Профессиональные знания, умения и навыки специалиста по социальной работе. Профессиональная компетентность социального работника
Поскольку общение является профессиональной обязанностью специалиста и носит вынужденный характер, достижение такого уровня требует использования целого комплекса знаний, навыков и умений. Они касаются: · организационно-управленческого начала коммуникации (умения контролировать ход и результат общения); · ее когнитивного начала (умения использовать инструментарий общения); · и эмоционально-личностного начала (умения проявлять эмпатию в процессе общения). Специалисту по социальной работе прежде всего необходимы знания относительно объекта деятельности - тех общественных отношений, в которые включены клиенты, попавшие в трудную социальную ситуацию. Эти знания относятся преимущественно к области психологии, юриспруденции, социологии. Кроме этого профессиональная подготовка предполагает освоение конкретных методов и технологий социальной работы, то есть специфических способов профессиональной деятельности. Профессионально-психологическая подготовленность включает в себя: · профессионально психологические знания конкретные, практические, связанные с профессиональной деятельностью социального и необходимые для преодоления психологических трудностей; · профессионально-психологические навыки и умения аналитико-психологические, тактико-психологические, технико-психологические; · профессионально развитые познавательные и волевые качества, профессионально психологическую устойчивость - подготовленность к действиям в сложных условиях, без снижения эффективности. Социальная работа требует особой профессиональной компетентности специалиста, которая формируется, с одной стороны, через знания, умения, навыки, получаемые в вузе, а с другой стороны, через собственный личностный вклад: мотивы, отношения, ценности. Личностная составляющая профессиональной компетентности в формировании специалиста так же важна, как знания и навыки Под профессиональной компетентностью специалиста социальной работы понимается интегративное личностно-деятельностное новообразование, которое представляет собой сбалансированное сочетание знаний, умений и сформированной профессиональной позиции, позволяющее самостоятельно и качественно выполнять задачи профессиональной деятельности и находящееся в отношениях диалектической зависимости с профессиональной направленностью личности. В данном определении исследователь встраивает в структуру профессиональной компетентности элементы «сформированная профессиональная позиция» и « профессиональная ». «Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным не означает быть ученым или образованным; компетенция - это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Компетенция - это то, что порождает умение, действие». 20. Для достижения указанных целей специалист по социальной работе выполняет различные обязанности: 1. Учет семей и отдельных лиц, нуждающихся в социальной поддержке. . Осуществление первичного приема граждан, выявление их потребностей в различных видах социальной помощи, причин возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, подготовка проектов приказов директора учреждения на зачисление клиента на обслуживание. . Сбор документов клиентов, необходимых для организации работы по решению их проблем, предложений от узких специалистов и подготовка на их основе индивидуальных программ реабилитации, программ работы с клиентом, контроль за их выполнением. . Осуществление посреднических функций (функций социальных ходатаев) с целью решения проблем клиента (представление интересов клиента в органах социальной защиты населения, внутренних дел, образования, здравоохранения, службах занятости, миграционных службах, судах и т.д.). . Осуществление социального патронажа над клиентами, в том числе после выполнения программ работы с ними. . Проведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (выявление безнадзорных детей, информирование органов опеки и попечительства, содействие в дальнейшем жизнеустройстве, участие в защите их прав). . Консультирование клиентов по различным аспектам семьи и брака, по вопросам соблюдения социальных прав клиентов. Основные цели и функции социального педагога: · формирование самостоятельно действующей, нравственной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, гармонизацию отношений в сферах взаимодействия: человек-человек, человек-природа, человек-семья, человек-общество, человек-здоровье, человек-труд, человек-нравственность; · осуществление воспитательно-образовательной помощи социальному становлению человека, поддержка социально незащищенной личности; · содействие в критических и экстремальных ситуациях развитию жизненных смыслов и отношений личности; · изучение особенностей микросоциума, условий жизни и определение их влияния на развитие, уровень воспитания и поведение клиентов; · выявление неформальных групп детей по месту жительства, учебы, их лидеров, работа по нацеливанию деятельности данных групп на социально-позитивную деятельность; · определение задач, форм и методов социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем клиентов, мер по реализации прав и свобод личности клиентов; · организация различных видов социально ценной деятельности клиентов, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ; · установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде; · проведение среди населения работы по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи и т.п.; · содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников приютов, забота об охране их жизни, здоровья; · совместно со специалистами по социальной работе осуществление деятельности по трудоустройству, патронажу, обеспечению социальных гарантий, использованию сберегательных вкладов, ценных бумаг воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; · взаимодействие с другими специалистами, заинтересованными организациями в решении проблем клиента. Профессиональные роли социального работника могут быть дифференцированы. Так профессор И.А. Зимняя определяет 13 профессиональных ролей. · «Определитель клиента» - находит клиента, устанавливает факторы, побудившие проблемы; · брокер - социальный работник направляет нуждающихся людей в соответствующие службы; · посредник (буфер) - социальный работник между людьми с целью помочь преодолеть разногласия; · адвокат (защитник) - социальный работник борется за права и достоинства людей, нуждающихся в помощи; · оцениватель - социальный работник собирает информацию, оценивает проблемы людей; · мобилизатор - социальный работник собирает, активизирует, организует действия для решения проблем; · учитель - социальный работник передает информацию, знания. · корректор поведения - социальный работник вносит изменения в поведенческие стереотипы; · консультант - помогает решить клиенту проблемы; · проектант сообществ - социальный работник, планирующий развитие программ деятельности; · менеджер информации - социальный работник собирает информацию об окружающей среде; · администратор - социальный работник, управляющий социальной службой; · практик - конкретная помощь социального работника на местах.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (811)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |