Глава 2 Роль конкуренции в экономике и ее методы
2.1 Влияние конкуренции на рынок Конкуренция является движущей силой рынка, она является его главным механизмом и ведет к наилучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция – это особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях. Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом. Вполне очевидно, что эти два условия полностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль. Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике: 1. отсутствие причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов; 2. распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ; 3. отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса; 4. конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов. Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны конкуренции: - конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; - конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; - конкуренция стимулирует повышение качества товара; - конкуренция заставляет снижать затраты (и цены); - конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар; - конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса; - конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав); - конкуренция вводит новые формы управления. Отрицательные стороны конкуренции: - при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику; - многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы. На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы: 1. При его производстве: - производительность труда; - уровень налогообложения; - внедрение научно-технических разработок; - размеры прибыли предприятия; - величина оплаты труда. 2. При его потреблении: - продажная цена товара; - качество; - новизна; - послепродажное обслуживание; - уровень предпродажной подготовки.
2.2Методы конкурентной борьбы По методам конкурентной борьбы различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция – это соревнование цен, стремление продавца предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлечь покупателя различными скидками, премиями, дешевыми распродажами. Может быть прямой (с широким оповещением о снижении цены) и скрытой (на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены). Ценовую конкуренцию может начать лидер или доминирующее предприятие в отрасли с целью избавления от конкурентов. А так же может начать и более мелкое предприятие — для него это может быть шансом выжить в конкуренции с другими производителями. Чтобы вести успешную ценовую конкуренцию, необходимо располагать реальными возможностями снижения издержек производства, т. е. вести постоянную рационализацию и совершенствование производства. Основа успешной ценовой конкуренции — производство. Примером ценовой конкуренции может послужить то, что на рынке запоминающих устройств американские фирмы снизили цены: "Дэйта дженерал" на 68%, "Перкин Элмер" на 61%, "Хьюлетт Паккард" на 37% Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое соперничество с конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства продукции, ее новизна, надежность, оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама. Она предполагает использование различных методов, позволяющих обеспечить дифференциацию продукта. Дифференциация означает, что продукт фирмы имеет свойства, отличающие его от других аналогичных продуктов конкурента, что значительно расширяет потребительский выбор. Методами неценовой конкуренции являются: 1) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; 2) лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (продажа в рассрочку, гарантийное и сервисное обслуживание, доставка товара на дом и т. д.); 3) привлекательные реклама и оформление товара (упаковка, стиль, фирменный знак и т. д.). Примером неценовой конкуренции могут являться соки «Я», мобильные телефоны «Nokia», телевизоры «LG» и т.д. Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить дифференциацию продукта. Подобный выпуск одних и тех же товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет свободный выбор потребителей. В этом «+» товарной дифференциации. Но есть и негативные последствия: Трудности различения подлинных улучшений продукта и его мнимых улучшений. Увеличение затрат времени и нервной нагрузки при покупке товаров. Функциональная конкуренция — базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному. Например, для занятий спортом или интеллектуальных игр — это шахматы, шашки, нарды, карты и т. д.; для туризма — лодки, велосипеды, машины и пр. Поэтому все спортивные товары или товары для интеллектуальных игр в одном магазине функционально конкурируют друг с другом. Фактор функциональной конкуренции необходимо учитывать, даже если это уникальный товар. Видовая конкуренция - возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то существенно важным характеристикам. Например, магнитофоны с различным уровнем выходной мощности. Предметная конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки. Например, между фотоаппаратами одного класса с разными разрешающими способностями фотообъектива. Незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов, производство товаров имитаторов (подделка).
2.3 Способы ведения конкурентной борьбы. Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и как было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д. Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю. В конкурентной борьбе производителей могут использоваться различные способы. В зависимости от законности используемых приемов конкурентной борьбы различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция - это такая ситуация на рынке, при которой не формально, а реально обеспечиваются равные условия функционирования всем без исключения субъектам рыночных отношений и сбалансированность их интересов.
Недобросовестная конкуренция - нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.
Патент - это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за обладателем патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением. Кроме этого, он может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения.
Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и такие сферы, как показатели ВВП - это:
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что основной идей промышленного шпионажа является сохранение своих секретов и получение информации о секретах конкурента.
В качестве примера можно привести случай, произошедший в США, когда один пользователь смог подключиться к сети компьютеров министерства обороны США, в результате его злого умысла была полностью уничтожена важная информация одного из пентагоновских компьютеров.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |