Понятия «источниковедческий анализ», «научная критика», «источниковедческая критика» ученый использовал как синонимы.
Указанные этапы и сегодня можно оценить как обязательные составляющие любого конкретно-исторического исследования, когда поиск источников, выработка методики их изучения и вовлечение в научную практику содержащихся в них сведений связаны с определенной научно-познавательной целью. Источниковедческий взгляд на изучаемые документы (памятуя о различии в труде историка и источниковеда), позволяющий узнать об источниках намного больше, чем при первом приближении, связан с их научной критикой. На стадии источниковедческого анализа (критики), по мнению И. Д. Ковальченко, должны были последовательно решаться следующие вопросы изучения исторических источников: определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста источника, установление времени, места, авторства, обстоятельств и мотивов происхождения текста, истолкование текста, определение его достоверности, полноты, представительности, научной значимости. Речь здесь шла преимущественно о письменных источниках. Ученый обращал внимание на то, что при выявлении внешних особенностей письменных источников и установлении их подлинности необходимо прибегать к методам и приемам других гуманитарных дисциплин: палеографии, хронологии, лингвистики, топонимики, исторической географии и др. Большое место в источниковедческом анализе отводилось работе с текстом: выявление первоначального варианта, дополнений, переработок, копий, редакций и списков. Отмечалась роль текстологического анализа в установлении основного текста. Часто с глубоким, всесторонним изучением содержания самого текста связано определение времени, места и авторства источника. Эта работа требует от историка знаний в области вспомогательных исторических дисциплин и понимания социальной среды, в которой возник исследуемый документ. Раскрытию истинного смысла текста источника служит его интерпретация (истолкование). Отвечать на вопросы о содержании источника И. Д. Ковальченко предлагал с точки зрения полноты, точности и достоверности его сведений. В то же время историк замечал, что полнота, точность и достоверность во многом определяются осведомленностью автора и его методикой сбора конкретно-исторических сведений. Таковы, говорил И. Д. Ковальченко, самые общие направления и пути научной критики источников. Они могут конкретизироваться в зависимости от категорий источников и научно-познавательной цели исследователя. К концу ХХ в. вопрос о логической последовательности и названиях этапов источниковедческого исследования оставался дискуссионным. Предлагалось, например, выделить три сменяющих друг друга этапа: эвристический, текстологический и герменевтический (Н. Г. Георгиева, В. А. Георгиев). Первый, эвристический, подразумевает процесс поиска и сбора источников, главная цель которого - создание источнико-информационной основы исследования. Второй, текстологический, также называют «установление текста», что означает его прочтение и буквальное понимание того, что хотел сказать автор. И третий этап, герменевтический, отвечает за выяснение объема, полноты, качества, достоверности или недостоверности, субъективности или объективности сведений источника и, в конечном итоге, его научную оценку и перспективу использования в историческом исследовании. В контексте истолкования исторического источника как явления культуры О. М. Медушевской предложена структура источниковедческого исследования, основанная на феноменологическом подходе (1996), которая позднее была закреплена в одном из самых известных современных учебников по источниковедению. Таким образом, если рассматривать источниковедческое исследование с учетом специфики труда источниковеда, то его цель заключается в следующем: 1) установить подлинность, достоверность и полноту источника (или совокупности взаимосвязанных источников); 2) выяснить его информационные возможности, для ответов на какие вопросы он может быть привлечен в историческое исследование, какие темы представляется возможным изучить на его основе; 3) дать оценку источнику с точки зрения его научно-познавательной ценности. Именно этими знаниями об изучаемых исторических источниках должен обладать исследователь в результате проведения источниковедческого исследования, прежде чем решать судьбу проанализированных им свидетельств о введении их в дальнейшую научную практику на уровне уже конкретно-исторических изысканий. Источниковедческое исследование - это сложная процедура, включающая в себя два основных этапа: источниковедческий анализ и источниковедческий синтез, составляющие основу метода источниковедения. Источниковедческий анализ предполагает изучение исторического источника (или их совокупности) с различных сторон, для того чтобы приблизиться к ответу на три вопроса, составляющие общую цель исследования. На полноту, степень достоверности, содержание источника и актуальное научное значение могли повлиять различные факторы, связанные с его созданием и функционированием, со всем его «жизненным циклом» до того, как он стал историческим источником. Исторические условия возникновения источника Источник как феномен определенной культуры, как материальный продукт целенаправленной человеческой деятельности вызван к жизни конкретными условиями (политическими, экономическими, культурными), задачами, целями. Поэтому важно понять, что представляла собой та историческая социальная реальность, фрагментом которой он является. Ни один источник не может быть интерпретирован вне той общекультурной ситуации, с которой он связан возникновением и функционированием. Без изучения исторических условий нельзя решить вопросы новизны, уникальности или, наоборот, типичности изучаемого комплекса источников. Исследователь обобщает уже известное науке знание о реальности, ставя вопрос о том, каким образом в этой реальности мог возникнуть изучаемый культурный феномен. Автор источника Источниковед в ходе работы с источником должен рассмотреть вопрос о соотношении изучаемого произведения и его авторства. Метод источниковедения указывает на исследовательскую проблематику, которая может открыть новые возможности интерпретации текста и получения сведений об источнике, условиях и времени его создания. Соотношение индивидуальности автора источника и той реальности, в которой он существовал, может быть разным. В одних случаях автор проявляется более выпукло, и тогда становится возможным «задать» ему конкретные вопросы о его искренности, точности и знании предмета. А. С. Лаппо-Данилевский обращал внимание на то, что чем ярче личность автора источника, тем более источник нуждается в индивидуализирующем истолковании (интерпретации). Масштаб личности создателя произведения, цель его создания, степень завершенности - параметры, определяющие значение сведений, которые можно почерпнуть из источника. Невозможно интерпретировать источник, предварительно не поняв его автора, не зная его биографию, сферу практической деятельности, уровень его культуры и образования, род занятий, его принадлежность к определенной социокультурной общности с соответствующими ценностными установками. С проблемой авторства позитивистское источниковедение связывало установление достоверности источника. Ш. Сеньобос разработал с этой целью две социологические анкеты. Вопросы первой из них предусматривали установление причин, которые могли способствовать недостоверным сведениям (практическая выгода автора, национальные, партийные, семейные, религиозные и другие интересы и предпочтения). Вопросы другой анкеты выявляли обстоятельства, при которых не следует доверять точности наблюдений автора. Источниковеды Нового и особенно Новейшего времени выступают против столь жесткой схемы, связывающей достоверность источника непосредственно с личностью его автора. Обращается внимание на сложность применения такого рода критериев к источникам коллективного (или безымянного) авторства: законодательным, делопроизводственным документам, периодической печати. Изучение авторства в подобных ситуациях должно включать целый ряд исследовательских процедур, учитывающих состав авторских групп, социальные цели законодателей, непосредственных исполнителей произведений коллективного творчества. В подобных исследованиях познавательная нагрузка с этапа «автор источника» может быть перемещена на выяснение конкретных обстоятельств создания источника. Обстоятельства создания источника Данная исследовательская проблема состоит в выявлении тех конкретных обстоятельств, которые могли влиять на полноту и достоверность сведений, на оценочные суждения автора свидетельства. В отличие от изучения исторических условий создания произведения (начальный этап источниковедческого анализа), когда анализируется общекультурная ситуация, в данном случае детальному анализу подвергаются те непосредственные условия, в которых источник был создан. При этом критически рассматриваются все факторы (политические, экономические, социальные, психологические, нравственные и т. п.), которые могли повлиять на степень полноты и достоверности содержащихся в источнике сведений. В одних и тех же исторических условиях один и тот же человек в зависимости от обстоятельств, в которых он находится, может создать произведения, существенно различающиеся по полноте, степени достоверности, способу изложения и структуре сведений. Эти заключения имеют отношение как к источникам мемуарного жанра, публицистике, то есть с выраженной авторской составляющей, так и к «обезличенным» документам экономической, делопроизводственной, законодательной и других сфер. История текста источника Текстологический анализ направлен на изучение вариантов исследуемого текста произведения: истории рукописей, поправок и изменений, соотношения первоначальных и последующих вариантов, черновых и окончательных текстов, списков и редакций. Эти исследовательские приемы позволяют понять авторский замысел, динамику творческой работы над произведением, особенности его функционирования и использования в культурной среде своего и последующих исторических периодов. Самостоятельный интерес представляет вопрос перевода источника на другие языки. Свободное владение языком - обязательное условие для введения в научную практику иноязычных документов. Приемы текстологического анализа пришли в источниковедение из филологии. В Новейшее время на гуманитарное познание значительное влияние оказывает семиотика, занимающаяся свойствами знаков и знаковых систем. Как и в современной семиологической концепции, в источниковедении феномен «текст» понимается достаточно широко: это и рисунок, и графика, и фотодокументы, и т. д. В отличие от филологической текстологии, которая стремится выбрать наиболее значимый и приемлемый для публикации вариант текста произведения, для исторической текстологии важно выявление всех этапов формирования текста - от замысла до его окончательного оформления. Это необходимо для того, чтобы дать общую характеристику исторического источника и тем самым создать основу для введения текста в научную практику. К теоретическим основам текстологического анализа относятся, в частности, выявление влияния на текст источника его социальных функций, учет общих понятий исторической текстологии (текст, список, произведение, редакция, оригинал и копия, подделка и т. д.) и др. Традиционно в отечественном источниковедении сложилось менее скрупулезное отношение к работе с текстами Новейшего времени, нежели с документами ранних эпох. В середине 1990-х гг. обращалось внимание на необходимость более качественной текстологической работы с документами советского периода (Н. Н. Покровский). Подчеркивалось, что методика научного анализа источников является единой для документов всех периодов: «Директивы Политбюро ЦК ВКП(б), так же как указы государя или Боярской думы, требуют установления аутентичности текста и способов его передачи, определения подлинности, границ и степени тенденциозности и т. п., а разрабатывать научные приемы датировки документов ХХ в. так же важно, как и документов, например, XVI в.». При характерном для советского делопроизводства обилии копий документов важной является проблема соотношения «подлинник - копия», а также установления канонического текста. Привлечение к анализу всех выявленных копий - обязательно, даже при наличии подлинника. Копии могут сообщить важные сведения об исполнении документов и реакции на них. Различную ценность для исследователя имеют копия, близкая по времени к подлиннику, и копия более поздняя - архивная, так как советские архивы пережили несколько кампаний по замене подлинников копиями. Более поздние архивные копии могут отличаться от подлинников снижением уровня информативности, потому что из них при копировании часто исключались разного рода пометы, резолюции, имена репрессированных управленцев. История публикаций источника На этом этапе в первую очередь необходимо выяснить, предназначался ли источник к изданию или он был создан для других целей. Если источник все же был опубликован, то следует рассмотреть, кем, когда, с какой целью. Ответ на первый вопрос дает представление о цели и намерении автора изучаемого источника и имеет значение для решения проблем достоверности. Источник, не предназначавшийся для издания, может содержать более откровенные и не ограниченные цензурой высказывания, нежели тот, который целенаправленно готовился автором для печати. Каждое новое переиздание источника представляет для источниковеда самостоятельный интерес, поскольку данный факт отражает степень использования произведения в социальной практике, позволяет понять, почему и кем оно было востребовано в новой культурной ситуации, как относились к этому произведению читатели следующих поколений. Распространение исторического свидетельства в определенной среде отражает состояние общественного сознания, развитие его социальных или культурных интересов и ориентаций. Функционирование произведения в иной социальной среде и культуре проявляет те оттенки содержания, которые могут быть не выражены явно в источнике и которые не закладывались в произведение намеренно его автором. Его содержание вступает в новые смысловые связи с той исторической реальностью, в которой произведение оказалось востребованным. Интерпретация источника Интерпретацию проводят с целью установить (в той мере, в какой это возможно с учетом временной и культурной дистанции, разделяющей автора и исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его создатель. Общее учение об исторической интерпретации источников в наиболее систематизированном и логически обоснованном виде изложил А. С. Лаппо-Данилевский в своей «Методологии истории» (1910-1913). Однако выдающийся российский ученый настаивал на самостоятельном значении интерпретации, ее специфических задачах и недопустимости поглощения ее критикой. Современная структура источниковедческого исследования включает интерпретацию как один из своих этапов. Для решения задач интерпретации А. С. Лаппо-Данилевский выдвинул в первую очередь принцип психологического истолкования показаний источника, основанный на фундаментальном постулате - признание чужой одушевленности; далее технический метод интерпретации, позволяющий судить о смысле и назначении произведения по тем специальным (техническим) приемам, которыми пользовался автор; типизирующий метод, предполагающий соотнесение источника с соответствующим типом культуры; и индивидуализирующий метод интерпретации, призванный раскрыть индивидуальные особенности творчества автора. Преодолевая традиционные позитивистские подходы к источнику, современная методология гуманитарного исследования выдвинула на первый план проблему герменевтики как главного метода работы с произведением. Э. Ренан еще в XIX в. утверждал, что «задача литературной критики не в том, чтобы вдыхать аромат цветка» (с которым Ренан сравнивал произведение), «а в том, чтобы изучить состав почвы, на которой он вырос». «Понять» исторический смысл произведения, по мнению выдающегося французского литературоведа Р. Барта, значит вжиться в его структуру, увидеть мир глазами произведения, заговорить на его языке, подчинить себя заложенному в нем чувству жизни. Задачей исторической науки, полагает Р. Барт, является реконструкция исторических смыслов произведения, своего рода воскрешение забытых языков, на которых написаны произведения ушедших эпох. Вступая в своеобразный «диалог» с произведением, отмечал ученый, исследователь находится в иной системе координат, в которую включает исторический источник и в которой в зависимости от контекста может выявить скрытые аспекты его смыслов. Исследователь должен уметь видеть действительность глазами произведения - и в то же время видеть само произведение как объект, находящийся в окружении других аналогичных объектов. Он видит его культурное окружение, исторический фон, видит то, чего зачастую не способно заметить само произведение, знает о нем то, чего оно само о себе не знает. Таким образом, современная философская герменевтика выходит за пределы традиционного истолкования текста, обращаясь к более общим проблемам языка и контекста. От истолкования смысла, который вкладывал в свое произведение автор, исследователь обращается к рассмотрению понимания источника как явления культуры. На этапе интерпретации источника исследователь стремится лучше понять ситуацию, в которой находился автор, замысел произведения, способ, принятый автором для воплощения этого замысла. Источниковед, стараясь как можно точнее понять творца источника, может выступать в качестве заинтересованного слушателя, испытывать симпатии и сопереживать создателю произведения. Следует, однако, иметь в виду, что степень проникновения в психологию автора зависит от видовых особенностей его произведения. Анализ содержания Если на предыдущем этапе источниковедческого исследования историк сокращал дистанцию между собой и автором источника, стараясь стать на какое-то время внимательным собеседником или представить себя на месте создателя произведения, то для того, чтобы осуществить анализ содержания источника, источниковеду необходимо взглянуть на источник и его показания глазами человека другого времени. От интуиции и сопереживания исследователь обращается к логической оценке сведений, намеренно или ненамеренно заключенных в источнике. Главным на данном этапе является возможно более полное раскрытие богатства сведений, которые несет источник. Если этап интерпретации источника предполагает создание психологически достоверного образа его автора, использование, наряду с логическими категориями познавательного процесса, таких категорий, как здравый смысл, интуиция, симпатия, сопереживание, то на этапе анализа содержания превалирующими становятся логические суждения и доказательства, сопоставление данных, анализ их согласованности друг с другом и т. д. Таким образом, в процессе источниковедческого анализа исследователь раскрывает информационные возможности источника, интерпретирует те сведения, которые, намеренно или помимо своей воли, сообщает источник, свидетельствуя о своем авторе, об условиях, в которых был создан, и общекультурной ситуации. Необходимо обратить внимание, что данная схема источниковедческого анализа представляет собой обобщенный, типовой подход к изучению источника. Можно его также определить как классический канон современного источниковедения. Однако учитывая многообразие разновидностей (типов и видов) произведений, с которыми имеет дело источниковед, допустимо творческое движение в содержании и последовательности аналитических процедур. Подчинение жесткой схеме канона далеко не всегда возможно и не всегда способствует достижению многогранной цели источниковедческого исследования. Например, изучение истории текста или истории публикаций источника может вырасти в самостоятельное исследование. Проблема авторства может занимать доминирующее положение в источниковедческом анализе, а может практически уступать свое место детальному рассмотрению конкретных обстоятельств создания источника. Нагрузка, возложенная на разные этапы исследования, лишь в редких случаях будет равномерной, но всякий раз она должна соответствовать специфическим чертам и характеристикам изучаемого источника. Опираясь на результаты аналитического разбора исторического источника (или их совокупности), источниковед обобщает свою работу при помощи источниковедческого синтеза . Синтез - это завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника. В ходе него обобщаются результаты анализа отдельных сторон произведения, полученные при исследовании его структуры и содержания. Теперь исторический источник рассматривается целостно, как явление культуры своего времени. Источниковедческий синтез, сосредоточивая внимание исследователя на воссоздании целостности произведения, открывает возможности широких культурологических компаративных исследований. Возможны сложные сравнительные операции аналогичных источников одного периода или произведений, принадлежащих разным историческим эпохам, сопоставление источников различной видовой принадлежности, соответствующих одной культуре, и т. д. Источниковедческий синтез позволяет увидеть уникальность или типичность вовлеченных в научную практику результатов человеческой деятельности. Аргументированная научная оценка значения исторического источника дает обоснование для практических рекомендаций о возможностях его научно-практического использования. Подчеркивая цельность источниковедческого исследования и опираясь на известные выводы о различиях в содержании и результатах труда историка и источниковеда, высказанные еще в 1970-е гг., повторим аллегорию известного французского ученого Эммануэля Ле Руа Ладюри. Если историк, наметив познавательную цель, определив круг источников и сформулировав конкретные вопросы к ним, начнет работу, то вскоре он может оказаться совсем на другой дороге, нежели предполагал. Источники, которые должны были, по предположению исследователя, дать одни ответы, оказываются способными направить научный поиск в неожиданное русло и навязывать свой путь. Во избежание того, чтобы «источники овладели историком» историку-источниковеду необходимо самому мастерски владеть методикой источниковедческого исследования.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (554)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |