Увеличение пенсий в связи со снижением Единого социального налога
За прошедшие после пенсионной реформы годы была проделана значительная работа, предприняты усилия по созданию инфраструктуры пенсионной системы, единой централизованной системы управления средствами обязательного пенсионного страхования, модификации распределительной модели пенсионного обеспечения и формирования накопительной составляющей пенсионной системы. В настоящее время пенсионная система функционирует достаточно стабильно, имеющиеся финансовые резервы средств позволяют покрывать издержки перехода, связанные с формированием накопительной составляющей трудовой пенсии поколения застрахованных лиц, имеющего право на нее формирование, и обеспечивать своевременную индексацию уже назначенных пенсионных выплат из расчетного пенсионного капитала. Кроме того, младшие поколения трудоспособных граждан получили возможность под гарантию государства накапливать себе определенную часть трудовой (страховой) пенсии, т.е. становятся активными субъектами (участниками) не только социально-трудовых, но и чисто финансовых отношений в системе обязательного пенсионного страхования. Помимо этого значительно усиливается законодательно установленная непосредственная зависимость размера распределительно-трудовой пенсии от величины заработка (дохода) застрахованного лица. Актуарные расчеты показали, что уже в ближайшие годы при сохранении неизменными шкалы и ставок отчислений ЕСН и страховых взносов в ПФР возникнет и начнет увеличиваться темпами, опережающими темпы инфляции, дефицит распределительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования. К 2008г. накопленный дефицит бюджета ПФР возрастет до 656,9 млрд. рублей [41, с.12]. Коэффициент замещения, обеспечиваемый средним размером трудовой пенсии сократится в этих условиях до 19,76%, несмотря на медленный рост соотношения с прожиточным минимумом пенсионера, которое составит в 2010г. - 115%. Единственным достижением подобной политики может являться значительное сокращение нагрузки на налогоплательщиков. Для изменения ситуации в положительном направлении существует несколько способов: - сохранение эффективного тарифа отчислений на существующем уровне или более плавное, чем в настоящий момент, его понижение; - изменение базы налогообложения; - изменение механизма учета пенсионных прав застрахованных лиц и преобразования их в пенсионные обязательства. Последний из этих способов неприемлем, поскольку пенсионная модель, основанная на учете пенсионных право по условно-накопительной схеме, наиболее полно отражает личное участие застрахованного лица в формировании своей будущей пенсии и соответствует основным принципам пенсионного страхования. Частичное смягчение проблемы финансовой нестабильности пенсионной системы за счет отказа средневозрастному поколению трудоспособных граждан в формировании накопительной составляющей трудовой пенсии в размере 2% (для мужчин от 1953 до 1966года рождения и женщин от 1956 до 1966 года рождения), а также за счет переноса сроков перехода к 6-процентной ставке накопительных отчислений для младшего поколения застрахованных лиц (т.е. граждан моложе 1966 года рождения) с 2006г. на 2008г. Причины, побудившие к внесению в пенсионную модель поправок, в действительности очень серьезны. Ставится вопрос о значительных изменениях экономической модели обязательного пенсионного страхования, в которой существует и действует пенсионная система. Побуждающим фактором к преобразованию пенсионной модели послужило начатое финансовыми ведомствами реформирование налоговой системы, которое имеет целью «освобождение экономики от «чрезмерного» социального налогового бремени». Накопительная часть пенсии – это своего рода резерв, предназначенный для того, чтобы в полном объеме выполнять пенсионные обязательства перед ныне работающими, когда они начнут выходить на пенсию в более сложной демографической ситуации с преобладанием пенсионеров над работающими.Для этого часть страховых взносов приходится изымать из расходной части бюджета Пенсионного фонда и резервировать (остальная часть страховых взносов после регистрации их на счетах граждан направляется на выплату пенсий нынешним пенсионерам). В 2005г. объем накопительных пенсионных отчислений превысил 60 млрд. рублей, что составляет основу дефицита Пенсионного фонда. При этом перед пенсионной системой стоит задача обеспечить бесперебойное и полное обязательств государства перед пенсионерами, не допуская сбоя в выплатах и возникновения задолженности. Для стабилизации финансовой обеспеченности пенсионной системы и одновременного уменьшения экономической нагрузки на федеральный бюджет необходимо снизить потери распределительной части бюджета ПФР. Источник для этого – снижение накопительных отчислений для ныне работающих. Для этой цели была выбрана вышеуказанная возрастная категория работающих. Предусмотренная для них ставка накопительных отчислений – 2 из 14% страховых взносов – не позволяла большинству из них за время, оставшееся до выхода на пенсию, накопить существенную прибавку к своему пенсионному капиталу. Накопительная часть не сыграла бы существенной роли в финансировании их пенсии. Для пенсионной системы возвращение указанных 2% в страховую часть будет иметь большой экономический эффект. Поддержание финансовой устойчивости отечественной пенсионной системы обязательного пенсионного страхования в условиях ухудшающейся демографической ситуации потребует пересмотра (увеличения) пенсионного возраста. Практически третья часть всех пенсионеров в Росси получают пенсию досрочно, например в 45-50 лет. В итоге государство платит им пенсию более длительный период и делает это за счет других, т.н. отвлекая средства на выплату досрочных пенсий. Повышать пенсионного возраста выхода на пенсию- мера крайняя и очень нежелательная. С повышением пенсионного возраста упадет не только авторитет реформы, но и резко упадет авторитет органов управления страны в целом. Это будет свидетельствовать о неспособности государства найти те необходимые меры, которые позволят вывести реформу из кризиса, однако специалисты не исключают такую возможность в будущем. В действующем пенсионном законодательстве предусмотрен механизм отказа от страховой части трудовой пенсии. Отсрочка выхода на пенсию на 5 лет позволяет увеличить размер пенсии примерно на 50-60%. Выработка дополнительных стимулов к более позднему выходу на пенсию актуальна, необходимы новые пути решения проблемы.
3.3 Актуальные вопросы развития пенсионного обеспечения
Проблема достойного пенсионного обеспечения населения нашей страны – это проблема сегодняшней действительности, и эффективное взаимодействие между участниками пенсионного рынка во многом определяется качеством работы государственных органов власти и субъектов рынка пенсионных услуг. Ситуация с пенсионным обеспечением в России остается по прежнему чрезвычайно сложной. Частичная приватизация пенсионных денег, с одной стороны, дала возможность гражданам «управлять» накопительной частью пенсий в рамках, установленных законодательством Российской федерации по своему усмотрению, имеется возможность реализации больших инвестиционных проектов. Как ни парадоксально, но практически ни одна из заинтересованных сторон не довольна положением дел в реформируемой пенсионной системе, об этом свидетельствует и неиссякаемый поток дел в судах, где истцами выступают граждане, отставающие свои интересы, и те дела, где ПФР отстаивает интересы граждан, в связи с неспособностью страхователей исполнять возложенные на них пенсионным законодательством обязанности. Система пенсионного обеспечения – это сложная социально-экономическая и финансовая сфера, в которой многие процессы происходят по законам, которые может быть еще предстоит установить. Современная методология анализа развития пенсионного рынка раскрывает достаточно узкие аспекты деятельности субъектов этого рынка, не позволяя объективно рассматривать закономерности и тенденции развития рынка пенсионных услуг. Возможности изучения данного вопроса во многом ограничены из-за скудности публикуемой информации и ее закрытости. Анализ обсуждаемых проблем, связанных с дальнейшим развитием и реформированием современной пенсионной системы можно разбить на несколько блоков(правовой, экономический, социальный, географический, управленческий, информационный), в каждом из которых имеются наиболее актуальные проблемы на сегодняшний день. 1) Правовой блок. Формирование эффективного механизма отслеживания противоречий законодательных норм, актов и т.д. По мнению многих смежных и профильных специалистов, существующие нормативно-правовые противоречия наносят не только экономический урон государству и его гражданам, но и вносят хаос в правоприменительную практику. • Проблемы правоприменительной практики показывают, что многие законы, подзаконные акты нуждаются в существенной доработке, при том, что вроде как они де-юре действуют, а де-факто и не действуют. • Своевременность ликвидации последствий, связанных с нарушениями законодательных норм. Эта проблема представляется весьма актуальной в свете проводимой реформы в системе государственного управления. Анализ реализации пенсионного законодательства показывает, что во многом был создан серьезный задел в виде нормативно-правовой базы, установившей основные принципы функционирования сферы пенсионного обеспечения. Однако контроль за созданием необходимой нормативно-правовой базы сочетается с неэффективной правоприменительной практикой в реформируемой сфере. В результате в некоторых случаях вопросы пенсионного законодательства ограничиваются только разработкой и принятием федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации. Их практическая реализация не всегда является предметом анализа и контроля со стороны государства. В разработке и реализации институционального закрепления необходимо внедрение полноценного проектного подхода. Только в этом случае будет радикально повышена эффективность осуществления подготовки и реализации достойного пенсионного обеспечения. Возможно с решением этой проблемы уменьшится тот поток дел в судах, связанных с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц, которые вызваны именно различием в старом и новом пенсионном законодательстве. 2) Экономический блок проблем: • Создание гибкой, быстро реагирующей на изменения внешних условий экономической системы. Пенсионные фонды работают в сложной, во многом непредсказуемой, многоуровневой, постоянно трансформирующейся системе. Их устойчивое поступательное развитие определяется умением приспосабливаться к постоянно меняющимся экономическим условиям. Поэтому проблема организации гибкой и быстро реагирующей на изменения внешних условий экономической системы — это проблема не только пенсионных фондов, но и всех участников. Ни исковая работа Пенсионных органов по взысканию тех или иных платежей, ни предъявление штрафных санкций за те или иные нарушения пенсионного законодательства не будут так эффективны, как создание государством условий для работы, здоровая конкуренция и рыночные отношения в цивилизованной стране с цивилизованными законами. • Организация равных условий конкуренции для всех участников. Выход негосударственных пенсионных фондов из локального дополнительного пенсионного обеспечения на рынок обязательного пенсионного страхования меняет институциональные представления всей системы пенсионных услуг. Это связано, во-первых, с тем, что негосударственные пенсионные фонды кроме дополнительного пенсионного обеспечения получили право работы в системе обязательного пенсионного страхования в своеобразном партнерстве с ПФР; во-вторых, НПФ, используя ресурсы накопительной части пенсии застрахованного лица, по сути, выступают в роли конкурента Пенсионного фонда Российской Федерации; в-третьих — НПФ, в отличие от Пенсионного фонда Российской Федерации, имеют право заниматься двумя видами деятельности (в зависимости от вида лицензии), а ПФР только одной. Однако до сих пор на рынке пенсионных услуг не наблюдается серьезной конкуренции, крайне непрозрачной остается деятельность субъектов этого сегмента. Другой крупный элемент нерыночного сектора - мегакорпоративные фонды, которые действуют в рыночной среде, но зачастую получают явные или скрытые привилегии. Система обязательного пенсионного обеспечения объединила стратегические цели и задачи пенсионных фондов, с одной стороны, с другой — создала предпосылки к серьезной конкуренции в этом сегменте рыночных отношений, поэтому вопросы организации равных условий между участниками становятся одними из приоритетнейших целей и задач государственного регулирования и контроля этой системы. • Недостаточный уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора. На современном этапе ПФР единственный обладает уникальной монополией, при которой НПФ в реальности пока не могут ее изменить. Для дальнейшего развития НПФ необходимо расширять свое присутствие. • Инфраструктурные ограничения вложений пенсионных средств. В последнее время в России экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспортных сетей, производства, телекоммуникаций и связи. Принятые за последние годы меры оказались недостаточными для притока инвестиций в эти сектора. Отчасти это является результатом отсутствия институциональных условий, способных обеспечить прозрачность принятия решений о направлении инвестирования, контроля за эффективным расходованием средств. Несмотря на многочисленные проблемы, нельзя не отметить, что в России наблюдается некоторая стабилизация и есть серьезные основания для оптимизма. Развитие системы пенсионного обеспечения обусловливается потребностью экономики в серьезных инвестициях и возможностью пенсионных фондов выступать в качестве мощнейшего инвестора на финансовом рынке. На сегодняшний день в экономику через финансовый рынок вовлечены пенсионные накопления — дополнительные ресурсы в размере нескольких миллиардов долларов. В соответствии с прогнозом, на финансирование накопительной части трудовой пенсии в период до 2010 года включительно будет направлено около 30 млрд. долларов США. Расчеты показывают, что в зависимости от сценария распределения этих финансовых ресурсов между Пенсионным фондом Российской Федерации и частным сектором (независимые частные управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды) приток финансовых средств на российский финансовый рынок в период до 2010 года составит от 6,2 до 24,9 млрд. долларов [48, с. 17]. 3). Социальный блок проблем: • Проблема достойного пенсионного обеспечения граждан. В настоящее время впервые в стране созданы предпосылки для реальной конкуренции в сфере пенсионного обеспечения, а для населения - возможность реализации права на выбор Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании, осуществляющих деятельность в сфере обязательного пенсионного страхования. Задача же органов государственного управления, как федерального так и регионального уровня, состоит в создании условий населению для возможно более широкого доступа к достоверной информации о субъектах отношений по пенсионному обеспечению и страхованию, а также организации действенного контроля за соблюдением «правил игры». • Сокращение безработицы. Состояние рынка труда непосредственно сказывается на уровне жизни трудоспособного населения, а также пенсионеров того или иного региона, поскольку высокая безработица означает, что значительная часть населения лишается, во-первых, стабильных источников получения доходов; во-вторых, естественным образом сокращаются отчисления на пенсионное обеспечение. 4). Географический блок проблем: • Малоэффективная региональная миграционная политика. Необходимость изучения современной миграционной политики диктуется не только требованием решить накопившиеся проблемы в системе пенсионного обеспечения, связанные с экономической, политической, демографической и социальной целесообразностью, но и целым рядом внутренних и внешних факторов, определяющих во многом динамику развития будущего России. Наблюдается неравномерное размещение населения России; процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства, либо с регулярным возвращением к нему. • Экономическая и политическая неразвитость регионов. Риски, связанные с возможностью потери экономического и политического контроля за ситуацией в этих регионах, требуют проведения специальных программ, стимулирующих вовлечение данных регионов в экономическую и социальную систему страны. Стабильное понижение количества населения отмечается вплоть до сегодняшнего дня и улучшения в ближайшем будущем, по мнению специалистов, не прогнозируется. Это при том, что трудоспособного населения становится все меньше в условиях растущей безработицы, а пенсионеров все больше и больше. Так в 2005 году численность пенсионеров с учетом тех, кому пенсии назначены в 2004 году (2,5 млн. чел.), естественной убыли (смертности) пенсионеров (1,62 млн. чел.) и отрицательного сальдо их миграции, составила 38,2 млн. человек. Прирост общей численности пенсионеров составил 19,7 тыс. человек, в том числе из числа получающих трудовые пенсии — 17,0 тыс. человек [48, с.23]. Вопросы, которые задаются по данной проблеме различным профильным специалистам, в данном блоке, затрагивают тем или иным образом практически каждого жителя нашей страны. Отсутствие регулирования и контроля в этой области представляет угрозу национальной безопасности России. Кроме того, от проблемы неразвитости регионов напрямую зависит поступление страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда. Те районы Центральной части Российской федерации, Дальнего Востока, которые наиболее развиты в экономическом отношении имею большее пополнение бюджета, по сравнию с малоразвитыми, особенно сельскохозяйственными, такими как , например, Ульяновская область. 5). Управленческий блок проблем: • Низкая эффективность государственного управления. В реформируемой системе пенсионного обеспечения распыленность усилий, отсутствие концентрации на чем-то одном является сильнейшим дестабилизирующим фактором. • Неравномерное осуществление пенсионной реформы на субфедеральном уровне. В Российской Федерации существует целый ряд административных и политических препятствий, тормозящих развитие качественного рынка пенсионных услуг, как на государственном, так и на негосударственном уровне. Существующие ограничения на межрегиональном уровне, проблемы развития рынка пенсионных услуг обусловлены как субъективными, зачастую административными, так и объективными причинами, связанными с неразвитостью рынка капитала, транспортными и др. инфраструктурами. Все это приводит к значительным потерям в эффективности региональных экономических систем и отсутствию связей между ними. • Контроль и обработка статистического массива. Определение целей и постановка задач, стоящих перед государством, эффективного контроля за деятельностью пенсионных фондов, выполнением ими обязательств требует, прежде всего, постоянного поступления объективной, научно обоснованной и надежной статистической информации. С целью обеспечения эффективности государственного управления и регулирования в системе пенсионного обеспечения необходимо развитие специфических информационных статистических ресурсов. Также важно обеспечить доступность к прозрачным статистическим данным и методологиям их формирования для всех заинтересованных лиц. Одним из факторов, тормозящих разработку методологии, является слабая нормативная база и бюрократические недостатки системы государственного управления. Кроме того, меры по использованию и применению научного подхода, а также опыта применения международных статистических стандартов и классификаторов при определении конкретных показателей и методов их формирования в системе пенсионного обеспечения применяются не в полном объеме. Необходимо создание системы национальных основ комплексного построения пенсионной статистики на основе интеграции различных данных о социально-экономическом развитии пенсионной системы. 6). Информационный блок проблем: • Государственная система организации информирования участников пенсионного рынка. Важным элементом является доведение до граждан информации о работе, как государства, так и участников рынка, особенно пенсионного. Речь идет не только об информированности, объяснении основ пенсионной реформы, но и об изменении отношения, десятилетиями складывающегося стереотипа, что пенсионное обеспечение — забота исключительно государства. Необходимо активно пропагандировать тот факт, что людям надо самостоятельно думать о будущей пенсии в здоровом и трудоспособном возрасте. Важно подготовить в кратчайшие сроки специалистов, которые станут заниматься вопросами пенсионного консультирования, и это может проходить в рамках, как государственной программы, так и с участием НПФ, которые также могут включиться в этот процесс. • Реализация и обеспечение программ по обучению граждан. Обязательным элементом государственной политики должен стать процесс разработки специальных учебных программ, целью которых является достижение доверия населения к пенсионным фондам, демонстрация четких, последовательных, целенаправленных шагов. • Организация единого информационного пространства. Необходимо организовать единую открытую информационную систему, в которой любой гражданин, обратившись, сможет получать данные практически по любому запросу: так можно будет четко отслеживать прохождение и выполнение запросов и ответов в различных государственных и негосударственных учреждениях, получать информацию о деятельности НПФ, управляющих компаний, банков, отделов, в том числе и государственных, проверять исполнение запросов. Как показывает мировой опыт инвестирования в накопительных пенсионных системах, стандартизация инвестиционных деклараций в зависимости от срока до наступления пенсионных оснований эффективна для достижения целей инвестирования таких средств. Кроме того, переход к системе стандартизированных инвестиционных деклараций облегчит процесс выбора портфеля и будет способствовать снижению высокой доли лиц, не воспользовавшихся правом выбора. Короткий опыт в области инвестирования пенсионных накоплений свидетельствует о необходимости повышения уровня информирования застрахованных лиц об их правах в отношении пенсионных накоплений, а также информирования граждан о возможностях использования институтов коллективного инвестирования для осуществления сбережений. Разработка требований к пенсионным продуктам, обеспечение их понятности для потребителей является одной из важных задач развития пенсионных фондов. Принятие этих требований будет способствовать повышению уровня доверия населения к данным институтам, востребованности их для осуществления сбережений. Заключение
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |