Принципы построения налоговой системы
Совокупность налогов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых государством в установленном законодательством порядке, формирует налоговую систему страны [3]. Под налоговой системой понимается совокупность налогов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях [22]. Налоговая система включает в себя определенную совокупность элементов [6]: налогов во всем их многообразии; взаимосвязей между ними; правового поля налогообложения; органов управления налогообложением. Взаимодействие всех этих звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом. Основополагающим законодательным актом, устанавливающим систему налогов и сборов в РФ, а также принципы налогообложения, регулирующим налоговые правоотношения в РФ, послужил Налоговый кодекс, введенный в действие с 1 января 1999 года (действующая редакция с от 30марта 2012 года). Налоговый кодекс, в частности устанавливает: вилы налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действий ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц [17]. Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает трехуровневую систему налогообложения предприятий, организаций и физических лиц (рисунок 1.1) [3]. Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны, и регулируются Налоговым Кодексом Российской Федерации, формирует основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, то есть региональные налоги. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, на основе Налогового Кодекса Российской Федерации. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Рисунок 1.1 - Система налогов в России Третий уровень - местные налоги, налоги городов, районов, поселков. В России местное налогообложение наименее разработанная область научно-практических знаний. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативно-правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленным Налоговым Кодексов РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком [7] Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджета, неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости) и займов. Данные полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы. Национальные налоговые системы формируются в соответствии с принципами. Одни из них определяют фундамент налоговых отношений вне зависимости от пространства и времени. Другие определяют условия построения и функционирования в конкретной стране и в конкретных исторических условиях. В связи с этим весь комплекс принципиальных установок для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы [32]. . Классические принципы. Они идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на их основе, то ее можно считать оптимальной. . Организационно-экономические (правовые), внутринациональные принципы. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.
Рисунок 1.2 - Принципиальные основы налогообложения
Совокупность принципиальных установок, правил налогообложения, которые необходимо соблюдать при построении системы налогообложения представим на рисунке 1.2. Каждая новая реформа национальных систем налогообложения приближает их к состоянию, наиболее полно отвечающему вышеназванным принципам. Вместе с тем, национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две сферы [33] : . Всеобщие, фундаментальные принципы, которые так или иначе используются в податных системах стран мирового сообщества. О ни писал в своих трудах А. Смит. Это и есть подсистема общенациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства. . Функциональные, экономические организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы с этой стране, какие - лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством. Построение стабильной налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех элементов способствует разграничению функций органов государственной власти, обеспечивает федеральный, региональный и местный бюджеты гарантированными налоговыми источниками доходов в течение периода нахождения налоговой системы в стабильном состоянии. Налоговые изменения ведут к изменениям цен на товары (продукты), что сказывается на доходах и расходах налогоплательщиков, усугубляет или смягчает противоречия между налогоплательщиками и органами власти [5]. Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и, одновременно, служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |