Свободные экономические зоны Беларуси
экономика беларусь внешняя Важную роль в развитии внешнеэкономического потенциала Беларуси имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). В настоящее время в мире функционируют около 5 тыс. СЭЗ различного типа и через них проходят до 30% мирового товарооборота. Они создаются для ускоренного социально-экономического развития страны и ее регионов, комплексного использования и освоения природных ресурсов, увеличения экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортозаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Создание свободных экономических зон способствует решению следующих задач: - привлечению в экономику иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда; - формированию рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей, позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой, мировым рынком и отечественным хозяйством; - развитию экспортной базы и росту валютных поступлений; - ускоренному внедрению научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок, «ноу-хау» и передачи их для широкого использования на внешний и внутренний рынки; - апробации на зональном уровне новых форм хозяйствования; - практическому обучению отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса. Целями создания СЭЗ могут быть: - придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций; - рост экспортного потенциала территории страны; - организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозаменфющих товаров; - освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, обработка моделей адаптации разных систем управления экономикой. В зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон: - комплексные специальные зоны производственного характера; - внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные); - функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые и др.). Они выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. В республике создано шесть свободных экономических зон – «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест», в которых на 1 января 2005 г. зарегистрированы 284 предприятия-резидента (275 из них – действующие). Наибольшее число резидентов зарегистрировано в СЭЗ «Брест» – 100 (35,2% общего сила резидентов( и «Минск» – 84 (29,6%). Далее следуют СЭЗ «Гомель-Ратон» – 38 резидентов (13,4%), «Витебск» – 26 (9,1%), «Гродноинвест» – 23 (8,1%) и «Могилев» – 13 резидентов (4,6%). Создание СЭЗ на территории Беларуси обусловлено следующими факторами. Во-первых, на переходном этапе, когда еще только формируются механизмы экономического регулирования, законодательная база, СЭЗ можно рассматривать как своего рода испытательный полигон для моделей реформирования народного хозяйства республики, для апробирования новой экономической и промышленной политики. Во-вторых, выгодное экономико-географическое положение Беларуси в центре Европы предопределяет интерес зарубежных инвесторов при освоении рынка стран СНГ. В-третьих, особенности экономики Беларуси, характеризующиеся недостаточной обеспеченностью природными ресурсами с одновременно высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалификацией трудовых ресурсов, определяют ориентацию производства на экспорт высокотехнологической продукции. Свободные экономические зоны позволяют активно формировать экономику открытого типа. В них возможно создание особо благоприятного режима для деятельности зарубежного капитала. За счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий, а также экспорта производимой продукции СЭЗ способствуют ускоренному развитию не только отдельных регионов, но и страны в целом. По состоянию на 1 января 2005 г., резидентами СЭЗ накоплено 160,4 млн. дол. Иностранных инвестиций (без учета банков – резидентов СЭЗ), причем 32,1% из них получено в виде взносов в уставный фонд. По объемам накопленных иностранных инвестиций зоны располагаются в следующем порядке: «Брест» – 50,9 млн. дол, «Минск» – 50,2 млн. дол., «Гомель-Ратон» – 26,7, «Витебск» – 9,2, «Могилев» – 9,8, «Гродноивест» – 3,6 млн. дол. Экспорт товаров резидентами СЭЗ в 2004 г. составил 485,5 млн.дол., или 3,5 общего экспорта товаров из Беларуси. Среди экспортируемых СЭЗ товаров: мебель, и части к ней (20,5%), готовые или консервированные продукты из рыбы (9,1%), колбасные и другие готовые и консервированные изделия из мяса (9%), закупорочные и упаковочные принадлежности из недрагоценных металлов (4,6%), холодильники, морозильники и холодильное оборудование (4,4%), изделия для транспортировки и упаковки из пластмассы (2,5%), шоколадные изделия (2,3%), провода изолированные и кабели (2%) [3, с.135]. Оценивая в целом ситуацию, сложившуюся с созданием СЭЗ в Беларуси, следует отметить несколько негативных моментов, которые могут отрицательно сказаться на эффективности их функционирования. Во-первых, это отсутствие четко определенной нормативно-правовой базы образования и функционирования СЭЗ. Во-вторых, недостаточно научно-обоснованная стратегия развития СЭЗ. Утвержденная правительством Концепция организации свободных зон на территории республики Беларусь представляет собой скорее инструкцию по подготовке документов, необходимых для регистрации СЭЗ. Это ведет к серьезным ошибкам при установлении в них правового режима, налоговых льгот. В-третьих, условия хозяйствования в СЭЗ должны в первую очередь зависеть от технологического уровня размещаемых на ее территории производств. К сожалению, пока налоговые льготы для резидентов СЭЗ не зависят от уровня применяемых ими технологий. Более того, резидентами СЭЗ и предприятиям с зарубежными инвестициями представлены большие налоговые льготы, чем для предприятий и производств, основанных на новых и высоких технологиях. Это не стимулирует зарубежные компании размещать на территории республики высоко технологические производства и не отвечает интересам Беларуси, которая владеет достаточно высоким научно-техническим потенциалом. Тем не менее, несмотря на все недостатки функционирования СЭЗ в Беларуси, они постепенно становятся эффективным инструментом развития регионов республики. Их деятельность сегодня способствует формированию положительного инвестиционного имиджа страны, выступает фактором активизации рыночных производств в регионах. В целом же вклад свободных экономических зон во внешнеэкономический потенциал страны пока еще недостаточен. Для ускорения их развития необходимо увеличение выпуска конкурентоспособной продукции и усиление ориентации экспорта с ближнего на дальнее зарубежье.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |