Суть учения Гартли о психике
В своем учении о психике Гартли объяснял психический мир человека, используя ньютоновское понимание человека и отмечая, что психика есть продукт активности организма как машины, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внешней среды. Гартли подробно описывал работу этой «вибрационной машины», предлагая некую поэтапную схему, где ключевым понятием является вибрация, и выделял в психике два круга вибраций — большой и малый.
Работа большого круга вибрации строится следующим образом. На первом этапе происходят вибрации в окружающей среде, которые приводят в движение нервы. По нервам стимулы внешней среды вызывают вибрации в мозговом веществе, которые, в свою очередь, передаются в мышцы. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» вибраций — от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал, что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во времени. Таким образом, мы видим одну из попыток создания так называемой рефлекторной дуги, объясняющей, как в организме формируется реакция и каковы источники активности. Наделяя большой круг вибрации функцией регулирования поведения, Гартли определяет малый круг вибрации как основу процессов познания и обучения, а местом его считал белое вещество мозга. По Гартли, между вибрациями большого и малого кругов существует тесная взаимосвязь, которая выражается в том, что вибрации большого круга вызывают вибрации в малом, оставляя там следы разной силы. Чем сильнее след от вибрации, тем лучше человек их помнит, и соответственно чем слабее, тем менее осознанными они являются. Гартли соединил понятия рефлекса и ассоциации, и это соединение выразилось в том, что внешнее воздействие, вызывающее рефлекс, запечатлевается в виде следов памяти — ассоциаций, а частое повторение соответствующего воздействия ведет к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации. Такое понимание психики подвело Гартли к признанию существования неосознаваемых представлений и идей, и тем самым произошло расширение границ сферы душевной жизни, в которую теперь вошли не только сознательные идеи и представления, но и бессознательные следы и образы. Так была создана одна из первых материалистических теорий бессознательного, впоследствии нашедшая свое отражение в теории о динамике представлений Гербарта. Очень важным в учении Гартли о характере и природе человеческой психики является то, что объектом объяснения становилось поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей. И поскольку психические процессы признавались неотделимыми от своей физиологической основы, они также ставились в однозначную зависимость от характера вибраций. Рассматривая законы психической жизни человека, построенные на основе механизма ассоциаций, Гартли выделял три основных простейших элемента, на основе которых через механизм ассоциации строится вся душевная жизнь: 1) ощущения, формирующиеся на основе вибрации органов чувств; 2) представления (идеации), т. е. идеи ощущений, основанные на вибрации следов предмета в малом круге, происходящие в отсутствие самого предмета; 3) чувства (аффекции), функцией которых является отражение силы вибрации. Исходя из положения ассоциативной психологии о том, что в основе психических процессов лежат различные ассоциации, Гартли объяснял и способности человека. Мышление. Гартли считал, что мышления как самостоятельного процесса в системе психики человека не существует, а обусловлено оно механизмом ассоциации, в процессе которого создается связь между образом предмета и словом. Процесс понимания слова рассматривался как образование ассоциации между словом и значением, и этот процесс устанавливается в детстве из опыта. Возникновение представлений и мнений у человека Гарли также связывает с понятием ассоциации, т. е. истины пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциаций, а новые мысли и представления суть — комбинации или разложение старых идей. Память. При объяснении механизма памяти Гартли разводит два понятия — память и воображение. Память является воспроизведением ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены, в то время как воображение появляется только в том случае, когда этот порядок нарушается. Способность памяти запечатлевать и воспроизводить следы прежних воздействий является, по Гартли, основой обучаемости. Эмоции, воля. Как и многие другие ученые, Гартли отождествлял эмоции со страстями и рассматривал их как движущую силу поведения. Достигая определенного порога, силы, они могут определяться как желание или, наоборот, отвращение. Волевая активность происходит в том случае, если страсть, или эмоция, настолько сильна, что приводит к какому-либо действию. В основе формирования воли лежит ассоциативная связь слова и движения, соединение сенсомоторных реакций с речью. Слово (его физический базис — вибрация) присоединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлениям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начинает вызывать тот же мышечный акт, который некогда вызвали только они. Способность к волевому действию закладывается у человека в детстве, так как связь между словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а затем ребенок сам совершает этот поступок по собственной команде. В объяснении природы аффекта Гартли также опирается на понятие ассоциации и утверждает, что аффект не является врожденной идеей, но есть продукт воспитания и возникает по ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. Однако Гартли делает акцент на том, что в организме имеется набор неких врожденных первичных автоматизмов, из которых образуются произвольные движения, побуждаемые внешними стимулами. Он различал полупроизвольные, произвольные движения и вторичные автоматизмы. При этом утверждалось, что все психические явления выводятся из внешних впечатлений. Положение о том, что все содержания и представления психики возникают в ней при жизни, давало и соответствующие выводы о воспитании и развитии человека, впоследствии нашедшие свое сражение в теориях бихевиористов. Так, Гартли считал, что главной задачей воспитания являются формирование и закрепление у людей таких ассоциативных связей, которые бы вызывали отвращение при совершении безнравственных, антиобщественных и дурных поступков и доставляли бы удовольствие при совершении социально полезных, нравственных и добродетельных дел. Этот подход созвучен с идеей о положительных и отрицательных подкреплениях, которая впоследствии стала ключевой в формировании концепции и взглядов бихевиоризма.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |