ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.03.«ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА МДК 02.01 «Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении» КУРС ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.03.«ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГИСТИКЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)»
2019 Содержание с. 1. Понятия: парадигма и логистическая система…………………………….….3 2. Характеристика и виды материальных потоков……………………………..11 3. Характеристика производственной логистики………………………………17 4. Пути снижения уровня логистических затрат……………………………….21 Список литературы………………………………………………………………24
1. Понятия: парадигма и логистическая система Парадигма – это методология, методы и способы решения задач, главенствующие в течение определенного периода времени в обществе. Парадигмы логистики тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюционного развития. Выделяют следующие парадигмы логистики: аналитическую, технологическую, маркетинговую, интегральную. Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке. Она создана на математической основе, с использованием теории управления запасами, методов математической статистики, экономической кибернетики и т. д. Характерной особенностью аналитической парадигмы является построение сложной экономико-математической модели. Такие модели требуют использования большого объема исходной информации, сложных алгоритмов построения, поэтому использование ее в практике затрудненно, за исключением массового производства. Технологическая парадигма появилась в 1960-х годах и связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Теоретической основой этой парадигмы является системный подход. Использование информационных технологий направлено на автоматизацию логистических функций и операций, а также сбор и обработку информации. Практическим примером использования технологической парадигмы является система MRP (Manufacturing Resource Planning), применяемая при внутрифирменном планировании и управлении запасами и закупками материальных ресурсов. Маркетинговая парадигма главенствует с начала 1980-х годов до настоящего времени. Научная база этой парадигмы кроме математических дисциплин представлена социально-экономическими дисциплинами. Это маркетинг, управление качеством, управление персоналом. Поэтому кроме количественных показателей для принятия решений используются качественные показатели. Примером использования маркетинговой парадигмы в практике является SCM (система управления цепями поставок), которая используется для усиления конкурентных позиций компании в условиях неопределенности спроса. Интегральная парадигма развивает маркетинговую и направлена на развитие взаимоотношений между предприятиями. Примером использования этой парадигмы является концепция «точно в срок» (ЛТ). Конечная цель интегральной парадигмы – объединение всех участников логистического процесса. Логистические системы: понятие, основные черты и свойства Наиболее распространенное в отечественной литературе определение гласит: «Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой». Логистическая система – это относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением корпоративной стратегии организации бизнеса. Использование понятие «логистическая сеть» позволяет дать более короткое определение. Для логистических систем управления характерны четыре уровня развития или четыре степени полноты охвата компонентов производственно-сбытовой системы. Для логистических систем первой степени полноты охвата компонентов характерно выполнение функций организации складирования продукции, готовой к отправлению, и ее транспортировки к потребителям. Такая система обеспечивает демпфирование на выходе путем правильного и своевременного реагирования на ежедневные пики и колебания в заявках потребителей и непредвиденные задержки при доставке продукции в процессе удовлетворения этих заявок. Для логистических систем второй степени полноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции до выходов собственно производства. Подобные системы наряду с охватом системы транспортировки продукции к потребителям и складов готовой к отправлению продукции, что свойственно системам первой степени полноты, охватывают также внутризаводские склады готовой продукции. В функции таких систем входят обработка заказов, обслуживание потребителей, хранение готовой продукции на предприятии и управление внутризаводскими запасами готовой продукции. Для логистических систем третьей степени полноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции дополнительно (по сравнению с системами второй степени полноты охвата компонентов) на входные склады, систему доставки исходных материалов, сферу закупок и снабжение, а также на движение материалов во время производственного процесса. В соответствии с этой расширенной компетенцией такие системы, дополнительно к рассмотренным ранее, выполняют функции управления закупкой и доставкой сырья и комплектующих, управление запасами сырья и комплектующих, а также уровнем незавершенного производства. Логистическое управление системами третьего уровня заключается в генерировании упреждающих воздействий, а не ограничивается адекватным реагированием на спонтанные отклонения. Логистические системы четвертой степени полноты охвата компонентов распространяют свою компетенцию на все элементы и стадии производственно-сбытового процесса, включая планирование и управление собственно производством. Это позволяет объединить результаты маркетинговых исследований с операциями планирования, производства, снабжения и финансов. Логистическое управление базируется на принципе интеграции и идее экономических компромиссов. Логистическая система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но конкретизированными применительно к задачам логистики. Для логистических систем важным фактором, является способность быстро реагировать на изменения рынка, а также учитывать различные изменения внешней среды. К этим изменениям внешней среды могут относиться изменения спроса и предложения на товары и услуги, поломка оборудования, изменение автомобильных и ж/д тарифов, ввод или вывод из строя тех или иных транспортных каналов, изменения ставок по кредитам. Функциональный комплекс соответственно управляет основными логистическими функциями (транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, запасами и т. д.) в снабжении, производстве и распределении. Поэтому выделяются подсистемы: дистрибуции (сбыта/распределения); поддержки производственных процессов; снабжения (управления закупками). Звеном логистической системы называется некоторый экономически и/или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы и выполняющий локальную целевую функцию. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые предприятия, торговые и посреднические организации, транспортные предприятия и банки и т. п. Звенья логистической системы могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы материальные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т. п. Для промышленного или торгового предприятия эти три стороны следующие:
2. Характеристика и виды материальных потоков Объектом логистического исследования и управления является система потоков. В логистике поток представляет собой совокупность объектов, существующую как процесс, и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период времени. Основными параметрами потока являются: - начальный, промежуточный и конечный пункты; - траектория, длина пути, скорость и время движения; - интенсивность - количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени. Предметом изучения логистики является оптимизация потоков, оптимальное управление ими. Потоковые процессы наблюдаются в любой логистической системе (от маленькой фирмы до гигантской транснациональной корпорации, от микрологистики до макрологистики), потоки окружают нас в повседневной жизни. Транспортировка груза, перемещение деталей по заводскому конвейеру, отгрузка товарной продукции, люди в метро, ток в проводах – все это те или иные виды потоков. В экономической теории тоже много внимания уделяется потокам, пусть даже не всегда движение трудовых ресурсов или капитала называют именно так. Поток – это целостная совокупность объектов, существующая как процесс на конкретном интервале времени и оцениваемая в абсолютных величинах за данный период (шт/мин, км/ч). Если формулировать предельно кратко, то поток – это направленное движение каких-либо объектов. При этом объекты, входящие в состав потока, могут обладать как вещественной природой, так и быть нематериальными. В соответствии с этим уместно привести следующую классификацию базовых видов потоков в логистике (по составу): Основные потоки – материальные. Вспомогательные потоки: информационные; финансовые; сервисные; другие (трудовые, транспортные). Классификация материальных потоков предприятия очень обширна. Приведем важнейшие виды материальных потоков организации: 1. По направленности движения: входной поток – приходит в логистическую систему из внешней среды (например, закупка заводом комплектующих); выходной поток – наоборот, исходит во внешнюю среду из логистической системы (например, отгрузка выполненного заказа). 2. По отношению к логистической системе: внутренний поток – протекает внутри нее (например, перемещение заготовки по цеху в процессе ее обработки); внешний поток – движется во внешней среде (например, перевозка товаров со склада в магазины). Но к внешним относятся не любые потоки, протекающие вне логистической системы, а только те, к которым организация имеет какое-либо отношение! 3. По степени сложности внутренней структуры: простой (дифференцированный, однопродуктовый) поток – состоит из однородных объектов (например, поток одинаковых заготовок для штамповки); сложный (интегрированный, многопродуктовый) поток – включает в себя разнородные непохожие объекты (например, поток разнообразных радиотехнических деталей: резисторов, конденсаторов, транзисторов). 4. По степени определенности: детерминированный (определенный) поток – все его характеристики известны или заранее заданы (например, регламентированный процесс отпуска готовой продукции со склада предприятия); стохастический (неопределенный) поток – как минимум один его параметр неизвестен, либо не поддается контролю, будучи случайной величиной (например, нельзя точно рассчитать число машин движущихся на отрезке трассы в некий момент времени). 5. По степени непрерывности: непрерывный поток – за определенный промежуток времени (минуту, час, день) через некий пункт траектории протекания потока проходит фиксированное и/или ненулевое количество объектов (например, непрерывно движущийся конвейер с молочными тетрапаками); дискретный (прерывистый) поток – объекты по траектории перемещения потока движутся с интервалами, паузами, перерывами (например, поставки сырья с определенным интервалом, допустим, раз в месяц). 6. По консистенции груза (т.е. по степени его плотности, густоты, твердости) в потоке, его физико-механическим свойствам: твердый тарно-штучный – груз транспортируется без защитной оболочки, либо в ящиках, упаковках, контейнерах, бутылках, мешках; причем в обоих случаях его можно точно сосчитать поштучно (например, кирпичи на деревянных поддонах); твердый навалочный – это сухой сыпучий груз, обычно минерального происхождения, перевозимый уже без какой-либо тары, навалом, и имеющий тенденцию к спеканию или слеживанию (примеры навалочных грузов: кварцевый песок, минеральная соль, уголь); твердый насыпной – транспортируется также без упаковки в особо оборудованных транспортных средствах (специальные контейнеры, вагоны бункерного типа), обладает сыпучестью (примеры насыпных грузов: щебень, гравий, зерно); жидкий, наливной груз - транспортируемый в цистернах или специализированных наливных судах (например, молоко, керосин, нефть); газообразный груз – транспортируется в закрытых емкостях, цистернах; часто с соблюдением мер предосторожности (т.к. газ бывает взрыво- и пожароопасным). Примеры: бутан, кислород, метан. Стоит отметить, что приведенная выше классификация может в отдельных случаях применяться не только к материальным потокам, но и к иным видам потоков логистической системы: информационным, финансовым, людским. Также ряд исследователей выделяет различные типы материальных потоков по: разнообразию состава (одноассортиментные, многоассортиментные), отраслевой принадлежности (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, строительные, коммунальные), объему груза (мелкий, средний, крупный, а также массовый), совместимости потоков, стабильности, удельному весу груза (легковесный, тяжеловесный), степени опасности, величине изменчивости потока (стационарные, нестационарные), равномерности и ритмичности движения, и пр. Информационный поток в логистике и его виды. Информационный поток (information flow) – это сообщения (в любой форме, от устной до электронной), генерируемые первоначальным материальным потоком и предназначающиеся для осуществления управляющих функций. Информационные потоки в логистике по аналогии могут подразделяться на входящие и исходящие, внутренние и внешние. Кроме того, стоит привести именно классификацию информационных потоков: 1. По типу носителей информации: потоки на традиционных бумажных носителях (записки, документы, письма); потоки на цифровых носителях (флеш-карты, компакт-диски); потоки электронных каналов связи (компьютерные и телефонные сети). 2. По назначению информации: директивные - передают приказы, указания; играют управляющую функцию; нормативно-справочные - нормы, стандарты, различная справочная информация; учетно-аналитические - контрольные параметры, бухгалтерская информация, аналитические данные; вспомогательные потоки - все остальное, информация полезная, но не первостепенной важности. 3. По режиму обмена информацией: потоки «онлайн» - данные передаются через телекоммуникационные сети в режиме реального времени; потоки «оффлайн» - данные передаются вне сети, устно или посредством бумажных документов, писем. 4. По способу передачи информации: почтовой службой; курьером в руки; телефоном или факсом; электронной почтой (e-mail); интернет-мессенджерами. 5. По степени открытости (секретности): открытые потоки (доступны всем); закрытые потоки (доступны только внутри фирмы, подразделения); секретные (конфиденциальные) потоки. Финансовый поток (financial flow) – это направленное движение финансовых средств, обращающихся в пределах логистической системы (склада, завода, банка), а также между ней и внешней средой, и взаимосвязанных с материальными или иными потоками. Не стоит путать финансовый поток с денежным потоком (кэш-фло). Это разные понятия, имеющие различные сферы приложения. Финансовые потоки предприятия, как и все предыдущие виды, также можно подразделить на внутренние и внешние (в зависимости от их направленности), и на входящие и исходящие (по месту протекания). Но кроме того можно описать и несколько разновидностей потоков в логистике, присущих именно финансовым потокам: 1. По назначению: закупочные (закупка сырья и материалов); трудовые (оплата труда рабочих); инвестиционные (приобретение ценных бумаг); товарные (покупка товаров розничной сетью для реализации). 2. По направлению хозяйственных связей: горизонтальные потоки - циркуляция финансов между одноуровневыми звеньями; вертикальные потоки - циркуляция финансов между звеньями находящимися на различных уровнях иерархии. 3. По форме расчета: денежные – движение наличности; информационно-финансовые – переводы денег в безналичной форме; учетно-финансовые – протекают при формировании материальных затрат в процессе производства. Но на этом все разнообразие потоков в логистике не исчерпывается! Например, часто выделяют сервисные потоки или, иначе, потоки услуг. Сервисный поток – это определенный объем услуг оказанных клиентам за конкретный период времени. К особой разновидности материальных потоков можно причислить грузовые потоки. Грузовой поток (freight traffic) – это объем груза, перевезенного за определенный период (как правило, один год), по конкретному маршруту отдельными видами транспорта. Можно выделить и другие виды потоков в логистике: транспортные, потоки клиентов, трудовые, потоки заявок, энергетические. Очень часто материальный и сопутствующие ему вспомогательные потоки образуют некую целостную сущность, систему, обладающую определенной структурой и устойчивостью. Можно сказать, что это интегрированный логистический поток.
3. Характеристика производственной логистики Производственная логистика — обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики. Через инфраструктурные подразделения каждое предприятие формирует внешние хозяйственные связи и осуществляет внутреннее взаимодействие своих структурных элементов. Непосредственное управление финансовыми и трудовыми ресурсами предприятия производиться только с помощью инфраструктурных подразделений. Применение концепции логистики, сохраняя технологическую специализацию элементов предприятия, помогает таким образом интегрировать подразделения основного и инфраструктурного комплексов, что они составляют единое целое, каждая часть которого по отдельности не может функционировать самостоятельно. Особенно это наглядно проявляется в производственной логистике. Производственный цикл — это период времени между моментами начала и моментом окончания производственного процесса применительно к конкретной продукции в рамках логистической системы. Это тип единичного позаказного производства. Его отличает потенциально большое разнообразие выпускаемой продукции и штучный выпуск. Он характеризуется универсальным оборудованием (станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры, роботы и гибкие автоматизированные производства) и высококвалифицированным персоналом (наладчики и станочники широкого профиля). Чем выше серийность, тем ниже универсальность оборудования и уже специализация рабочих. Число видов готовой продукции ниже, выпуск — выше. В отличие от производственной логистики традиционная концепция организации производства предполагает:
4. Пути снижения уровня логистических затрат Конкурентоспособность предприятия зависит не только от уровня затрат, связанных с работой самого предприятия, но и от уровня затрат поставщиков и каналов распределения. Для достижения преимущества совокупные затраты предприятия должны быть ниже, чем у конкурентов. Существуют два пути достижения этого: - более эффективно, чем конкуренты, использовать ресурсы и управлять факторами, влияющими на затраты; - перестроить структуру затрат предприятия таким образом, чтобы исключить некоторые элементы, создающие затраты. Логистические затраты – совокупность затрат на управление движением материальных потоков по всей логистической системе от поставщиков сырья через производственное предприятие до конечного потребителя. Для определения эффективности логистической системы предприятия проводится сравнение внутренних и внешних затрат. Определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других производителей, сравнивается структура логистических затрат на данном предприятии и у его конкурентов. Методы анализа логистических затрат: 1) стратегический анализ – это сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с другим, занимающимся аналогичным видом деятельности; 2) функционально-стоимостный анализ – это метод, основанный на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям. Принципы контроля над логистическими затратами: 1) усилия концентрируются на контроле затрат в местах их возникновения; 2) данные по разным видам затрат обрабатываются по-разному; 3) эффективным путем к сокращению затрат является сокращение видов деятельности (процедур, работ, операций). Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно было делать вовсе; 4) деятельность предприятия должна оцениваться в целом; 5) недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявить механизм их образования и влияние внешних факторов. Способы снижения уровня логистических затрат: 1) проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых скидок; 2) поиск более дешевых заменителей ресурсов; 3) выявление путем анализа и пересмотра цепи поставок тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, и их исключение; 4) компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом; 5) улучшение взаимодействия предприятия с
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |