Реализация структурных элементов урока при использовании компьютерных моделей
Включение компьютера в учебный процесс не только не сняло имеющиеся противоречия (например, между педагогическим руководством и активной деятельностью учащихся, их индивидуальной и коллективной работой, обучением и самообразованием, контролем и самоконтролем), но и высветило их особенно ярко[18]. С одной стороны, компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, работая в интерактивном режиме, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет предъявление учебной информации, позволяет изменить качество контроля за деятельностью учащихся. С другой стороны, использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся оказывает негативное влияние на учебно-воспитательный процесс[27]. Современная дидактика знает множество подходов к организации обучения. И число их постоянно множится. Работа со знанием как таковым в эпоху плюрализма знаний, умение работы с информацией и поиск новых образовательных технологий, множественность подходов к одним и тем же объектам ставят вопрос о легитимности знаний[29]. Недопустимой является фронтальная работа с учащихся, сидящими за компьютерами, на протяжении всего урока. Это не способствует развитию индивидуальных способностей школьников, так как происходит ориентация на «среднего» ученика. Одновременная работа учащихся под руководством учителя целесообразна только в течении короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе, снятия психологического барьера, проверки понимания изучаемого материала и первичного его закрепления[4]. Одним из способов подготовки учащихся к осознанной и рациональной работе является использование учителем демонстрационного компьютера и использование программ учебного назначения, содержащих в своем составе компьютерные модели. Это позволяет свести работу учащихся за компьютерами к разумному минимуму, эффективно провести объяснение нового материала, сформировать верные представления об изучаемом объекте. Рассмотрим подробно взаимодействие структурных элементов урока, на котором могут быть использованы программы учебного назначения, содержащие в своем составе компьютерные модели. В реальном педагогическом процессе структурные элементы урока выступают как этапы процесса обучения. Визуальная адаптация к обучающей программе Задачи этапа: · Подготовить учащихся к усвоению нового материала; · Придать формированию учебной деятельности учащихся целенаправленный характер; · Организовать познавательную деятельность учащихся; · Научить детей понимать интерфейс программы. Содержание этапа. Сообщение названия обучающей программы. Формирование у школьников эмоционального отношения к программе. Постановка познавательной задачи. Объяснение алгоритма работы Задачи этапа: · Дать учащимся конкретное представление об изучаемой программе; · Добиться усвоения учащимися способов и средств достижения результата; · Сформировать нравственное отношение учащихся к данной программе. Содержание этапа. Организация внимания учащихся, процесса восприятия, осознания, осмысления и демонстрация учителем системы команд и последовательности их выполнения для достижения результата. Указание на местонахождение программы и способа завершения работы с ней. Уяснение вначале того, что надо сделать, а затем уже как сделать. Условия достижения положительных результатов обучения: · Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся; · Успешная адаптация учащихся к программе; · Широкое использование различных способов активации мыслительной деятельности учащихся; · Включение в работу всех учащихся. Показатели выполнения задач этапа: · Качество ответов учащихся на последующих этапах урока; · Пополнение терминологического запаса; · Активная и рациональная самостоятельная работа учащихся с программой. Закрепление алгоритма работы Задачи этапа: · Закрепить знания учащихся, необходимые для самостоятельной работы с компьютерной программой; · Добиться глубины понимания материала; · Провести работу по развитию речи учащихся. Содержание этапа. Закрепить знания учащимися способов и средств достижения результата. Учитель, задавая вопросы учащимся, добивается от них правильных и полных ответов, демонстрирует пошаговое выполнение задания и анализирует ошибочные варианты выполнения действий. Условия достижения положительных результатов обучения: · Использование вопросов, требующих мыслительной активности учащихся; · Демонстрация учителем формального выполнения команд; · Привлечение всего класса к ответу учащегося для дополнения, уточнения и исправления; · Определение глубины и пробелов в понимании материала. Показатели выполнения задач этапа: · Демонстрация учащимися прочных и осознанных знаний; · Умение узнавать и соотносить конкретные действия с правилами и идеями; · Умение четко формулировать свои мысли; · Умение выделять основные этапы выполнения задания. Разъяснение задач для самостоятельной работы Задачи этапа: Организовать и сделать целесообразной самостоятельную познавательную деятельность учащихся за компьютерами. Содержание этапа. Формулировка и комментирование задания для самостоятельной работы учащихся, постановка перед ними проблемы. Мотивирование учащихся на быструю и качественную работу. Сообщение критериев, по которым будет оцениваться самостоятельная работа учащихся. Указание на дополнительные возможности работы с данной программой. Условия достижения положительных результатов обучения: · Систематическое проведение инструктажа по выполнению самостоятельных заданий; · Обеспечение внимания всего класса; · Задания для самостоятельной работы должно быть понятно каждому; Показатели выполнения задач этапа: · Активность и самостоятельность учащихся при выполнении работы с программой; · Рациональная организация учащимися своей познавательной деятельности. Прежде чем перейти к самостоятельной работе учащихся с программой, целесообразно организовать их синхронную работу. Синхронная работа учащихся на компьютере Задачи этапа: · Закрепить знания учащихся; · Проверить усвоение операционных операциональных умений; · Подготовить учащихся к самостоятельной работе на компьютере. Содержание этапа. Закрепить знания учащимися способов и средств достижения результата. Выполнение серии заданий. Контроль и корректировка выполнение действий различными способами. Условия достижения положительных результатов обучения: · Использование серии однотипных заданий, выполнение которых непродолжительно во времени и направлено на выявление особо значимых знаний и умений для последующей самостоятельной деятельности учащихся; · Рациональное местонахождение учителя для того, чтобы одновременно видеть и контролировать действия всех учеников; · Обеспечение синхронности действий учащихся; Показатели выполнения задач этапа: · Достаточно высокий темп работы учащихся на компьютерах; · Выполнение каждым учащимся хотя бы одного из последовательно предложенных однотипных заданий; · Активная работа всех учащихся класса[20]. В.Н. Лихачев отмечает, что создание интерактивных компьютерных моделей – процесс очень сложный и трудоемкий, т.к., необходимо соблюдать ряд правил и делать опору на определенные принципы. Он также отмечает, что качество созданных на сегодняшний день моделирующих программ невысокое, в связи со слабо изученной структурой и плохо разработанной методической базой. Выделенные нами элементы урока, на котором используются программы учебного назначения, содержащие в своем составе компьютерные модели, могут иметь различную длительность, разнообразное сочетание и взаимодействие между собой. Не следует ограничиваться только одной последовательностью структурных элементов на уроке. Постоянная схема урока сдерживает творчество учителя. Поэтому необходимо уходить от шаблонности в проведении уроков. Например, урок можно начать с самостоятельной работы на компьютерах, которая будет направлена на разрешение проблемной ситуации, а затем уже проводить фронтальную работу с использованием демонстрационного компьютера.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |