Инновационные технологии в системе повышения квалификации
Нередко мы задумываемся над вопросом: почему различные инновации, привносимые в образовательный процесс, не становятся традициями учебной практики? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Слишком большое число объективных и субъективных факторов определяли и продолжают определять состояние образовательной системы. Вместе с тем, как показывают многочисленные исследования российских и зарубежных ученых, одним из таких факторов, несомненно, остается сохраняющаяся репродуктивная направленность обучения при отсутствии четко поставленных, конкретных диагностичных целей. Реально педагог-практик осознает данную проблему, пытается решить ее с позиции критического осмысления собственного опыта и отбора наиболее эффективных (с его точки зрения) механизмов преподавания-учения. Поддержание усилий педагога в этом поиске – одно из возможных действенных средств изменения характера учебно-воспитательного процесса, его большей эффективности в рамках современной образовательной парадигмы. Одновременно с этим, важной видится и задача предоставления учителю необходимого методического инструментария, сконструированного учеными как результат теоретических исследований и накопленного практического опыта. Как сделать процесс внедрения инноваций технологическим, приносящим результаты? Один из путей – диссеминация современных образовательных технологий в практику педагога через систему повышения квалификации. Вопрос о содержании и методах обучения педагогов в системе повышения квалификации – тема постоянно обсуждаемая. Не менее важным вопросом является создание системы обучения методистов. Какими знаниями должен обладать управленец, педагог, методист в современной системе образования, чему он должен обучать учителей и учеников, какими методами пользоваться? По этому поводу существует разнообразие мнений, но все существующие подходы, с нашей точки зрения, имеют существенные недостатки: отсутствие единого подхода к обучению взрослых, строгой адресности – предметности обучающих курсов. В основе разрабатываемой СПбАППО системы обучения взрослых – современные достижения педагогики и психологии, инновационные технологии определенного характера. Этой проблематикой многие годы занимается кафедра педагогики и андрагогики СПбАППО. Среди разнообразия подходов к обучению взрослых для нас, в данном контексте, важен ориентир на расширение пространства самодеятельности взрослых обучающихся, на наиболее эффективные и востребованные сегодня подходы (модели), обеспечивающие реализацию этой идеи в постдипломном образовании: [2] - проектный подход; - исследовательский подход; - коммуникативно-диалоговый подход; - игровой подход. При этом сравнительно небольшому количеству подходов может соответствовать множество различных технологий. Один из путей - единый надпредметный модуль обучения учителей. Другой – обучение самих педагогов системы повышения квалификации, методистов, трансляторов, диссеминаторов инноваций. Данная глава – проект обучающего семинара для преподавателей разного уровня, который впоследствии может быть транслирован ими в систему повышения квалификации учителя. Главные принципы предлагаемой программы: v Личностно ориентированный подход. v Рефлексивность. v Воспроизводимость обучения. Это позволяет нам говорить о создании технологии обучения взрослых, в основе которой лежат современные достижения мировой педагогики, о создании системы, принципы которой не расходятся с принципами обучения в средней и высшей школах, мы можем говорить о создании педагогоцентристской модели обучения взрослых. Инновационные технологии многофункциональны и могут быть использованы в системе повышения квалификации как инструмент, позволяющий работать с различной аудиторией обучающихся. Технологии – важный инструмент для создания инновационных учебных программ: · Использование в практике работы со взрослыми интерактивных приемов технологий для организации лекций, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы. · Создание тематических программ, спецкурсов, инструментом обучения которых станут инновационные технологии. · Разработка системы семинаров по обучению различных групп преподавателей и руководителей образовательных учреждений, где может быть использован методический аппарат подобных технологий: технологии развития критического мышления, игрового моделирования, проектных методов, портфолио (разнообразные приемы и стратегии), и раскрыта сущность подобных технологий - формирование интеллектуальных качеств личности, обучение способам работы с информацией, методами организации учения, самообразования, коммуникативные умения, конструирования собственного образовательного маршрута. Важнейшим принципом создания новых моделей повышения квалификации выступает рефлексия. В разработке проблематики рефлексии в подготовке учителя в последние годы продвинулись зарубежная и отечественная наука и практика. Аспектами теоретического исследования в ней выступают проблемы определения понятия педагогической рефлексии, классификации видов (уровней) рефлексии, внедрения рефлексивного подхода в практику профессионального педагогического образования, разработки стратегий развития рефлексии как направления профессиональной подготовки учителя. Практика подготовки учителей в Западной Европе уже многие десятилетия характеризуется реализацией рефлексивных моделей, манифестирующих смену парадигм в педагогике – со знаниевой на личностно ориентированную (личностно-деятельностную). Новое качество данных моделей, обусловленное именно введением рефлексивной составляющей, состоит в целевой переориентации системы подготовки учителя, одной из главных целей которой провозглашается развитие мышления с акцентом на педагогической рефлексии. Расширить данный подход к обучению взрослых, сделав инструментом рефлексивного обучения рефлексивные технологии. Инновационные технологии обучения необходимы, это технологии, способствующие вовлечению субъекта учения в процесс учения, где он инициативен и самостоятелен, учится осмысленно, т.е. важным моментом реализации личностно-ориентированного подхода является его технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данным принципам способы педагогической деятельности. Для этого следует выбирать технологии определенного типа. Технологии рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий:: метод проектов, педагогические мастерские, портфолио, технология развития критического мышления, те технологии, целью и конечным результатом которых, в самом общем виде, является развитие способности к самообразованию. Одной из важных педагогических проблем становится теоретическое осмысление учителем в процессе повышения квалификации своего опыта, в частности, анализ новых технологий обучения. И сделать это можно с помощью определенного рода технологий - метакогнитивных технологий, формирующих интеллектуальные умения и усиливающих рефлексивные механизмы в образовательной деятельности, сделав эти технологии инструментом, позволяющим транслировать содержание курсов повышения квалификации. Какие современные технологии легли в основу разработки новых программ или их модулей? n Метакогнитивные, рефлексивные технологии - технологии, основанные на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д., формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности. n Данные технологии обучают не только общим способам познания, но и вооружают ученика и учителя отдельными приемами, механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность. В чем новизна и практическая значимость подобного подхода? · в утверждении необходимости личностно ориентированного подхода, рефлексии как условия повышения эффективности педагогического процесса и системы повышения квалификации; · в выборе педагогами собственного образовательного маршрута (в рамках модульных программ повышения квалификации разнообразия программ), в возможности конструирования его логики, последовательности теории и практики; · в появлении нового инструментария в системе программ ПК – технологий, определенного типа; · в диссеминационном эффекте подобных технологических программ; · в обосновании необходимости новых технологий в обучении взрослых, способствующих вовлечению субъекта учения в процесс учения, где он инициативен и самостоятелен, учиться осмысленно. Таким образом, выстраивается определенная логическая цепочка, позволяющая создать учебный модуль, необходимый, с нашей точки зрения, в современной системе повышения квалификации.
Воплощением вышеназванных идей в практику могут сталь модульные программы повышения квалификации специалистов (Приложение 3). Сегодня обучение можно пройти в Санкт-Петербургской академии повышения квалификации в Институте дополнительного профессионального образования РГПУ им. А.И. Герцена, Педагогическом колледже № 1 им. А. Н. Некрасова, на других площадках. Сегодня многие образовательные учреждения города включают инновационные технологии в систему внутришкольного повышения квалификации, получив первоначальное представление о технологии, разрабатывают совместно с экспертами или самостоятельно программы повышения квалификации или систему педагогических и методических советов. Школы - ресурсные центры становятся центрами повышения квалификации по отдельным технологиям (Приложение 4). Еще одна форма — запуск учительского портфолио, в ходе работы над которым педагоги осваивают стратегии и приемы технологий. На сегодняшний день в педагогической литературе и в Интернете широко представлена данная тема, все это дает возможность педагогу самостоятельно сделать выбор в многообразии современных методов и технологий, изучить инновационные технологии, выстраивать преподавание, используя их потенциал.
Приложения Приложение 1 Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта "Образование" I. Общие сведения
II. Сущностные характеристики опыта
III. Педагогическое эссе
Приложение 2.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |