Методы социологического исследования
Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии. · Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики. · Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным. · Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации. · Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них. · Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами. Методы психологического исследования Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент. Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты). Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Наблюдение | Описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения | 1. Качественное. Качественное наблюдение использовалось людьми еще до появления науки в современное ее понимании. | Достоинства: 1.Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. | 1. Наличие заранее составленного плана наблюдения, | ||||||||||||||||
Количественное. Количественное наблюдение стали использовать в Новое время – время становления научного знания. Количественные наблюдения связаны с математическими измерениями и измерительной техникой. | ||||||||||||||||||||
Недостатки: 1.Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,предубеждение наблюдателя,комплексность наблюдаемых ситуаций,эффект первого впечатления,усталость наблюдателя и наблюдаемого, ошибки в оценках,«гало-эффект», «эффект снисходительности», ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),ошибки моделирования, ошибка контрастности. 2. Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов. 3. Необходимость классифицировать результаты наблюдения. Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных). 4. Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей. | ||||||||||||||||||||
Эксперимент | Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем более точный и полезный в познавательном плане. Комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. |
Естественный. Естественные эксперименты обладают тем преимуществом, что все связи и отношения объекта наблюдения, как внутренние, так и внешние, остаются без всякого изменения. Если подготовка к такому эксперименту проводится достаточно тщательно и заблаговременно, то чистота и достоверность выводов при его проведении обладают максимальной вероятностью. | Недостатки естественного эксперимента — редкость возникновения соответствующей ситуации и трудность заблаговременного получения информации о предстоящей возможности организации такого эксперимента. Не менее существенным недостатком является трудность в определении тех факторов, которые могут оказать влияние на изменение переменных, и практическая невозможность манипулировать ими. | 1. Постановка цели. | ||||||||||||||||
Достоинства лабораторного эксперимента: | ||||||||||||||||||||
Лабораторный. | ||||||||||||||||||||
Тестирование | Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. | Виды: | Достоинства метода тестов: — Стандартизация условий и результатов. — Оперативность и экономичность. — Количественный дифференцированный характер оценки. — Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. — Надежность. — Справедливость. — Возможность компьютеризации | - Строгая формализация всех этапов тестирования, | ||||||||||||||||
Недостатки метода тестов: — Опасность «слепых» (автоматических) ошибок. — Опасность профанации. — Потеря индивидуального подхода, «стрессогенность». — Потеря индивидуального подхода, «репродуктивность». | ||||||||||||||||||||
Анкетирование | Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. | Различается несколько видов анкетирования в зависимости от того, в непосредственный или опосредованный контакт с респондентом вступает анкетер, то есть по способу общения различают – очный и заочный опрос. В первом случае речь идет о раздаточном индивидуальном и групповом опросе, во втором – о почтовом и прессовом анкетировании. | Преимущества анкетирования: 1. Большой содержательный спектр информации. 2. Возможность выявить «внутренний мир» человека. 3. Возможность целенаправленной (тематически) ориентации. 4. Большая концентрация материала; возможность применения зондажного (пилотажного) опроса. 5. Сочетаемость с другими методами (наблюдение, интервью). 6. Возможность сравнительного анализа и перепроверки данных. 7. Широкие «географические» рамки метода; возможность вторичного анализа (с иными исследовательскими задачами). 8. «Традиционность» метода. | 1. Точно определить предмет, объект исследования; | ||||||||||||||||
Недостатки анкетирования. 1. Субъективированная информация. 2. Влияние факторов памяти и знаний. 3. Трудоемкость раздачи и сбора. 4. Возможная неискренность респондентов. 5. Проблема интерпретации вопросов респондентами. 6. Проблема интерпретации ответов исследователем. 7. Возможная недостаточная мотивация «соучастия» в анкетировании со стороны респондентов. 8.Относительная слабость контроля при заочном анкетировании. 9. Чрезмерная увлеченность методом без учета ситуации. 10. Кажущаяся легкость проектирования метода. | ||||||||||||||||||||
Беседа | Беседа - один из методов психологии и педагогики, предусматривающий прямое или косвенное получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей путем речевого общения. Также организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, установок, отношения к среде, к коллективу и т. п.). Научная ценность данного метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования. |
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |