивно осваивает окружающий мир, его психика наиболее пластична, поэтому потеря этих лет практически невосполнима. Чем. меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности, апатичности. В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых, что знакомит их с некоторыми сторонами социальной жизни. Наконец, на личность ребенка оказывает влияние и коллектив сверстников. Отношения в этом коллективе складываются своеобразно, подчас даже незначительный физический дефект может сделать ребенка менее авторитетным у сверстников, что вызывает у него пониженную самооценку и может перерасти в личностные черты взрослого человека. В дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка — устанавливаются те первые связи и отношения, которые в дальнейшем образуют единство деятельности и единство личности. Эти новые связи и отношения еще очень непрочны, неустойчивы, легко ранимы. Физическая ослабленность, тяжелые заболевания в раннем детстве могут привести к нарушению регулирующей роли коры больших полушарий — к быстрой исто-щаемости, слабости процессов возбуждения и торможения, образованию очагов запредельного торможения. Отсюда — нарушение нормального развития и общего поведения ребенка, замедленное развитие его речи. Развивающаяся психика детей до 9-летнего возраста пластична и готова к коррекции. Она должна быть направлена на формирование не изолированных действий путем их «натаскивания, тренировки и дрессировки», а базисных психологических факторов, лежащих в основе высших психических функций, к которым относится и Функция речи. Ее полноценное становление, в свою оче- 104 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 2 105
редь, служит необходимым условием для успешного развития абстрактно-логического мышления, самоконтроля, программирования, рефлексии, ответственности и т. д. О.Н. Усанова указывает на то, что «в формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль. Выполняя функцию общения ребенка со взрослыми, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом». Развитие мозга идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми. Старые переходят в новые, существуют в них как базис, работают под управлением постоянно появляющихся высших уровней организации мозга . Э. Кречмер сформулировал две основные закономерности в развитии мозга (Сиротюк А.Л., 2006): 1. При развитии высших ступеней мозга низшие не 2. Высшие психические функции развиваются снизу Развитие психических функций левого полушария, в том числе и речи, начинается только после того, как пройдет полноценное становление функций стволовых отделов головного мозга, правого полушария и мозолистого тела. Формирование речи может быть затруднено, если ей не предшествовало развитие пространственных представлений, соматогнозиса, зрительного восприятия, копирования, обоняния, осязания, вкуса, ритмов, межпо- лушарного взаимодействия и т. д. Фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение (шумовое восприятие) в правом полушарии. В противном случае могут возникнуть грубейшие задержки и нарушения речи. Следует помнить, что у 7-летнего ребенка хорошо развиты только «внешняя» речь и, следовательно, «внешнее» мышление. Читать и размышлять ему необходимо вслух до тех пор, пока не будет сформирована «внутренняя» речь и, следовательно, «внутреннее» мышление. Перевод мыслей в письменную речь — еще более сложный процесс, который задействует многие зоны коры больших полушарий; чувствительную, основную слуховую, центр слуховых ассоциаций, основную зрительную, моторную зону речи и познавательный центр. Интегрированные схемы мышления передаются в область вокализации и лимбическую систему, что делает возможным построение слов в устной и письменной речи. К базисным психологическим факторам, становление которых является обязательным условием для развития речи, относятся: • модально-специфический (зрительный, слуховой и тактильный гнозис); ■ кинестетический (сенсомоторные взаимодействия); ■ кинетический (динамические процессы); ■ пространственный (телесное и внешнее пространство, ■ энергетического обеспечения (дыхательные упражне- ■ межполушарного взаимодействия (визуализация, ин- 106__________________________________ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ • произвольной регуляции психической деятельности (программирование, целеполагание, самоконтроль, внимание, причинно-следственные отношения, коммуникативные навыки). В отечественной логопсихологии существует немало исследований, посвященных изучению развития психики детей с речевой патологией. Большая часть работ была направлена на изучение познавательной сферы детей с нарушениями речи, среди них работы: ■ И.Т. Власенко, А.П. Вороновой, Е.М. Мастюковой, ■ Г.С. Гуменной, изучавшей особенности мнестической ■ Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усановой, Т.А. Фотековой, кото ■ Л.И. Беляковой, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, ■ О.С. Павловой, Л. Г. Соловьевой, исследовавшие рече ■ В.П. Глухова, изучавшего воображение. (Г.А. Волковой, Т.Н. Воронцовой, Л. Е. Гончарук, О.С. Орловой, Л.А. Зайцевой, В.И. Селиверстова, О.А. Слинько, О.Н. Усановой, В.М. Шкловского, Л.М. Щипициной), посвященные изучению особенностей эмоционально развития, волевой регуляции, личностного развития лиц с речевыми расстройствами. Таблица 5 Сравнительная характеристика развития детей с речевыми нарушениями
Окончание табл. 5
Расстройства фонетической стороны речи обусловлены деформациями строения переферического артикуля- торного аппарата: место артикуляции передвигается в направлении отсутст вующего нёбно-глоточного затвора в результате компенсаторного патоло гического положения языка и выра женной слабости ротовой воздушной струи, что приводит к дефектам зву кообразования. Нарушение моторного уровня Атипичное развитие всей системы языка (фонема тическая, грамматическая, лексическая подсисте ма). Расстройства произношения обусловлены нарушениями производства фонематических опе раций. Отмечается искажение Небольшого количе ства преимущественно сложных по артикуляции звуков, замены сложных и простых звуков, частые взаимозамены звуков, преобладают пропуски звуков. В речи достаточно часты повторения и
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |