Структура семантического поля «посуда» в современном русском языке
В современном русском языке таксономия поля «посуда» представляет собой иерархию из двух уровней абстракции. К первому абстрактному уровню относится единица «посуда», которая в то же время является идентификатором данного поля. Ко второму базовому уровню относятся названия: амфора, бак, банка, бидон, блюдо, блюдце, бочка, ваза, ведро, горшок, кадка, кадушка, казан, казанок, кастрюлька, кастрюля, квашня, квашонка, ковш, ковшик, котёл, котелок, кружка, кубышка, кувшин, кувшинчик, лоханка, лохань, маслёнка, миса, миска, мисочка, перечица, пиала, плошка, поднос, подстаканник, салатник/ салатница, самовар, селёдочница, сервиз, скляница, склянка, солоница, солонка, сосуд, стакан, стаканчик, супник/ супница, тарелка, тарелочка, ушат, фляга, фляжка, чайник, чайница, чан, чара, чарка, чаша, чашечка, чашка. Внутри данного поля можно выделить три группы наименований, исходя из функции называемых предметов: посуда для хранения пищи с идентификатором «сосуд», посуда для приготовления пищи и посуда для сервировки стола с идентификатором «сервиз».
Таблица. Иерархическая структура названий посуды в современном русском языке
Парадигматические отношения Лексико-семантическая парадигма - это ряд слов или лексико-семантических вариантов, соотнесённых друг с другом по одному общему для них (интегральному/ инвариантному) семантическому признаку и противопоставленных друг другу по различительным (дифференциальным признакам) признакам. [10] Лексико-семантичекая система языка образована парадигмами разных рангов: I. Парадигма лексико-семантических вариантов, которые находятся в отношениях лексико-семантичекой производности. Все лексико-семантические варианты одного слова принадлежат одной части речи. Например, II. Словообразовательное гнездо - парадигма слов, находящихся в отношениях формально-лексической производности. Единицы одного словообразовательного гнезда также представляют разные классы и разряды, стили и сферы предметно-понятийной отнесённости: лохань - лоханка; квашня - квашонка; ковш - ковшик; котёл - котелок; миса - миска - мисочка; стакан - стаканчик; тарелка - тарелочка; чаша - чашка - чашечка. III . Группы слов или лексико-семантических вариантов, объединённых общим лексико-семантическим признаком и принадлежностью к одному лексико-грамматическому разряду - лексико-семантические группы. Единицы одной группы обозначают явления одного рода, одной предметно-понятийной сферы действительности. Например, слово «самовар» 1 входит в группу с общим значением «посуда для приготовления пищи», наряду с такими словами, как «казан», «кастрюля», «чайник». «Самовар» 2 входит в группу с общим семантическим признаком «посуда для сервировки стола» наряду с такими словами, как «блюдо», «поднос», «супница». Связанность всех элементов системы языка обеспечивается также тем, что парадигмы всех рангов организованы принципиально одними и теми же видами смысловых отношений. Гипонимические отношения Отношение рода и вида в современной лингвистике получило название гипонимии. Гипонимия - одно из фундаментальных парадигматических отношений, посредством которого структурирован словарный состав языка. Иерархия видовых и родовых имён имеет несколько уровней, так что их статус всегда относителен. Например, «сосуд» и «сервиз» являются родовыми именами по отношению к именам второго уровня, но видовыми по отношению к «посуде», принадлежащей более высокой ступени иерархии. Метонимия и метафора В значении слова закрепляется сравнение явлений разных родов: а) по наглядному взаимодействию, то есть по смежности; б) по внешним признакам сходства или по сходству функции. Ассоциативные связи по смежности являются отражением постоянного взаимодействия объектов действительности разных родов и категорий, но функционирующих в одной сфере. В пределах поля «посуда» эти связи объединены как: - вместилище и содержание (объём) «стакан» 1 - «принеси два стакана» и «стакан» 2 - «влей в кашу стакан молока» - материал и изделие «чугун» 1 - «сковорода из чугуна» и «чугун» 2 - «поставь чугун в печь» Этот вид отношений является языковой метонимией. Метафорические связи не могут быть установлены, если они не выражены материально. Сходство разнородных явлений не существует реально в объективном мире, а является продуктом мыслительной деятельности человека и нуждается в материальном лексическом воплощении для своей реализации.[10] Наиболее регулярны метафорические связи между именами физических признаков предмета и психических свойств личности, атрибутов предмета и атрибутов абстрактного понятия. Метафорические связи между разными группами лексики тем интенсивнее, чем более насущные явления отражают эти группы. Например, за годы последней войны в русском языке появились метафорические обозначения военных объектов. Так, окружение противника называлось «котлом». В современном сленге слово «чайник» обозначает человека, некомпетентного в какой-либо области. 4) синонимия и 5) антонимия в наименованиях посуды представлены не по дефинициям слова, а сходны по значению с контекстуальными синонимами и антонимами. Например, «чайник» и «самовар» могут быть синонимами по употреблению, так же как «чашка» и «кружка», «блюдце» и «тарелка». В контексте «Суп, борщ, лапшу прошу подавать мне не в тарелочках: предпочитаю в мисочках» слова «тарелочка» и «мисочка» являются антонимами. То есть синонимические и антонимические отношения в пределах поля «посуда» являются условными.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |