Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоятельной науки
Основные данные о работе
Содержание Введение…………………………………………………………………4 Основная часть...........................................................................................7 1 Сущностная характеристика педагогической психологии……………... как самостоятельной науки ………………………………………………7 1.1 Предмет и задачи педагогической психологии…………………………7 1.2 Педагогическая психология в системе психологических наук…………12 2 Значение, структура и принципы педагогической психологии…….......17 2.1 Значение и структура педагогической психологии……………………17 2.2 Принципы педагогической психологии………………………………23 Заключение……………………………………………………………..26 Глоссарий………………………………………………………………28 Список использованных источников…………………………………….30 Список сокращений……………………………………………………..31 Приложение А…………………………………………………………..32
Введение Педагогическая психология — это отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса. Педагогическая психология как экспериментальная научная дисциплина появилась на рубеже 19 и 20 веков. Ее становление связано с работами Дж. Салли «Введение в психологию с точки зрения теории образования» (1884), У. Джеймса «Беседы с учителями о психологии» (1890), Э. Клапареда «Психологию ребенка и экспериментальную педагогику» (1905). Термином педагогическая психология обозначаются две существенно разные науки. Одна из них является ветвью психологии. Это базовая наука, призванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Но под названием «педагогическая психология» развивается также и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. Педагогическая психология - наука, предметным полем которой является образование. Главной целью образования в современных условиях становится воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию, к свободному и компетентному определению себя в обществе, культуре, профессии. Развивающее образование ставит на первый план создание таких условий, которые бы способствовали активизации творческого потенциала всех сфер личности учащегося (эмоциональной, личностной, духовно-нравственной). В образовании все активнее используется практико-ориентированное обучение, задачей которого является развитие способностей учащихся получать знания на основании собственного опыта посредством рефлексии. Для психолога, работающего в образовании, важно ответить на вопрос: «Создает ли образование условия для полноценного функционирования, психического и физического здоровья, личностного роста ребенка?». Возможности педагогической психологии как конструктивной, практико-ориентированной науки, выступающей фактором развития образования, каждого из его субъектов - детей, родителей и педагогов, - огромны. Современная педагогическая психология строится на принципе неразрывности субъекта и объекта. Она превращает конструирование жизни в исходный пункт своего исследования, рассматривая в свою очередь само исследование как проектирование феноменов, формируя, таким образом, сознание и психологов и педагогов. Эффективность работы психолога определяется его личностными особенностями: глубоким интересом к людям, эмоциональной стабильностью, уважением прав другого человека, осознанием профессионального долга, способностью вызывать доверие, высоким уровнем самопонимания. Этический кодекс психолога в России еще не стал регулятором его профессиональной деятельности. Тем более важна ответственность, которую он берет на себя, осознанность каждого его действия, понимание последствий принимаемых решений. Базовыми и универсальными принципами работы психолога в образовании являются: - гуманность - уважение личности и прав субъектов образовательного процесса, признание их личностного роста приоритетным направлением и главной целью работы психолога; - экологичность - отказ от любых форм экспансии, ориентация на неманипулятивные, ненасильственные способы работы, обеспечивающие безопасную атмосферу общения; - демократичность - опора на демократические принципы при осуществлении работы в образовании; психолог стремится занять позицию равноправного сотрудничества, партнерства и соучастия с родителями, детьми и педагогами; - конструктивность - работа психолога направлена не на выявление ошибок, нарушений и т.п., а на поиск ресурсов для развития и совершенствования образовательного процесса; – открытость – действия психолога осуществляются гласно, открыто; - понятность и приемлемость для работников образования методов, применяемых психологом; - конфиденциальность - результаты работы психолога не могут быть оглашены без согласия того, кто взаимодействовал с ним. Целью данной курсовой работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания. Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. Ее центральной проблемой является выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения. В педагогической психологии важное место занимает также задача изучения возрастных возможностей детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогическая психология является одной из базовых наук педагогики и частных методик. В настоящее время психологическая наука развивается по нескольким принципиально разным теоретическим направлениям. В области педагогической психологии следует остановиться на трех типах теорий учения: бихевиористском, когнитивном и деятельностном. Отличия между теориями определяются тем, как понимается природа процесса учения, что в нем выделяется в качестве предмета изучения, в каких единицах ведется анализ этого процесса.
Основная часть Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоятельной науки
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |