Упражнение «Поиск сходства»
Описание упражнения Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перекидывания в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т. п.) и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет )волос, потом - общность интересов в какой-то области. Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше. Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Психогеометрический тест Подросткам предлагается свободно перемещаться в пространстве под спокойную, размеренную музыку. Ведущий, сам перемещаясь вместе с ними, рассказывает, что разным людям удобно ходить по разным траекториям: кому-то по кругу, кому-то с резкими поворотами (описывая квадрат, треугольник или прямоугольник), а кому-то по незамкнутой траектории - зигзагом. По ходу рассказа ведущий сам показывает эти способы передвижения. Потом участникам дается несколько минут для чтобы опробовать все эти траектории и выбрать наиболее удобную для себя. Разговаривать по ходу выполнения упражнения не следует. В принципе, после этого можно сразу перейти к обсуждению психологических характеристик людей, предпочитающих разные геометрические фигуры. Однако более эффективно использовать описанное выше упражнение не как самостоятельную диагностическую, а как прелюдию к проведению психогеометрического теста в традиционном варианте. Участникам демонстрируются пять геометрических фигур и дается инструкция:
«Посмотрите на пять фигур. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: «Это - я!» Только не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями. Просто постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас, когда вы посмотрели на страницу с их изображением. Запишите ее название под №1. Из оставшихся 4-х фигур опять выберите самую близкую вам и запишите ее название под №2. И так пронумеруйте все 5 фигур. Пожалуйста, постарайтесь обойтись без долгих раздумий!» Далее ведущий, руководствуясь приведенной ниже таблица, рассказывает про психологические характеристики людей, предпочитающих различные геометрические фигуры. Участникам объясняется, что к ним в наибольшей степени применимы характеристики фигур, выбранных ими под номерами 1 и 2. Что касается фигуры, оказавшейся на последнем месте, - это отвергаемые психологические свойства. Скорее всего, будет довольно сложно общаться с людьми, обладающими ими. Данный тест основан на результатах серьезных психологических исследований и несет определенную психологическую информацию об индивидуально-психологических свойствах испытуемых. Но эта информация носит вероятностный характер (как, впрочем, и результаты любого другого психологического теста) - нельзя утверждать со 100%-ной точностью, что каждая из предложенных характеристик обязательно будет проявляться у каждого из испытуемых. «Чужая душа - потемки», однако этот тест при всей внешней простоте и, возможно, нелогичности способен «попасть в точку» примерно в 80% случаев. Следует обратить внимание подростков на тот факт, что в колонках «положительные свойства» и «отрицательные свойства» речь иногда идет практически об очень сходных психологических характеристиках, просто выраженных разными словами (твердый в решениях - упрямый, щедрый-расточительный и т.д.). В самом деле, по сути, эти психологические характеристики очень близки, а вот проявятся ли они как положительные или отрицательные - зависит от формы и условий их проявления. А еще от того, как к ним относятся окружающие и сам человек. В психологическом консультировании широко используется прием «переклеивания ярлыков» - психологическое свойство, которое человек называет как негативное, просят назвать такими словами, чтобы оно предстало как позитивное, и наоборот, - что позволяет взглянуть на проблему с разных точек зрения. Такое упражнение представляется нам уместным в контексте данного занятия. При обсуждении обратить внимание на то, что каждое свойство характера может выступать и как положительное, и как отрицательное, зависит это от того, как сам человек им распорядится.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (669)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |