Положение в современной России
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии, потому что создание конкурентной среды на этих товарных рынках невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса. Три главных естественных монополиста России: · РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач); · ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа); · МПС (железнодорожные перевозки); Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи). В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений. Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги. В условиях российской действительности регулирование цен продукции естественных монополий связано с политическими конфликтами. Ещё одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами – в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д. В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции. Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Например, администрация Кировской области создала унитарное государственное предприятие “Кировфармация”, включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины “Оптика”, фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение закона “О конкуренции” и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного предприятия. [10] Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше. (см. таблицу 1)[11]
Таблица 1 Доля крупнейших производителей в промышленности России
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Применительно к нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности России также можно говорить о монополизации производства. Добычу нефти в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций, но 11 нефтедобывающих холдингов обеспечивают более 95% всего объема добычи. Самые крупные торговые сети нашей страны тоже занимают монопольное положение. Доля Х5 Retail Group составляет 45%, ОАО «Магнит» - 40%, Metro AG – 38%.[12] Они являются лидерами по количеству магазинов, по величине оборота денег, по величине торговой площади. Авиаперевозки в России осуществляются несколькими крупными авиакомпаниями: «Аэрофлот», “Сибирь” , “Пулково” , KrasAir, Utair. Аэрофлот планирует приобрести государственные акции крупных авиакомпаний и собирается присоединить к себе пять крупнейших авиакомпаний, акции которых находятся в госсобственности, в обмен на увеличение доли государства в своем капитале, а, значит, авиаперевозки в России станут монополизированными.[13]В автомобилестроении лидерами являются ГАЗ – горьковский завод с долей на российском рынке 55%, АвтоВАЗ с долей 27% и ИЖ-Авто с долей 10%. Суммарная доля первой четвёрки крупнейших предприятий составляет 87%. В настоящее время российские предприятия, от мелких фирм до крупных компаний, испытывают сильное давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынки с монополией одного продавца или олигополией. Возможен также вариант заключения между продавцами картельного соглашения, когда каждый участник получает свой оговоренный сектор рынка с фиксированной ценой реализации. Картельное соглашение является противозаконным и преследуется в соответствии с антимонопольным законодательством. Массовые импортные закупки, создающие конкуренцию отечественным товарам, стали одним из главных факторов повышения конкуренции на российских рынках.
Глава 3.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |