Практические рекомендации
. При обучении студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта особое внимание следует уделять психологическому компоненту профессиональной деятельности. . Психологическая подготовка студентов - будущих специалистов в области физической культуры и спорта должна заключаться в приобретении необходимых знаний, умений и навыков для практической деятельности. . Знания должны включать в себя знания по методологии и категории педагогики и психологии; закономерностей развития и проявления психики человека; факторов формирования личности; типологии характера и темперамента; фундаментальных и вторичных свойств личности; формирования характера в спортивной деятельности; свойств темперамента; социально-психологических основ формирования коллектива, индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена; особенностей психических процессов и состояний спортсмена; методов педагогических и психологических исследований в спорте, проявления психики спортсмена при занятиях спортом, назначение и содержание каждого этапа подготовки, знания методики обучения, методики тренировки. Необходимо учитывать особенности спортивной тренировки на различных этапах системы подготовки спортсменов, методики проведения занятий с любым контингентом, знания - правил судейства и организации соревнований любого ранга; прав и обязанностей участников, судей и организаций, оценивать социально-педагогические явления, выявлять причины их возникновения и развития; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и их причины; выбирать средства и методы с учетом индивидуально-психологических особенностей спортсменов; предвидеть характер ответных реакций спортсменов на применяемые педагогические воздействия; осуществлять процесс воспитания спортсменов и формирования коллектива; определять по внешним проявлениям изменение психического состояния спортсменов; понимать и объяснять особенности их поведения в различных ситуациях; мысленно ставить себя на место своих воспитанников; увлекать спортсменов на достижение более высоких спортивных результатов; быстро принимать решения и находить наиболее действенные средства педагогического воздействия; устанавливать контакт со спортсменами; располагать к себе спортсменов и находить индивидуальный подход к ним; вскрывать характер межличностных взаимоотношений; регулировать и направлять личностные взаимоотношения; ликвидировать возникающие конфликты. . Умения по должны включать в себя умения по отбору в виде спорта, в системе подготовки спортсмена, в технике вида спорта, умения в методики обучения, тренировки, проведения занятий с любым контингентом, правил и организации соревнований. . Профессионально-личностный компонент должен включать в себя: общую направленность личности, мировоззрение, моральные нормы, ценностные ориентации, сознание общественного долга, чувство ответственности. . Профессионально-педагогическая направленность должна включать в себя: устойчивый интерес к профессии, любовь к спорту и детям, увлеченность работой, наличие склонности к педагогической деятельности, профессионально значимые мотивы выбора профессии, качества личности, обусловливающие эффективность работы с людьми.
Список использованной литературы
1. Алексеев, А.В. О психологической подготовке в спорте/ А.В. Алексеев// Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы: Тезисы докладов международ. конгресса. - М., 1998. - Т. 2. - С. 356-357. . Алферов, А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя/ А.Д. Алферов //Вопросы психологии, 1999, №4, с. 116 - 120. . Аминов, Н. А. Задатки, способности и одаренность учителя / Н.А. Аминов // Мир психологии. - 1997. - N 2. - С. 144-157 . Аминов, Н. А. Основы теории коммуникации и психологии управления : программа факультатива и практ. рекомендации / Н.А. Аминов // Класс. дама. - 2000. - N 1. - С. 12-16 . Ананьин, С. А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. - Киев: Тип. акц. о-ва "Петр Барский", 1915 - 500 с. . Анцыферова, Л. И. Психологическое учение о человеке/ Л.И. Анцыферова // Психол. журн. - 1998. - 19, №1. - С. 3-15. . Арестова А.Н. Мотивация как негативный фактор мышления //Современная психология мотивации /Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 343с. . Бабушкин, Г.Д. Психологические основы формирования психологического интереса к педагогической деятельности: монография/ Г.Д. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 1998. - 181 с. 9. Бабушкин, Г.Д. Психология деятельности тренера: учеб. пособие/ Г.Д. Бабушкин [и др.]. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 90 с. 10. Бабушкин, Г.Д. Психология труда тренера по спорту. Учебное пособие/ Г.Д. Бабушкин. - Омск: ОГИФК, 1985. - 85 с. 11. Бабушкин, Г.Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям: учеб.-метод. пособие/ Г. Д. Бабушкин. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2007. - 92 с. 12. Беляев, М.Ф. Психология интереса: Дис. … д-ра психол. наук./ М.Ф. Беляев - Иркутск, 1944. - 769 с. 13. Бурцева, Л.П. Педагогическое управление развитием профессионального самоопределения студентов педагогического вуза: автореф. дис. … кандидата пед. наук./ Л.П. Бурцева. - Омск, 2005. - 22 с. 14. Волков, И.П. Профориентация на основе выявления и развития склонности учащихся/ И.П. Волков// Советская педагогика. - 1982. - № 8. - С. 45-48. . Володина, Ю. А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению / Ю. А. Володина// Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С .80-86. 16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005 - 671 с. 17. Гогунов, Е.Н. Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту/ Е.Н. Гогунов// Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 42-44. 18. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы //Современная психология мотивации /Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 343с. . Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса/ Л.А. Гордон. - Киев.: Ряданьска школа, 1940. - 254 с. . Деркач, А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера/ А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: ФиС, 1981. - 374 с. 21. Дониченко, О. Г. Психолого-педагогические технологии сопровождения предпрофильного и профильного обучения / О. Г. Дониченко// Психология и школа. - 2007. - №2 -С .47-54 22. Дормидонтова, Л.С. Профессиональная деятельность специалистов физической культуры и спорта /Л.С. Дормидонтова. - Омск: СибГАФК, 2001.-128 с. . Емельянов, Ю.Н. Групповая психокоррекция в подготовке будущих учителей // Вопросы психологии. - 1988. - № 11. - С. 172. 24. Зволинская, Н.Н. Пути обновления квалификационной характеристики специалиста по физической культуре и спорту/ Н.Н. Зволинская, В.И. Маслов// Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 12. - С. 40-44. 25. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 244 с. 26. Изард К. Э. Психология эмоций/ К.Э. Изард - СПб.: Питер, 2008. - 464 с: ил. . Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2000. - 512 с. 28. Имашев, А.М. Динамика изменения состояния и структура функциональной компетентности будущих учителей физической культуры в двигательной педагогической функции/ А.М. Имашев, А.З. Шамгуллин// Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 11. - С. 90-92. . Имашев, А.М. Исследование динамики изменения структуры функциональной готовности специалиста по физической культуре/ А.М. Имашев// Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 43-44. . Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов/ Е.А. Климов. - Р н/Д: Феникс, 1996. - 512 с. 31. Ковалев, А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. - Т.2. - Способности/ А.Г.Ковалев, В.Н. Мясищев. - Л.: ЛГУ, 1960. - С. 53. . Колесникова, И. А. Методологические основания педагогической деятельности по разработке и реализации образовательных стандартов / И.А. Колесникова // Образовательные стандарты. - СПб., 1995. - С. 78-83 33. Колмогорова, Н.В. Формирование типов направленности к педагогической деятельности у студента физкультурного вуза: автореф. дис. … кандидата пед. наук./ Н.В. Колмогорова. - Омск, 2005. - 24 с. 34. Коршунов, А.М. Отражение, деятельность, сознание/ А.М. Коршунов. - М.: Политиздат, 1979. - 216 с. . Костылева, Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01/ Н.Е. Костылева; Казан. гос. пед. ун-т. - Казань, 1997. - 22 с. . Красавцев, П.В. Структура педагогической деятельности физического воспитания вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук/ П.В. Красавцев. - Москва, 1981. - 24 с. 37. Краснова, М.А. Формирование психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности: автореф. дис. … кандидата пед. наук./ М.А. Краснова. - Омск, 2002. - 23 с. 38. Крегжде, С.П. Психология формирования профессиональных интересов: Дис. … д-ра психол. Наук. - Вильнюс, 1982. - 343 с. 39. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учителя//Вопросы психологии.-1984.-№1.-С.20-26. . Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с. . Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя./ Н.В. Кузьмина. - Л.: Знание, 1985. - 32с. . Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - Т.2. - С. 94-231. 43. Ломакина, О.Е. Формирование профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка: Автореф. дисс…канд.пед.наук./ О.Е. Ломакина. - Волгоград: ВГПУ,1998.-18с. 44. Ломов Б.Ф. Системность в психологии /Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной и В.А. Пономаренко. - М.: Изд-во "Институт практической психологии". - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 384 с. 45. Лубышева, Л.И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект)/ Л.И. Лубышева, В.А. Магин// Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 12. - С. 13-16. 46. Лукьянова, М. Психолого-педагогическая компетентность социального педагога и его профессионально значимые личностные качества/ Маргарита Лукьянова// Социальная педагогика. - 2007. - № 2. - С.91-96. . Маркова А. К. Профессиональная компетентность учителя / А.К. Маркова // Психология труда учителя: Книга для учителя. М: Просвещение, 1993. С. 6-11. 48. Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова - М. -1996.-308 с. 49. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя/ Л.М. Митина. - М.: Финта. - 1998. - 200 с. 50. Назарова, И. Г. Психолого-педагогическое сопровождение выпускников образовательных учреждений по проектированию жизненных и профессиональных стратегий / И. Г. Назарова, Е. С. Боярова// Психология и школа. - 2007. - №2. - С .68-74 . Научно-исследовательская работа студентов. Учебное пособие для средних и высших учебных заведений / Под ред. Г.Д.Бабушкина. - Омск, 2005. . Николаев А.Н.. Методики изучения личности и деятельности тренера. Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПб ГАФК, 2003. - 70 с. . Николаев, А.Н. Методика изучения успешности деятельности тренеров / А.Н. Николаев // Теория и практики физической культуры. - № 4. - М., 2003. С. 18-22. . Николаев, А.Н. Оценка результативности педагогической деятельности тренера / А.Н. Николаев // "Ананьевские чтения - 2001", Тезисы научно-практической конференции.. - СПб.: СПб ГУ, 2001. С, 535-536. . Николаев, А.Н. Признак интегрального проявления педагогических способностей / А.Н. Николаев // "Ананьевские чтения - 97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб.: СПб ГУ, 1997. С. 95-96. . Николаев, А.Н. Психологическая структура деятельности / А.Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности. Материалы 5-й межвузовской научной конференции. - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: ГАФК. 2002, С. 90-92. 57. Николаев, А.Н. Успешность деятельности тренера/ А.Н. Николаев// Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 12. - С. 29-33. 58. Общее физкультурное образование: Учебник. Т.1. Школьное физкультурное образование/ И.И. Сулейманов [и др.]. - Омск: СибГАФК, 1998. - 268 с. 59. Организация и проведение психолого-педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Г.Д.Бабушкина, Е.П. Каргаполова. - Омск, Ханты-Мансийск, 2001. . Орлов, А.Б. Склонность и профессия/ А.Б. Орлов. - М. Знание, 1981. - 96 с. . Певзнер, А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения. /А.Е. Певзнер. - Дисс. ... канд. психол. наук.- СПб., 1996.-143 с. 62. Педагогическая психология: хрестоматия / сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. - СПб.: Питер, 2006. - 412 с.: ил. 63. Пискунов, А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура/А.И. Пискунов //Педагогика. 2001. -№3. - С.41-47. 64. Плаксина, И.В. Формирование профессионального самосознания студентов физкультурного вуза: автореф. дис. … кандидата пед. наук./ И.В. Плаксина. - Омск, 2003. - 23 с. 65. Платонов, К.К. Личностный подход в профориентации в школе/ К.К. Платонов// Вопросы теории и практики профориентации в школе. - М.: 1972. - С. 113-120. 66. Платонов, К.К. Система психологии и система отражения/ К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 309 с. 67. Попов, А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов. - 3-е изд/ А.Л. Попов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. 68. Попова, Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Автореф. дис…канд.пед.наук./ Е.В. Попова. - Ростов-на-Дону,1996. -17с. 69. Постников, П. Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогических анализ / П.Г. Постников// Педагогика - 2004. - № 5. - С .61-66. . Профессиональная ориентация молодежи/ Под. ред. К.К. Платонова. - М.: Высшая школа, 1978. - 271 с. 71. Ражина, Н.Ю. Формирование коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся по специальности "социально - культурный сервис и туризм") на основе ассертивной модели поведения: автореф. дис. … кандидата пед. наук./ Н.Ю. Ражина. - Омск, 2006. - 23 с. 72. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие./ А.А. Реан. - СПб.: СПб ГУ, 2001. - 224 с. . Ребров А.В.. Влияние мотивационной структуры на результативность труда работников различных профессий/ А.В. Ребров // Социологические исследования, 2008. № 5. С. 74-84. . Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с. . Рудик, П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности/ П.А. Рудик// Психология и современный спорт: Сб. науч. тр. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - С. 14-40. 76. Свищёв, И.Д. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта/ И.Д. Свищев, С.В. Ерёгина// Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 12. - С. 9-14. 77. Смирнов, С.Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы: Учеб. пособие/ С.Д. Смирнов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 400 с: ил. 78. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры. / Н.Б. Стамбулова. - СПб.: Центр карьеры, 1999. - 368 с. . Станиславская, И.Г. Проявление способностей к тренерской деятельности./ И. Г. Станиславская. - Дисс.... канд. психол. наук. - СПб., 1994. - 147 с. . Стенькова, В.И.. Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетентности будущих психологов, преподавателей психологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. И. Стенькова . - Улан-Удэ, 2007. - 19 с. : ил. . Столяренко, Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576 с. . Трифонов, Е.В., Трифонов, И.Е. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. - СПб., 1997. (Электронная версия). . Хан, Э. Место психолога в подготовке тренеров/ Э. Хан// психология и современный спорт: Сб. науч. тр. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - С. 66-74. . Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте/ Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 209 с. 85. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования./ М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с. 86. Черкасов, В.А. Концепция формирования профессиональных качеств специалиста на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности современного вуза/ В.А. Черкасов, В.Г. Макаренко// Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 10. - С. 6-9. . Чусовитина, О.М. Формирование умений профессионально-речевого поведения студентов физкультурного вуза: автореф. дис. … кандидата пед. наук./ О.М. Чусовитина. - Омск, 2004. - 23 с. 88. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека./ В.Д. Шадриков. - М.: Издательская корпорация "Логос", 1996. - 320 с. . Щукина, Г.И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: автореф. дис. … д-ра психол. наук./ Г.И.Щукина - Л., 1968, - 36 с. 90. Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности/ Б.П. Яковлев// Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 5. - С. 25-26, 39-41.
Приложение 1
Анкета № 1: "Значимость психологических знаний и умений в процессе профессиональной деятельности" 1. Стаж работы………………………………………………………… 2. Контингент, с которым вы работаете……………………………… 3. Считаете ли Вы, что психологические знания и умения необходимы в процессе профессиональной деятельности? · да · нет · затрудняюсь ответить 4. Когда психологическая компетентность наиболее значима в профессиональной деятельности? □ в процессе тренировочных занятий □ в процессе решения конфликтных ситуаций □ в процессе общения со спортсменами □ непосредственно на соревнованиях □ всегда 5. Как часто Вы используете знания по психологии в тренировочной практике? · постоянно · очень часто · часто · редко · по ситуации · никогда 6. Где Вы получили знания по психологии: · в ВУЗе, в колледже · на курсах повышения квалификации · самостоятельно 7. Считаете ли Вы достаточными знания, полученные в процессе обучения в вузе для практической работы? · да · нет · затрудняюсь ответить 8. Насколько часто Вы испытываете недостаток в психологической компетентности в своей работе? □ постоянно · очень часто · часто · редко · по ситуации · никогда 9. Хотели бы Вы иметь больший объем знаний и умений в области психологии? · да · нет · затрудняюсь ответить 10. Насколько часто Вы обращаетесь к специальной литературе для нахождения интересующих Вас вопросов в области психологии: · постоянно · очень часто · часто · редко · по ситуации · никогда 11. Какие психологические проблемы в профессиональной деятельности беспокоят Вас в настоящее время?…(перечислить) Приложение 2
Анкета №2 "Психологическая компетентность спортивных педагогов и выпускников для подготовки спортсменов к соревнованиям" Инструкция. Прочитайте каждое утверждение и оцените степень их проявления у вас одним ответом, соответствующих действительности: · "да"; · "в большинстве случаев да"; · "скорее да, чем нет"; · "скорее нет, чем да"; · "нет". 1. Я знаю, как провести исследования и оценку технической, тактической, физической подготовки и на их основе психической готовности спортсмена к выступлению в соревновании. 2. Я умею проводить исследования и оценку предстартового состояния спортсмена. 3. Я смогу оценить и сделать анализ психического состояния спортсмена в условиях соревнований для формирования индивидуального стиля деятельности. 4. Я умею определять цели и задачи психологической подготовки спортсменов к соревнованию. . Я умею выбирать и использовать наиболее оптимальные средства и методы, которые бы обеспечили психическую готовность спортсмена к соревнованию. . Я знаю, как рационально спланировать процесс психологической подготовки спортсмена. . Я смогу составить план психологической подготовки к конкретному соревнованию. 8. Я умею определять наиболее приемлемые по условиям данного соревнования способы регулирования неблагоприятных психических состояний спортсмена. 9. Я знаю, как найти индивидуальный подход к спортсменам. . Я умею устанавливать контакт со спортсменами. . Я смогу предвидеть назревание конфликта и предотвратить его. . Я смогу организовать и провести учебные занятия со спортсменами по применению различных средств и методов регуляции неблагоприятных психических состояний. . Я знаю, как обучить спортсменов приемам управления предсоревновательными и соревновательными состояниями. . Я умею организовать и провести мероприятия психологического обеспечения тренировочной и соревновательной деятельности.
Приложение 3
Анкета №3 "Профессионально-педагогический интерес" Инструкция. Вам предлагается ответить на ряд вопросов, выбрав один из трех ответов и поставить его номер против номера вопроса. . Нравится ли Вам выбранная профессия? □ профессия очень нравится; □ профессия скорее нравится, чем не нравится; □ не могу сказать, время покажет. . Если бы Вам заново пришлось выбирать профессию, выбрали бы ее вновь? □ да; □ не знаю; □ нет. . Как изменилось ваше отношение к профессии в процессе учебы? □ она и раньше мне нравилась, а то, что я за это время узнал(а), сделало ее еще более привлекательной; □ учеба в вузе не сделала профессию привлекательной; □ полученные в процессе учебы сведения о профессии меня несколько разочаровали. . Что в большей мере повлияло на вас при выборе профессии? □ интерес к работе с детьми; □ подражание учителю, тренеру, хотел быть таким же; □ советы учителей, родителей, друзей. . Что в большой степени побуждает вас активно учиться? □ стремление лучше подготовиться к работе; □ осознание неизбежности сдачи зачетов, экзаменов; □ получение стипендии, требование преподавателей, деканата. . Что в большей степени нравится Вам в деятельности учителя, тренера? □ нравится работа с детьми, воспитывать их, видеть свои результаты; □ выступление в роли руководителя, наставника, учителя; □ ненормированный рабочий день, летний отпуск и т.п. . Как Вы считаете, от чего в большей степени зависит эффективность педагогической деятельности? □ от соответствия склонностей и способностей выбранной профессии и от проявления волевой активности; □ склонности и способности можно развить в работе, если их нет, главное - работа над собой; □ от уровня подготовленности учителя, тренера в вузе и от наличия хорошей базы. . Как Вы считаете, может ли каждый, выбравший профессию учителя, тренера, стать в будущем специалистом высокой квалификации? □ нет; □ не знаю; □ не может. . С каким из ниже перечисленных суждений Вы в большей мере согласны? □ главное - это учеба и овладение практическими умениями; □ главное - это получить хорошие теоретические знания □ главное - это общение в кругу ровесников. . Насколько регулярно Вы изучаете дополнительную литературу, связанную с профессией? □ регулярно, считаю это необходимым, советуюсь при этом с педагогами; □ иногда, ведь учебным планом предусмотрено изучение необходимых дисциплин; □ редко, нет времени и литературы. . В какой степени вы проявляете волевую активность при овладении профессией? □ везде и во всем заставляю себя прилагать максимум усилий, к занятиям, экзаменам всегда готов; □ проявляю усилия там, где мне нравится, не всегда могу заставить себя подготовиться к занятию, экзамену; □ не могу заставить себя постоянно учиться, часто бываю не готов. . Насколько часто вы пропускаете занятия? □ занятий не пропускаю; □ стараюсь не пропускать ни одного занятия, которые для меня интересны; □ занятия посещаю, так как этого требуют кафедры, деканат.
Приложение 4
Анкета №4 "Склонность к педагогической деятельности" Инструкция. Прочитайте каждое утверждение и оцените степень их проявления у вас одним ответом, соответствующих действительности: · "да, так и есть"; · "не совсем так"; · "иногда"; · "пожалуй, нет"; · "нет". . Мне часто приходилось выступать пред младшими с беседой, в роли организатора и мне нравилось. . Я чувствую удовлетворенность, если моя помощь оказалась нужной кому-либо. . В общении с людьми важным является чувство такта и ясность речи. . Я легко чувствую себя в общении с младшими, сверстниками. . Ко мне часто обращаются за советом, помощью. . Неприятности у моих товарищей вызывают необходимость им помочь. . Я чувствую радость от общения с людьми. . При разговоре с человеком я ставлю мысленно себя на его место. . Ине часто удается убедить сверстников и младших в целесообразности того или иного действия. . Легко, без скованности вступаю в общение с новыми людьми. . Меня часто просят помочь организовать какое-либо мероприятие. . Охотно провожу время с младшими. . Легко улаживаю разногласия между людьми. . Легко чувствую себя при объяснении, рассказе. . Мне нравится работать с детьми, учить их, воспитывать. . Когда у моих товарищей что-либо не получается, я им помогаю. . Мне больше нравится коллективная работа, чем индивидуальная. . Я могу сохранять спокойствие, когда другие допускают в отношении меня несправедливость. . Перед тем как принять решение я взвешиваю все "за" и "против". . Поручив кому-либо определенную работу, я терпеливо жду ее окончания. . В разговорах с людьми для меня характерно устойчивое хорошее самочувствие. . В процессе разговора с человеком я быстро понимаю его намерения, помыслы, настроения. . Мне часто приходилось помогать учителю, и я это охотно делал(а). . Я хорошо запоминаю и долго держу в памяти знания о личностных качествах знакомых людей. . В разговорах с собеседником я никогда не раздражаюсь и не повышаю тона. . При разговоре, объяснении чего-либо меня всегда понимают сразу.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |