Память как высшая психическая функция.
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее затем воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности; она изменяется с возрастом и поддается тренировке. Успешность памяти зависит: - от степени завершенности действий запоминания; - от интересов и склонностей личности; - от отношения личности к той или иной деятельности; - от эмоционального настроя; - от волевого усилия. Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук - физиологии, биохимиии, психологии. Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей; Биохимики – с изменением РНК и других биохимических структур; Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности. Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер. Данные исследований показывают развитие различных сторон памяти. Существует некоторая последовательность в возникновении и проявлении разных видов памяти. Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и.т.д. Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения. В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается: - в различной скорости запоминания; - в прочности сохранения; - в легкости воспроизведения. Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти. Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов: с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться по уровню своей организации. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки и.т.п. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и.т.п. При эмоциональном типе памяти сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства. Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, видит отсутствующий предмет до мельчайших подробностей. В зависимости от длительности сохранения различают: Кратковременную память (запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия); Долговременную память (длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения); Оперативную память (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и вклющающие элементы кратковременной и долговременной памяти ). В соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание, оно может быть: - произвольным, если определяется сложной целенаправленной деятельностью, подчиненной воле и определенной мнемической задаче; - непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание происходит без волевого усилия. Исследования Л.И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективными, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности. Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с различной глубиной понимания. Но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания. В соответствии с этим обычно различают механическое и логическое (смысловое) запоминание. Успешность запоминания в значительной мере зависит от смысловых связей между элементами запоминания. Процессом, противоположным сохранению является забывание. Забывание биологически целесообразно для организма. Оно обусловлено угасанием временных нервных связей, утративших свое значение и потому неподкрепляемых. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным, важным и необходимым.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |