Основные задачи и формы взаимодействия специалистов и родителей
Задачи для специалистов и родителей Цель педагогической помощи детям с нарушениями развития заключается в том, чтобы создать условия для появления у ребенка опыта преодоления или разрешения проблем, адаптации его к социуму через процесс воспитания и обучения. Родители и специалисты в процессе воспитания ребенка с особыми нуждами обучения ставят перед собой коррекционные задачи, соответствующие возрасту ребенка. Специалист по работе с семьей решает в основном задачу повышения качества воспитательной работы не только с детьми, но и с родителями. Главной задачей специалиста при взаимодействии с семьей больного ребенка является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые способствовали активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители не считают что им навязывают готовые решения, считают их своими и более охотно используют при воспитании и обучении ребенка [14, 43]. Первоочередная задача для родителей - выбрать, вместе со специалистами, соответствующую тактику помощи, осуществлять и моделировать свои действия таким образом, чтобы максимально приблизить ребенка к обозначенной цели, а именно — подготовить его к жизни, сформировать у него навыки и умения для обустройства своего быта, для овладения какой-либо доступной и посильной профессией. Эта задача, на каждом этапе развития, определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза. Необходимо четко определять цели, которые желательно достичь в процессе обучения на ближайшее время. Перед началом обучения ребенка необходимо выявить, какими знаниями, представлениями и умениями в пределах данной темы он владеет и какие проблемы у него имеются. Помощь в этом может оказать дефектолог, логопед, коррекционный педагог. В случае необходимости родители могут обратиться за помощью в психолого-медико-педагогическую консультацию (комиссию), где работают специалисты разных профилей. На начальной стадии обучения большинство заданий можно и нужно выполнять в процессе повседневного ухода за ребенком. Основными задачами родителей так же являются: - создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка; - обеспечение своевременного приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача; - постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдения; - овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по раннему коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей; - овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии; - участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии; - родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка игровую и посильную игровую деятельность; при посещении ребенком детского учреждения родители должны продолжать с ним работать. Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения в семье ребенка составляется совместно специалистами и родителями, она должна учитывать особенности заболевания. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка. В процессе обучения могут возникнуть определенные трудности, к которым родители должны быть готовы. Например, когда ребенок может, но не хочет выполнять задания. В таких случаях ребенка необходимо прежде всего научить подчиняться требованиям взрослых. Часто невыполнение заданий может быть связано с нарушениями внимания, поэтому важно правильно определить причину нежелания и применять адекватные формы воздействия. Родителям и окружающим взрослым никогда нельзя быть причиной плача и дискомфорта ребенка. Одним из главнейших правил семейного воспитания ребенка с особенностями развития является предупреждение у него дискомфортного состояния, общего возбуждения, страха, реакций протеста. Слова и дела родителей всегда должны быть примером для ребенка. Родителям необходимо всегда выполнять обещания, данные ребенку. Особенно это касается детей с отклонениями в развитии, которые обычно меньше, чем другие дети, общаются с окружающим миром. Формы работы по повышению уровня педагогической компетентности у родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии Основой совершенствования семейного воспитания является работа по повышению педагогической культуры родителей, важной составной частью которой выступает подготовка к воспитанию ребенка с особыми нуждами в образовании. Говоря о пользе усвоения родителями знаний о воспитании детей, нельзя забывать, что их воспитательная деятельность всегда происходит на фоне уклада семейной жизни и является его частью. Работа с родителями по формированию педагогической компетентности не должна быть стихийной, эпизодической и обязательно должна планироваться специалистом по работе с семьей. Основой для планирования является анализ результатов анкетирования, изучающего ребёнка и родителей, уровень информированности членов семьи по вопросам воспитания и обучения детей, включение в годовой план работы вопросов, волнующих родителей. Определив цели и задачи работы с семьей, необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества специалистов с родителями. Родителям необходимо объяснить значение режима дня и создание условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснить роль предметно-развивающей среды и взаимодействия с близкими взрослыми в развитии ребенка дошкольного возраста [16, 7]. Как показывает многолетний практический опыт Г.А. Мишиной [8,135] и других авторов, наиболее часто используются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса: 1) консультативно-рекомендательная; 2) информационно-просветительская; 3) практические занятия для родителей; 4) организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов, детских праздников и утренников; 5) индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; 6) психотерапия и психокоррекционная арттерапия ; 7) подгрупповые занятия. Как свидетельствует практика, наиболее широко используется консультативно-рекомендательная форма. В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей, которые проводят первичное обследование ребенка и затем отслеживают динамику его развития. Психологическое консультирование — это основа, которая должна быть принята во внимание при организации любого консультирования. Можно выделить разные уровни консультирования в зависимости от возможностей специалистов – имеется в виду, как их подготовка, так и чисто формальные, организаторские моменты (наличие постоянного приспособленного помещения, необходимого времени, организации труда в том или ином учреждении и пр.). Так, консультирование может вестись в ряде случаев на чисто информационном уровне, когда консультант в ходе одной-двух встреч обеспечивает клиента определенными необходимыми ему сведениями. Другой уровень консультирования – обучение тем или иным навыкам, умениям – поведенческим, социальным, навыкам простейшей коррекционной работы, а не просто снабжение информацией. Третий уровень – помощь в активной перестройке системы отношений, оценки действительности, а не просто снабжение информацией или обучение. Педагогу важно ориентировать усилия родителей на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно-развивающей среды, учитывающей особенности ребенка и значимость систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи [12, 17]. Специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Лекции посвящаются знакомству родителей с закономерностями развития ребенка, принципам первоначального воспитания и обучения малыша, организации предметно-развивающего пространства ребенка в семье. В процессе лекций желательно использовать видео- и фотоматериалы, демонстрировать развивающие упражнения. [12, 16]. Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу. При информировании родителей о проблемах воспитания и образования большое значение имеет вещественное подтверждение слов педагога путем консультаций с указанием источников литературы, организации или посещения выставок. Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые упражнения, семинары-практикумы, педагогические практикумы. Они направлены на овладение родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции. Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», «мозговой штурм», родительских собраний, дискуссий, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители. На индивидуальных занятиях с семьей выявляются положительные личностные качества родителей, необходимые для сотрудничества. Специалистом совместно с родителями разрабатывается индивидуальная коррекционно-образовательная программа для ребенка с учетом структуры основного дефекта и связанных с ним нарушений. При планировании программы раннего вмешательства очень важно, чтобы особое внимание уделялось реакциям родителей и возможности регулярного консультирования на том или ином этапе оказания помощи семье. Важно научить родителей проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством. Основная цель программ домашнего обучения состоит в стимуляции психомоторного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, возраста, а также структуры ведущего отклонения в развитии и сопутствующих эмоционально-поведенческих и других нарушений. Программы с участием родителей обладают рядом преимуществ таких как: 1) Работа с программой оказывает психотерапевтический эффект на родителей. 2) Родители получают возможность непосредственно работать со своим ребенком. 3) Программы могут быть легко адаптированы к индивидуальным особенностям каждой семьи. 4) Все члены семьи выигрывают от участия в программе. Содержание программы включает в себя задачи, методы и приемы работы с малышом с учетом его потенциальных возможностей (зоны ближайшего развития). К формам индивидуальной работы с родителями относятся: 1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком. 2. Конспектирование матерью уроков, проводимых педагогом. 3. Выполнение домашних заданий со своим ребенком. 4. Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом. 5. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком. Первоначально от родителей требуется фиксировать ход занятия педагога с ребенком и повторять эти упражнения дома. Затем специалист оценивает, что получилось, и делает замечания о характере и видах следующих занятий. В некоторых семьях матери предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия: специалист с ребенком действует как одно целое, а мать как партнер по игре. Затем мать и специалист меняются местами. В других семьях специалист может предложить маме закончить задание, начатое им, а затем самостоятельно его выполнить, помогая в случае неудачи. Для обучения родителей налаживанию сотрудничества родителей, детей, специалистов и других людей проводят занятия с двумя детьми и их мамами (подгрупповые занятия). За последнее десятилетие появились новые формы помощи родителям и детям. Коррекционная помощь по заявлению родителей и заключению Психолого-медико- педагогической комиссии может оказываться в группах кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида («Об организации. В дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 №129/23-16). В этих группах родители имеют возможность присутствовать на занятиях специалиста с ребенком, включатся в совместные игры, обсуждать и планировать игровые задания, получать опыт создания предметно-развивающей среды [5, 21]. Еще одной новой формой помощи родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья с неярко выраженными отклонениями в развитии является интегрированное воспитание (в соответствии с методическим письмом Минобразования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от 16.01.02 №03-51-5/23-03. Создан новый тип дошкольного учреждения комбинированного вида. В этих учреждениях воспитываются нормально развивающиеся дети и дети с отклонениями в развитии. При организации коррекционно-развивающего обучения в интегрированных группах большое внимание уделяется индивидуальному подходу воспитателей к созданию условий для формирования адекватных форм взаимодействия каждого проблемного ребенка с нормально развивающимися сверстниками в разных видах деятельности( на занятиях по физическому и музыкальному воспитанию, в ходе проведения занятий по изобразительной деятельности и в свободной игровой деятельности) [16, 9]. Одновременно проводится работа со всеми родителями группы. Большое внимание уделяется педагогическим технологиям общения родителей со своими детьми, роли и значению игрушки и игры в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста. В настоящее время коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями в развитии и их семьям оказывают в различных реабилитационных центрах, благотворительных организациях, обществах родителей и их детей, некоммерческих негосударственных организациях, центрах лечебной педагогики.
Заключение
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что родителей, имеющих особого ребенка, следует подготовить к тому, что его воспитание в семье потребует много духовных и физических сил. Надо чтобы они на протяжении жизни сохраняли физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Общение родителей с ребенком в процессе всех форм взаимодействия и отношений должно быть эмоционально комфортным и развивающим. Важно создать такую обстановку теплоты и доверительности, когда ребенок естественно включается в различные отношения. От уровня нравственных отношений между родителями и ребенком во многом зависит отношение ребенка ко всем старшим. Несправедливое отношение к ребенку со стороны взрослых может проявляться не только в откровенной неприязни, ненависти, но и в виде безразличного отношения. В результате он становится подозрительным, у него вырабатывается недоверие к людям, переходящее постепенно в озлобленность. Взрослый выступает по отношению к ребенку важнейшим фактором и условием его физического и душевного здоровья, которое зависит от преобладания определенных жизненных норм в поведении ребенка, а это, особенно на ранних ступенях возрастного развития, полностью зависит от родителей. Чем богаче человеческая личность духовно, тем серьезнее и ответственнее она относится к детям. Повышение уровня педагогической компетентности родителей помогает оказывать психолого-педагогическую помощь ребенку на качественно новом уровне, со знанием особенностей возрастного развития ребенка, закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. Основанием для оценки результатов труда родителей являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду. Взрослея, ребенок должен постепенно приобретать способность управлять своими желаниями, ставить цели, направленные на преобразование самого себя. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности, что приобретенные знания окажутся полезными в последующем трудоустройстве, подготовить к доступным ему видам деятельности. Исследования физиологии мозга и детской психологии показали, что усвоение ребенком общественного опыта и закладка основ различных способностей происходит наиболее эффективно в период до трех лет, когда поступающая идет интенсивное развитие нервных клеток. Задача родителей, имеющих детей с теми или иными дефектами, не упустить эти возможности. Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии в новых организационных формах показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только скорригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество. Известны семьи, в которых один или оба родителя нестандартного ребенка становятся высококвалифицированными специалистами в области специальной педагогики и психологии, пишут книги, создают сайты в Интернете, делятся опытом с другими семьями и полностью реализуют свои способности в этой области.
Список литературы
1. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст]. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с. 2. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь [Текст] . - М. : ACADEMIA, 2006. - 238 с. 3. Зальцман, Л. М. Работа с родителями детей, имеющих нарушение зрения и интеллекта [Текст] // Дефектология. – 2006. - №2. – С. 31 - 35. 4. Закрепина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. - С. 94 -101. 5. Закрепина, А. В. Организация индивидуальной педагогической работы с родителями в условиях групп кратковременного пребывания [Текст] : // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - № 1. - С. 21 - 28 6. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] : / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: издательский центр «МарТ». - 2005- 448 с. 7. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства [Текст]. - М, : ACADEMIA, 2007. – 206 с. 8. Мастюкова, Е. М. Воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. - М. : ВЛАДОС, 2004. – 408 с. 9. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) [Текст]: / Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М. : ВЛАДОС, 1997. – 304 с. 10. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учебное пособие / А.Р Малер, Г.В.Цикото. – М. : ACADEMIA, 2003. – 202 с. 11. Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2005 - 362 с. 12. Половинкина, О. Б. Педагогическая поддержка семьи в процессе комплексной реабилитации ребенка с органическим поражением центральной нервной системы в условиях стационара [Текст] / Дефектология - 2005 - №1 - С. 15 - 20. 13. Панкратова, М. А. Социально - психологический патронаж семей, воспитывающих детей с нарушениями развития [Текст]: / М. А. Панкратова, С. А. Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009, - №2.– С. 52 - 55. 14. Павлова, Н. Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС развития [Текст] : // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 3. - С. 42 - 47. 15. Педагогика [Текст] : Большая современная энциклопедия / составитель Е. С. Рапацевич. – Мн. : «Соврем. слово». – 2005. – 720 с. 16. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева , А. В. Закрепина // Дефектология. – 2005. - №1. - С. 3 - 10. 17. Сумарокова, И. Г. Психолого-педагогическая работа с семьей, воспитывающей незрячего ребенка раннего и дошкольного возраста [Текст] // Дефектология. – 2008. - №4. - С. 33 - 44. 18. Ткачева, В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями [Текст] // Дефектология. – 2005. - №1. - С. 25 - 34. 19. Хайртдинова, Л. Ф. О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта [Текст] // Дефектология. – 2005. - №1. - С. 11 - 15. 20. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами / Е. Р. Ярская -Смирнова, Г. М. Наберушкина. - М.: ПИТЕР, 2005. - с.315. 21. http://www.superinf.ru [Электронный ресурс] 22. http://www.mojrebenok.narod.ru [Электронный ресурс] / издатель Днепровская А.В Приложения Приложение №1
ПЛАН сбора информации для оценки семейного положения I. Структура семьи: • фамилия, имя, отчество членов семьи; • дата и место рождения; • семейное положение; • данные свидетельства о рождении, паспорта; • адрес прописки, проживания, номер телефона; • проживают ли оба родителя в семье; • данные отсутствующего родителя; • поддерживает ли отсутствующий родитель контакты с детьми; • где находится отсутствующий родитель, каковы условия его жизни; • есть ли в семье дети, находящиеся на полном государственном обеспечении; каковы причины их нахождения, посещают ли их родители, члены семьи; планы в отношении этих детей; • имеются ли родственники, поддерживают ли отношения. II. Описание всех членов семьи. Цель: определить среду внутрисемейных отношений, указать, есть ли в семье проблемы со здоровьем, с работой. • работают ли взрослые члены семьи? Является ли работа стабильной и надежной? Кто присматривает за детьми во время отсутствия родителей? III. Здоровье: • болеет ли ребенок в настоящее время, есть ли хронические заболевания; • соответствие физического, эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка возрастным нормам; • есть ли проблемы со здоровьем у родителей; • наличие инвалидности у членов семьи. IV. Жилищно-бытовые условия: • вид жилплощади, количество комнат; • наличие мебели; • санитарно-гигиенические условия; • наличие спальных мест у детей; • проживают ли в семье животные; • владеет ли семья участком земли. V. Финансовая ситуация в семье • доход семьи; • получение социальной помощи. VI. Образование • отношение взрослых, детей к школе или детскому саду; • текущие проблемы ребенка в школе. VII. Суть возникших проблем к моменту начала работы с этим ребенком, семьей. Как сами члены семьи (в том числе и дети) оценивают ситуацию? Что, по их мнению, может улучшить положение дел? Кого относят к своим близким друзьям, кому доверяют, с кем общаются. VIII. Прогнозирование изменений, рекомендации (что необходимо для данного ребенка, данной семьи). Примерный план составления акта социального обследования семьи 1. Характеристика состава семьи (информация о совместном проживании в семье родственников, посторонних людей) 2. Описание жилого помещения (отдельная квартира, собственный дом, часть дома, коммунальная квартира, комната в общежитии, частная квартира, комната, жилая площадь родственников, иное). 3. Форма собственности: приватизированное жилье, частный сектор, сдаваемое внаем жилье. 4. Условия проживания: оценка санитарного состояния жилья, наличие необходимой мебели, одежды, игрушек, школьных принадлежностей. Характеристика образа жизни семьи, психологическая обстановка в семье. Совокупный доход семьи (подтверждение справками, информация со слов проживающих), в том числе и сведения о праве и получении пенсий, алиментов, пособий на ребенка. Примерный план составлении заключения на семью 1. Характеристика состава семьи (информация о совместном проживании в семье родственников, посторонних людей). Полная информация о месте работы, проживания родителей. 2. Сведения о родственниках. 3. Категория семьи. 4. Место учебы детей, информация о посещении образовательного учреждения. 5 Оценка семейной ситуации, поведение родителей и несовершеннолетнего (состоят ли на учете в ОППН, КДН), характер взаимоотношений между членами семьи, выполнение родительских обязанностей, случаи жестокого обращения с несовершеннолетними. 6. Опенка уровня благосостояния семьи в настоящее время: очень плохой (средств не хватает на еду), низкий (есть только самое необходимое), средний (сверх необходимых вещей, есть участок, бытовая техника), высокий (автомобиль на ходу, гараж, дача, сложная бытовая техника и т.п.), очень высокий (в потреблении нет никаких ограничений). 7. Опенка качества питания в семье: разнообразное, полное, необходимый набор продуктов, острая нехватка необходимых продуктов, другие особенности. 8. Какими льготами и компенсациями пользуется семья. 9. Проблемы семьи, потребность в социальной помощи. 10. Проделанная работа в отношении семьи.
Приложение №2 Таблица 1 - Алгоритм сопровождения семьи
Приложение №3 АКТ ПОСЕЩЕНИЯ СЕМЬИ От «___» __________ 20___ г. г. Магадан Нами, социальным педагогом отдела социальной помощи семье и детям Государственного учреждения «Магаданский социальный центр», Кондратенко С.В., _________________________ Пометий Е.В., и главным специалистом отдела опеки и попечительства мэрии г. Магадана _________________, была посещена семья ___________________________________ проживающая по адресу: г.Магадан, ул. _______________________________ ПРИЧИНА ПОСЕЩЕНИЯ:___________________________________________ ЦЕЛЬ ПОСЕЩЕНИЯ: информирование семьи об услугах оказываемых отделом. Мотивирование на сотрудничество. СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОСЕЩЕНИЯ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Акт составлен: социальным педагогом С.В. Кондратенко
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |