Формы, виды и методы финансового контроля
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют государственные органы законодательной и исполнительной власти и специальные государственные органы контроля. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Субъектами общегосударственного финансового контроля являются: ВРУ, КМУ, НБУ, Счетная палата, МФУ, Государственный департамент финансового мониторинга, Государственная налоговая служба, Государственная КРС, Государственное казначейство Украины, Государственная таможенная служба, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Фонд государственного имущества Украины, Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины, а также дирекции государственных целевых фондов и др. Утверждение правовых основ местного самоуправления и расширение сферы ответственности территориальных общин за решение местных дел дают основания для выделения такого вида финансового контроля, как муниципальный. Это контроль органов местного самоуправления, который осуществляют органы представительской и исполнительной власти местных советов через соответствующие комиссии и местные финансовые органы. Объектом муниципального контроля являются местные бюджеты, внебюджетные фонды, хозяйственно-финансовая деятельность предприятий и организаций коммунальной собственности. Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные службы отраслевых министерств, ведомств, концернов и др. органов управления. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений. Функциями ведомственного финансового контроля являются: проверка законности хозяйственных и финансовых операций; контроль использования материальных и финансовых ресурсов; проверка сохранности денежных средств и материальных ценностей; правильность постановки бухгалтерского учета, а также достоверность бухгалтерской отчетности; проведение проверок на подведомственных предприятиях и в организациях. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.), а на частных предприятиях их собственниками. Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов). Непосредственно на главного бухгалтера возложена ответственность за правильную организацию бухгалтерского учета, своевременное составление бухгалтерской отчетности, правильное и своевременное перечисление платежей в бюджет и централизованные целевые государственные фонды, за целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований. В акционерных предприятиях внутрихозяйственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные комиссии. Общественный финансовый контроль осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации). Он может проводиться группами специалистов, которые создаются при комитетах Верховной Рады, комиссиях советов народных депутатов, а также непосредственно на предприятиях. Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Аудит - это независимый финансовый контроль, который осуществляется на коммерческих основах. В 1993 г. в Украине был принят закон «Об аудиторской деятельности», который определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности и направленный на создание системы независимого финансового контроля с целью защиты интересов собственника. Закон определяет аудит как проверку публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации относительно финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам. Аудиторская проверка осуществляется независимыми лицами- аудиторами или аудиторскими фирмами. Аудитор должен иметь квалификационный сертификат, который свидетельствует о его квалификационной пригодности, а также лицензию - т. е. разрешение на занятие аудиторской деятельностью. Сертификацию и лицензирование аудиторской деятельности в Украине осуществляет Аудиторская палата. Аудит может быть обязательным и инициативным. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением, которое является официальным документом, засвидетельствованным подписью и печатью аудитора или аудиторской фирмы. В нем должен быть сделан вывод относительно достоверности отчетности предприятия, ее полноты и соответствия действующему законодательству и нормативам бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. По сферам финансовой деятельности финансовый контроль можно условно разделить на: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой. Формы проведения финансового контроля. По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на: • предварительный; • текущий; • последующий. Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины. Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем. Методы проведения финансового контроля. По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг). . Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. . Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок - по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование. . Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д. . Ревизия - метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. Ревизии бывают: • комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия; • частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны); • тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов); • плановые и внеплановые; • сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов). По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре). По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков. . Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. . Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия - клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды. . Содержание финансового планирования и прогнозирования
Исходя из целей, перечисленных выше, внутрифирменное финансовое планирование - это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов: • анализа финансовой ситуации и проблем; • прогнозирования будущих финансовых условий; • постановки финансовых задач; • выбора оптимального варианта; • составления финансового плана; • корректировки, увязки и конкретизации финансового плана; • выполнения финансового плана; • анализа и контроля выполнении плана. Анализ ситуации и проблем заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли и др. Прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которой будет протекать деятельность предприятия. На основе перспективных расчетов производственной деятельности предприятия, а также маркетинговых прогнозов изучения рынка, спроса и других факторов, прогнозируются будущие возможные финансовые результаты. Постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств. Выбор оптимального варианта. На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия. Составление финансового плана. Составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов. Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана состоят в состыковке показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установлении конкретных сроков их достижения. Согласованные показатели финансового плана доводятся до соответствующих подразделении предприятия и конкретных исполнителей. Выполнение финансового плана. Это процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты. Анализ и контроль в выполнении плана заключаются в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений.
4. Методы финансового планирования и прогнозирования
Процесс составления финансового плана предприятия заключается в расчете его показателей. Для этого используются различные способы и приемы расчета: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решении, экономико-математическое моделирование. Выделяют следующие методы финансового планирования и прогнозирования: Расчетно-аналитический метод финансового планирования и прогнозирования - один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия. Балансовый метод финансового планирования и прогнозирования применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся и наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:
Он+П-Р+Ок где:
Он - остатки средств на начало года; П - поступления средств в планируемом периоде; Р - расходы в планируемом периоде; Ок - остаток средств на конец планового периода. Нормативный метод финансового планирования и прогнозирования используется при наличии установленных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования и др.), нормативов потребности в оборотных средствах и др. Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются: • органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды); • ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.); • предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.). Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др. Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них. К объектам финансового планирования относятся: • выручка от реализации продукции, услуг и прибыль; • амортизационные отчисления; • объем оборотных активов и их прирост; • ресурсы в капитальном строительстве; • платежи в бюджет; • взносы во внебюджетные фонды. Муниципальный кредит
. Муниципальный кредит, его особенности и структура
Муниципальный кредит - денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию). Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации. Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения: 1. муниципальное кредитование - муниципалитет является кредитором; 2. муниципальное заимствование - муниципалитет является должником или должником и принципалом; . муниципальные гарантии - муниципалитет является гарантом. Гарантия - способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств. Муниципальный кредит выполняет следующие функции. . Распределительная функция. Муниципалитет: 1. собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления; 2. осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов. . Регулирующая функция. Муниципалитет: 1. действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов; 2. распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику. . Стимулирующая функция, при которой муниципалитет стимулирует развитие экономики с помощью кредитов и инвестиций. . Контрольная функция. По объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов - эффективность своей финансовой политики. Особенность этой формы кредита определяется именно участием в ней муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. В условиях, когда муниципальные образования не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей - во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискационный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства. В настоящее время в России провозглашено равноправие сторон в отношениях государственного и муниципального кредита. Государственные и муниципальные займы размещаются только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной и муниципальной казны. Государство и муниципалитеты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, составляющим государственную или муниципальную казну. Причем казну составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
. Источники формирования региональных бюджетов
Для выполнения функций, возложенных на местные (региональные) органы власти, последние наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Экономически это реализуется через местные (региональные) финансы, которые представляют собой совокупность денежных средств, сформированных и используемых на экономическое и социальное развитие регионов. Основной составной частью местных (региональных) финансов являются региональные бюджеты и бюджеты административно-территориальных образований. Порядок формирования и расходования бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов в Российской федерации определяется в соответствии с конституционными нормами государства, бюджетным законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, а для органов местного самоуправления - с учетом решений вышестоящих органов самоуправления. Законодательство РФ различает понятие бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Источники формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов РФ подразделяются на налоговые и неналоговые поступления, а также иные поступления из вышестоящих бюджетов. К налоговым доходам субъектов РФ относятся: • собственные (закрепленные) налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, в определенной пропорции разграниченных между бюджетом субъектов РФ и иными бюджетами; • отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ. Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы: • налог с продаж; • налог на имущество предприятий; • транспортный налог; • дорожный налог; • налог на недвижимость; • налог на игорный бизнес; • региональные лицензионные сборы. К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета. Неналоговые доходы региональных бюджетов РФ формируются за счет тех же источников, что и неналоговые доходы федерального бюджета. К ним относятся доходы от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности, части прибыли унитарных предприятий созданных субъектами РФ, доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственного и местного управления, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия. Пополняют бюджеты субъектов РФ также дотации и субвенции, направляемые из федерального бюджета. К собственным (закрепленным) доходам местных бюджетов РФ относятся местные налоги и сборы, платежи из прибыли муниципальных предприятий. Как правило, закрепленные доходы местных бюджетов не являются основными источниками их формирования. Более значительная роль в этом принадлежит регулирующим налогам и поступлениям из вышестоящих бюджетов в виде дотаций и субвенций. Из регулирующих налогов самыми важными являются НДС, акцизы, налог на прибыль, платежи за пользование природными ресурсами, налог на пользователей автомобильных дорог. Нормативы отчислений регулирующих налогов утверждаются вышестоящими органами власти в виде определенной фиксированной ставки. Существующая система регулирования местных бюджетов имеет свои достоинства и недостатки. К ее достоинствам можно отнести то, что независимо от экономического потенциала территорий местные (региональные) бюджеты могут быть обеспечены необходимыми средствами для осуществления различных региональных программ, что создает предпосылки к выравниванию уровней развития различных административно-территориальных единиц. Преимуществом использования регулирующих налогов при формировании местных бюджетов является также и то, что местные органы власти заинтересованы в эффективной деятельности расположенных в их регионах предприятий, уплачивающих налоги, относимые законодательством к регулирующим. Недостатком существующей системы является определенный субъективизм при установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Так, твердо установленные нормативы отчислений от таких регулирующих налогов, как НДС, налог на прибыль, платежи за природные ресурсы, подоходный налог, дают преимущества наиболее экономически развитым промышленным регионам с более высоким уровнем заработной платы или регионам, имеющим природные ресурсы. Сельскохозяйственные же регионы и регионы, не имеющие природных ресурсов, имеют лишь незначительные поступления от регулирующих налогов в местные (региональные) бюджеты, что вызывает необходимость в перечислении в их адрес из центра бюджетных средств в виде дотаций и субвенций для покрытия дефицита местных бюджетов. Установление дифференцированного подхода к субъектам Федерации уже на стадии формирования доходной части федерального бюджета позволило бы сократить встречные потоки финансовых ресурсов и оптимизировать взаимные расчеты регионов с центром.
. Направления расходов региональных бюджетов
Структура расходов региональных бюджетов неодинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Например, для бюджетов областей и городов характерен большой удельный вес в расходной части (до 40%) затрат на жилищно-коммунальное хозяйство, объекты которого находятся в ведении областных и городских органов власти. Около половины всех расходов бюджетов краев, областей и городов приходится на финансирование здравоохранения, просвещения и науки. В бюджетах более низкого уровня - районных, поселковых и сельских - преобладают расходы на народное образование и здравоохранение. Важным направлением расходования средств местных (региональных) бюджетов в настоящее время является также финансирование экологических программ. Основные направления использования средств региональных бюджетов: • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; • обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации; • проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации; • обеспечение реализации региональных целевых программ; • формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации; • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации; • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации; • оказание финансовой помощи местным бюджетам; • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов. 8. Кредитная система
Кредитная система характеризуется совокупностью банковских и других кредитных учреждений, правовыми формами организации и механизмом осуществления кредитных операций. Существуют два звена кредитной системы: банковские учреждения - банки; парабанковские учреждения. Банки - кредитные учреждения, выполняющие большинство кредитно-финансовых услуг и поэтому являющиеся универсальными (коммерческие банки, инвестиционные, сберегательные. ипотечные, земельные и т.д.). Парабанковская система образована специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами, ориентироваными на выполнение круга финансовых услуг или обслуживание определенного типа клиентуры (ломбарды, страховые и инвестиционные компании, лизинговые, факторинговые фирмы, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые фонды). Основой кредитной системы является банковская система, которая несет основную нагрузку по кредитно-финансовому обслуживанию всего хозяйственного оборота.
. Новые виды кредитов: лизинг, кредитные карточки, ипотека
В России официальное признание лизинга (англ. to lease - арендовать, брать в аренду) как вида предпринимательской деятельности содержится в Указе Президента «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17.09.1994 г. № 1929. . На сегодняшний момент основные нормативные акты, регулирующие лизинговые отношения в РФ: Федеральный закон «О лизинге» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ; Федеральный закон «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» от 8.02.1998 г. № lb-ФЗ; Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ; методические рекомендации по расчету лизинговых платежей (утверждены Минэкономики России 16.04.1996 г.). В соответствии с Законом «О лизинге» лизинг представляет собой инвестиционную деятельность по приобретению имущества и передачу его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателя. Кроме того, в ст. 8 Закона определен сублизинг как вид лизинга, предусматривающий пере дачу лизингополучателем своего права пользоваться предметом лизинга другому лицу с согласия лизингодателя. По своему содержанию лизинг соответствует кредитным отношениям и сохраняет сущность кредитной сделки. Поэтому в экономическом смысле лизинг - это кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование имущества. Участниками лизинговых отношений, т.е. субъектами лизинга, являются: лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средств приобретает в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю во временное владение с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга; лизингополучатель - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок во временное владение; поставщик (производитель) - юридическое лицо, которое передает лизингополучателю или лизингодателю на основании договора купли-продажи предмет лизинга. Схема осуществления лизинговой операции достаточно проста. Предприятие обращается в лизинговую компанию или банк с заказом на получение необходимого оборудования. В соответствии с поступившим заказом компания приобретает оборудование у поставщика и передает его заказчику-потребителю в пользование, оставаясь при этом юридическим собственником имущества. Потребитель эксплуатирует полученное оборудование и из полученных доходов выплачивает лизинговой компании его стоимость в виде амортизационных отчислений и лизинговый процент, включающий в себя налог на имущество, на содержание жилищного фонда. Потребитель имеет возможность получить оборудование и начать производство без крупных единовременных затрат, что особенно актуально не только для существующих предприятий, но и для начинающих предпринимателей. Лизинговые сделки могут быть классифицированы на множество видов Остановимся на рассмотрении оперативного и финансового лизинга. Оперативный лизинг подразумевает лизинговые контракты, заключаемые на короткий и средний срок, согласно которым арендатору предоставляется право в любое другое время расторгнуть договор. Арендодатель здесь несет повышенный риск, а быстро сменяющиеся арендаторы заставляют лизинговую компанию проявлять особый интерес к хорошему состоянию предмета лизинга. Для оперативного лизинга характерны следующие признаки: предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации предмета лизинга; расходы лизингодателя на приобретение техники возмещаются в результате последовательного заключения договоров с рядом лизингополучателей; размер платежа обычно выше, чем при финансовом лизинге; это объясняется тем, что лизингодатель вынужден закладывать в цену лизинга возможные потери по различным рискам. В зависимости от характера объекта лизинговой сделки Лизинг движимого имущества (транспорт, техника связи); лизинг недвижимого имущества (торговые и складские здания); лизинг нового имущества (из первых рук); лизинг бывшего в употреблении имущества В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции Внутренний лизинг, когда все участники представляют одну страну; внешний (международный), когда одна из сторон сделки или все участники одновременно принадлежат разным странам; этот вид лизинговых операции подразделяется на экспортный и импортный В зависимости от формы платежа Лизинг с денежным платежом: компенсационный лизинг, при котором платеж осуществляется продукцией, изготовленной на взятом в лизинг оборудовании или другими товарами, встречными услугами, работами; лизинг со смешанной формой платежа В зависимости от окупаемости предмета лизинга Лизинг с полной окупаемостью (финансовый лизинг): лизинг с неполной окупаемостью (оперативный лизинг) В зависимости от состава участников Лизинг с участием множества сторон, его называют также леверидж-лизингом, при котором большая часть стоимости или вся стоимость оборудования оплачивается инвестором; лизинг с участием двух сторон - возвратный лизинг, при котором продавцом предмета лизинга является лизингополучатель. Идея возвратного лизинга заключается в том, что собственник имущества продает его будущему лизингодателю, а затем сам берет свое же имущество в лизинг. Этот вид лизинга актуален для предприятий, имеющих достаточно быстро окупаемый проект реконструкции или технического перевооружения, но нуждающихся в денежных средствах для его осуществления Среди разновидностей оперативного лизинга следует назватв рейтинг - аренду от одного дня до одного года; хайринг - среднесрочную аренду от одного года до трех лет. Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта (от 5 до 10 лет) и представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки. По истечении срока действия договора арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также купить объект по остаточной стоимости (обычно она носит чисто символический характер). Существуют разновидности финансового лизинга. Лизинг с обслуживанием, т.е. сочетание финансового лизинга с договором <http://click01.begun.ru/click.jsp?url=zzuS3ZWcnZw37q3ADpGLAUXj80htXEnUEyGrhGtPOQfPS96mpu*4OUkTqPSk2JgHxJxzPN0566N4YC7mIlxxmO*yCWEAzocvjna745J2xyQ-HlWuJg5-UqXpbQkGPIIaXe2D1ZKrwjwTnyF6t79IFC84FUpIkhh9KY8LnQfDQUBHnER7BoepiI-eItvgrd00ukQglTTPq3szIOEzcu71vHpOPgXoejeXiF*4VNl5BMO2YxCtwKLLVV52xY3QHAsx7Hs5dNeCU334s2Xq94pj0HdmfAkw9b2FKqStHCuypTcswz-Rmvson9*BlLjbsLpHUDvEtKFbBrjf0aru652qm7l6T6XU0EseNTT-3yDC*xMugFxNS5ejNXgpDAE> подряда, в котором предусматривается оказание услуг по содержанию, ремонту оборудования, иногда такой лизинг называют «мокрый лизинг». А разновидностью «мокрого лизинга является так называемый лизинг «под ключ», когда предоставляется в лизинг оборудование с полным монтажом, внедрением технологии производства и т.д. Лизинг «в пакете», когда здания и сооружения цехов, предприятий оформляются кредитными отношениями, а оборудование этих цехов - лизинговым договором. Важно подчеркнуть, что феномен лизинга состоит в том, что сегодня он сформировался как новая, нетрадиционная, специфическая система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механизмы. Современный лизинг дополняет и обогащает сложив
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |