Требования к проведению опроса.
1. Опрос можно проводить в коллективах, имеющих 2. Размер коллектива должен давать возможность его членам активно общаться. Оптимально до 8-9 чел., больший размер снизит качество получаемой информации. 3. Задаваемые вопросы должны представлять собой критерии, на основании которых опрашиваемый (респондент) осуществляет личный выбор кого-либо из членов коллектива для участия в какой-то совместной деятельности. Необходимо указать возможное число выборов. Выборы можно не ограничивать. В этом случае такая процедура называется непараметрической. Она дает полную картину взаимоотношений между членами. Применяется в социометрических исследованиях в небольших группах. Параметрическая социометрия предусматривает ограничения числа выбираемых лиц по критериям. Так, в инструкции или в анкете указывается, сколько человек и в каком порядке испытуемые могут выбрать или отвергнуть. Проблема взвешивания выборов не имеет однозначного решения. Согласно математическим расчетам, приведенным в книге Паниотто В.Н. («Структура межличностных отношений», Киев, 1975г.), можно округленно для всех групп брать вес 1-го выбора - 1, 2-го - 0,7, 3-го - 0,6. Вес невыбранного - 0. Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более руководство или представители администрации не должны проводить сбор информации, т.к. это резко нарушает анонимность, которая является обязательным условием проведения социометрического опроса. Процедура социометрического опроса состоит из нескольких этапов. Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с членами коллектива, стремится внушить к себе доверие. Предварительный контакт исследователя с членами коллектива повышает их психологическую готовность к предстоящему опросу. Этот этап часто называют социометрической разминкой. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание социометрических критериев. Вторая фаза. Проведение собственно опроса: инструктирование респондентов, раздача социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Инструкцию для заполнения можно давать в двух формах: как фронтально для всех членов группы, так и индивидуально. При подаче инструкции фронтально у опрашиваемых, как правило, возникают вопросы - «зачем шифр?», «зачем указывать свой шифр?" (значит, другие узнают, что я о них думаю и др.). Отвечая на эти вопросы, исследователь должен убедить испытуемых в неразглашении тайны их личных ответов в опросе. Не рекомендуется в присутствии испытуемого просматривать собранные заполненные карточки и уточнять детали. Лучше сделать это потом. Не рекомендуется поручать сбор заполненных карточек члену группы. Это вызовет затруднения у некоторых членов группы, не состоящих в положительной группировке с данным субъектом. Не рекомендуется также передавать заполненные карточки в руки администрации или руководителя группы. Желательно рассаживать испытуемых так, чтобы они не видели лиц друг друга, иначе могут появиться симптомы скованности, желание отдельных лиц пересесть на другое место. Фаза обработки. Обработка информации, вычисление социометрических индексов, представление информации в свернутом виде, проверка надежности полученных данных. Социограмма. Результаты социометрии могут быть представлены и в виде сопрограммы - графического изображения связей внутри коллектива. Завершающая фаза. Получение выводов и рекомендаций.
Референтометрия Референтометрия - экспериментальная процедура, с помощью которой оказывается возможным выявить круг лиц, значимых (референтных) для индивида в отношении оценки качеств его личности, способов его поведения, мнений и ориентации, что не удается обнаружить с помощью социометрии. Сущность методики в следующем. Вначале группа выгМлняет задание экспериментатора по взаимооценке. На бланках написаны фамилии, а напротив стоят различные качества личности, например, "честность, доброта, жадность" и т.д., которые необходимо оценить по пятибалльной шкале. Каждый оценивает всех и себя в том числе. Все полученные оценки заключаются в отдельные конверты с указанием фамилии проставившего оценки. Затем испытуемому предлагают ознакомиться с мнением товарищей, которые оценивали его в эксперименте. Но из 30-40 человек, участвовавших в оценке, испытуемый может отобрать лишь трех-четырех. В подобных условиях испытуемый стремится ознакомиться с мнением наиболее значимых для него лиц и тем самым невольно обнаруживает референтный для него круг общения. Исследования подтвердили гипотезу о возможности несовпадения выбранных групп, обнаруженных с помощью социометрии и референтометрии. Имеются данные, свидетельствующие о том, что лица, отверженные в обстоятельствах социометрического выбора, выступают в роли "референ-тометрической звезды", т.е. вызывают настойчивое стремление членов группы ознакомиться с их мнением.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |