Проект программы сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Золотой ключик» г. Москва
. Общие положения Кризисные явления в современном обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у взрослых, что отразилось на состоянии детей старшего дошкольного возраста, снизило их творческую активность, замедлило их физическое и психическое развитие, вызвало отклонение в социальном поведении. Именно поэтому возрастает потребность в разработке программы сохранения и укрепления здоровья детей, так как здоровье как комплексное понятие включает в себя физиологическое, физическое, психическое и морально-нравственное состояние личности. . Нормативно-правовая база - Конвенция о правах ребенка; - Конституция РФ, ст.38, 41, 42, 43; - Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. № 124 ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.); - Типовое положение о дошкольном учреждении от 14.02.1997 г. - Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии от 10.03.2000 г. № 212. - Закон «Об образовании» РФ в редакции от 13 января 1996 г. №12 ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2002г.); - Приказ №306/85/33 от 04.05.1990 г. «Об утверждении Положения о санаторном детском учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей». - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. - Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении», и Типовое положение об образовательной школе-интернате; Типовое положение «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 августа 1997 г. № 1117 с изменениями от 23 декабря 2002 г. - Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 (с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 1997 г. №179, от 23 декабря 2002 № 919), в соответствии с которым детские сады комбинированного вида могут включать в себя различные группы, в том числе общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные. . Основные принципы программы Предлагаемая программа основывается на следующих принципах, являющихся основополагающими моментами концепции программы: Принцип участия - привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек, планированию оптимальной нагрузки, своевременной диспансеризации детей. Принцип сознательной компенсации - обеспечение социальной и правовой защищенности детей дошкольного возраста, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки. Принцип гарантий - реализация конституционных прав детей на получение дошкольного образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения. Принцип комплексного подхода заключается в гармоничном развитии всех сторон жизнедеятельности ребенка, в рассмотрении здоровья как совокупности факторов. Принцип аксиологического подхода предполагает восприятие человека как высшей ценности, а его здоровья - как основной категории общечеловеческих ценностей. . Основные направления программы Основные направления реализации программы позволяют выделить приоритетные сферы сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста и сформулировать основные «опорные» составляющие программы: системный анализ здоровья детей старшего дошкольного возраста с целью последующих медико-психолого-педагогических улучшений; раннее выявление патологии, профилактика патологий у детей старшего дошкольного возраста; реабилитация детей с хроническими заболеваниями; профилактика инфекционных заболеваний; решение оздоровительных задач средствами физической культуры, закаливанием, организацией рационального питания и позитивного эмоционального настроя детей; ориентация инновационной деятельности образовательного учреждения на улучшение физического и психического здоровья детей; разработка и внедрение педагогических технологий, методик, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей; ориентация педагогического коллектива на здоровьесберегающие технологии. Программа отличается комплексным подходом, что и отражено в процессе формулировки основных направлений деятельности. . Ожидаемые результаты Прогнозирование результатов деятельности позволит отслеживать промежуточные стадии внедрения программы и ориентировать педагогический коллектив на конечный результат; кроме этого, ожидаемые результаты позволяют корректировать некоторые компоненты программы по ходу реализации. Основные результаты реализации программы могут быть следующими: 1. Повышение уровня лечебно-профилактической работы. 2. Введение оптимального режима обучения и отдыха детей. . Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей. . Развитие осознанного отношения к здоровью у родителей и их детей. . Основная часть Основная нагрузка в процессе организации жизнедеятельности детей в ДОУ приходится на педагогический состав и медицинских работников ДОУ. Роль психолога и социального педагога также велика. Для реализации программы необходимо проведение ряда подготовительных мероприятий организационно-методического характера, направленных на создание и развитие системы сохранения и укрепления здоровья детей. Организационно-методическая деятельность является основой для начала реализации любой программы, так как предполагает разработку теоретических положений программы и рассмотрение практических возможностей для ее успешной реализации. Основные задачи этого вида деятельности: 1. Разработка концептуальных подходов к формированию аксиологической культуры сохранения и укрепления здоровья детей в условиях села. . Определение содержания педагогического процесса с учетом сохранения и укрепления здоровья детей. 3. Создание условий для совместной деятельности медицинских и педагогических работников ДОУ в оздоровлении детей. . Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса в ДОУ в соответствии с психофизиологической спецификой контингента детей.
План организационно-методических мероприятий
Лечебно-оздоровительный блок Основные задачи: - Обеспечение условий для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями. - Формирование реабилитационной базы в ДОУ на основе внедрения спортивно-оздоровительных, а не медикаментозных средств и методов снятия стрессов различных этиологий. - Содействие детскому спорту. - Создание оздоровительного микроклимата, соответствующей фитосреды, предметной среды. Стимулирующей двигательную активность ребенка. - Организация консультативной помощи родителям, вовлечение родителей в процесс физического оздоровления и проведение спортивных мероприятий. - Стратегическое планирование улучшения здоровья детей по трем направлениям: лечебно-профилактическое, лечебно-оздоровительное и закаливающее.
План лечебно-оздоровительных мероприятий на 2009-2010 г
Оптимизация режима Основные задачи: - Создание условий для успешной адаптации детей к условиям ДОУ. - Выработка оптимального режима для комфортного физического и психического состояния детей. - Разработка рекомендаций по соблюдению режимных моментов в период отпусков, каникул, праздничных дней. - Корректировка режима с учетом индивидуальных особенностей детского организма (введение дополнительного дневного отдыха для ослабленных детей, корректировка режима питания и т.д.).
План мероприятий, оптимизирующих режим
Организация двигательного режима Основные задачи: - Обеспечение условий для укрепления физического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями. - Формирование реабилитационной базы в ДОУ на основе внедрения спортивно-оздоровительных методик. - Выявление физически активных детей с целью дальнейшего возможного участия в спортивных секциях. - Создание оптимальной среды, стимулирующей двигательную активность ребенка. - Вовлечение родителей в процесс физического оздоровления и проведение спортивных мероприятий.
План мероприятий
Охрана психического здоровья Основные задачи: - Создание психологически комфортной среды в ДОУ. - Нивелирование негативных эмоциональных воздействий. - Работа с родителями по улучшению психологического микроклимата в семье. - Тестирование с последующими улучшениями состояния.
Лечебно-профилактический блок Основные задачи: - Профилактика заболеваемости. - Формирование позитивного отношения к комплексу профилактических мероприятий у детей и родителей. - Реализация закаливающих методик с учетом состояния здоровья каждого ребенка. - Разработка комплекса мероприятий, направленных на профилактику заболеваемости у детей.
Для часто болеющих детей лечебно-профилактический блок включает мероприятия, направленные на предупреждение развития сезонных заболеваний.
Работа с детьми, имеющими плоскостопие и нарушение осанки может включать дополнительно к основным следующие лечебно-профилактические мероприятия.
Формирование представлений о здоровом человеке Этот раздел программы предполагает проведение мероприятий, направленных на формирование в сознании ребенка представлений о здоровом человеке. Задачи раздела: - Сформировать у детей адекватные представления об организме человека и собственном теле, в частности. - Помочь ребенку создать целостное представление о своем теле. - Помочь осознать самоценность своей и ценность чужой жизни. - Сформировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
Темы лекций «Здоровый ребенок»
Работа с родителями Задачи работы с родителями: - Организация консультативной помощи родителям в процессе воспитания детей, а также сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста. - Вовлечение родителей в процесс физического оздоровления детей. - Организация работы с родителями, имеющими часто болеющих детей. - Вовлечение родителей в процессы подготовки и проведения спортивных мероприятий. - Пропаганда среди родителей здорового образа жизни как важнейшей составляющей сохранения и укрепления здоровья детей.
В процессе работы с родителями особенно важен способ подачи информации: корректное общение с родителями позволит достичь взаимопонимания, не вызовет негативной ответной реакции, а также позволит получить действенного союзника в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка. Реализация предлагаемой программы возможна при условии добросовестного отношения всех участников образовательно-воспитательного процесса к запланированным мероприятиям, а также при условии комплексного подхода к осуществлению программы.
Заключение
Рассмотрев предлагаемые определения здоровья применительно к детям старшего дошкольного возраста, мы определяем здорового ребенка как жизнерадостного, устойчивого к неблагоприятным внешнесредовым факторам, имеющего высокий уровень выносливости и работоспособности, мотивацию к ведению здорового образа жизни. Основными направлениями развития дошкольного образования является поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в дошкольных учреждениях по укреплению здоровья детей, снижению заболеваемости и повышению выносливости детского организма. Так как здоровье - биосоциальное явление, то оно в значительной степени зависит от управляющих воздействий на человека, и эта зависимость возрастает с ростом энергетической, нравственной и информационной мощностью социума. Именно поэтому реализация основных мониторинговых комплексов в системе здоровья должна осуществляться в критериях оценки качества социальной и биологической среды обитания. Методология формирования здорового образа жизни должна включать понимание социально-культурной динамики дошкольного образования, жизненной стратегии развития семьи и коллектива, саморегуляцию поведения и социальные технологии. Анализ литературных источников и собственных данных позволяют сделать следующее заключение: цель работы достигнута, гипотеза доказана, поставленные задачи решены. соматический дошкольник здоровье режим
Список литературы
1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов. Редкол.: Н.Н. Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г. 2. Актуальные проблемы эколого-оздоровительной работы с детьми: сб. науч. тр. и науч.-метод. разраб. по итогам всерос. науч.-практ. конф., Волгоград, 3-4 февр. 2004 г./ [науч. ред. М. В. Корепанова]. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004. - 100 с. 3. Александрова В. А.Здоровье вашего ребенка: Новейший справ./ В. А. Александрова Ф. Н. Рябчук, М. А. Красновская. - СПб. : Сова ; М. : ЭКСМО, 2003. - 767 с. 4. Алексеева М.А. Воспитательная работа с детьми.- М., 1999. . Алехина И.В., Матяш Н.М., Павлова Т.А. Психология: Практический курс. 6. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка: Опыт создания авт. программы на базе дошк. учреждения N 199 г. Нижний Новгород/ В.Г. Алямовская. - М. : LINKA, 1993. - 111 с. 7. Арямов И.А. Особенности детского возраста. - М., 1953. 8. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание. - 1994. - №8 - С.80-83. 9. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - СПб., 1992. 10. Боулби Дж. Детям - любовь и заботу. - Л., 1989. 11. Бочарова М.Н. Социальная педагогика.- М., 1999. 12. Варга А.Я., Смехов В.А., Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Сер. «Психология».- 1986.- №4.- С.25-27. . Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74. . Воднева Е. В. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Воднева ; [Смол. гос. пед. ун-т]. - Смоленск : [б. и.], 2003. - 25 с. 15. Волосникова Т. В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.04 / Т.В. Волосникова. - СПб. [б. и.], 1999. - 22 с. 16. Выготский Л.С. Проблема возраста//Собр. соч.: В 6 т.- М., 1984. - Т.4. 17. Галагузова М.А. Социальная педагогика.- М., 2001. 18. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25. 19. Голубев В. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: [Учеб. пособие для специальностей "Дошк. педагогика и психология" , "Педагогика и методика дошк. образования" ]/ В. В. Голубев. - М. : Академия, 2003. - 414 с. 20. Данилина Т.А., Степина Н.М. В мире детских эмоций.- М., 2004. . Данилина Т.А., Степина Н.М., Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. 22. Дети и здоровье: Сб. материалов науч.- практ. конф. по пробл. дошк. физ. воспитания (23-25 нояб. 1992 г., г. Иркутск)/ [Под общ. ред. А.И. Кравчука, Ю.П. Симакова]. - Омск : ОГИФК, 1993. - 136 с. 23. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание. - 1994.- №6. - с.27-31. 24. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь- справочник. - Мн.: Харвест, 2004. 25. Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе "Развитие" для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) Дошкольное воспитание, 1994г.,№10,стр. 38-46. . Евсигнеева Ю. В. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей дошкольного возраста : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук: 14.00.09 / Ю.В. Евсигнеева ; [Ставроп. гос. мед. акад.]. - Ставрополь: [б. и.], 2004. - 23 с. 27. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды//Вопросы психологии. - 1967. - №2. 28. Здоровый дошкольник: Социал.-оздоров. технология XXI в.: Пособие для исследователей и практ. работников/ Авт.-сост. Антонов Ю.Е. и др. - М. : Аркти, 2000. - 87 с. 29. Здоровый ребенок - в здоровом социуме: Науч.-практ. сб. инновац. опыта/ Авт.-сост. Чупаха И.В. и др. - М. : СТАВРОПОЛЬСЕРВИСШКОЛА, 1999. - 318 с. . Здоровье и дошкольное образование: Докл. обл. науч.-практ. конф., янв. 2002 г./ [Науч. ред. О. А. Сафонова]. - Н. Новгород : Нижегор. гуманитар. центр, 2003. - 141 . Здоровье и образование ребенка: Тез. докл. I Всерос. науч.-практ. конф., 25-27 сент. 2002 г./ [Редкол.: Корюкина И.П. и др.]. - Пермь : [б. и.], 2002. - 84 . Здоровье и образование: Материалы II Междунар. конгр. валеологов и IV Всерос. конф. "Пед. пробл. валеологии" (1-3 нояб. 2000 г., Санкт-Петербург)/ [Под ред. Колбанова В.В.]. - СПб. : [б. и.], 2000. - 226 с. . Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: Материалы Всерос. совещ. "Пути оптимизации здоровья и физ. развития детей в дошк. образоват. учреждениях" Москва, 17-19 янв. 2001 г./ [Отв. ред. Оверчук Т.И.]. - М. : ГНОМ и Д, 2002. - 319 с. . Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сб. ст. и док./ М-во образования Рос. Федерации, М-во здравоохранения Рос. Федерации; под ред. Т. И. Оверчук. - 2-е изд., испр. и доп.. - М. : ГНОМ и Д (Каза
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |