Диагностика результатов проведения формирующего эксперимента
С целью выяснения эффективности предложенной методики формирования познавательного интереса дошкольников к занятиям математикой, нами был проведен контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. Были получены следующие результаты: Результаты представили в виде диаграммы уровни сформированности познавательного интереса к математики старших детей дошкольного возраста (после проведения формирующего эксперимента):
Также нами был проведен сравнительный анализ данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного эксперимента, который нашел свое отражение в таблице: _____Сравнительный анализ познавательного интереса к математике Уровни
|
Этапы экспериментальной работы
| ||||||||||
Констатирующий | Контрольный | ||||||||||
Высокий | 5% | 20% | |||||||||
Средний | 45% | 55% | |||||||||
Низкий | 50% | 25% |
Сравнивая полученные результаты с данными констатирующего эксперимента, обнаруживается повышение уровня знаний детей и познавательного интереса к занятиям математики.
Полученные данные показывают, что занимательные задачи и упражнения повлияли на развитие интереса дошкольников к математике, следовательно подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что познавательный интерес можно развить, если соблюдать педагогические условия, включающие в себя следующие положения:
- в процессе обучения использования игровых занимательных задач;
- постепенное усложнение материала и условий выполнения;
- проведение игровых задач в системе под руководством педагога и самостоятельной деятельности детей.
Ниже мы приводим график, который отражает сравнительный анализ степени сформированности познавательного интереса детей к математике в констатирующем и контрольном эксперименте.
Как видно из графиков, в констатирующем эксперименте большинство детей находилось на низком уровне развития интереса к математике. В контрольном эксперименте это большинство представлено высоким и средним уровнем.
Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, как уже отмечалось, проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний.
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошкольном и школьном возрасте в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться стремительно потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.
Но, как известно, многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможна, наиболее серьезная состоит в том, что они быстро теряют интерес к процессу обучения, к самому предмету - математике.
Результаты диагностики сформированности интереса к математике показали, что у детей в недостаточной степени развит интерес к занятиям математики.
На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма, которая способна вызывать заинтересованность детей. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учению.
В ходе работы мы выявили, что одним из средств, способствующих формированию у детей интереса к изучению математики, развитию умственных способностей являются занимательные задачи.
По развивающему воздействию на детей выделяют следующие основные виды занимательных задач: логические задачи, задачи-шутки, задачи-головоломки.
Дети очень активны в восприятии занимательных задач. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.
Желание достичь цели стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий, преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата.
Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать занимательные задачи, находить для них новые способы решения. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «Как?».
Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по математике дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79
2. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов /Составитель С.Е. Гаврина. Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг», 2002 с. 32.
3. Готовимся к школе: книга для родителей будущих первоклассников. М; Олимп; 000 «Фирма» Издательство АСТ, 1999 г. с. 160,
4. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М.; Мир, 1972 г.
5. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. М; Педагогика, 1982 г. с. 192. 5. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А. Столяра. М; Просвещение, 1991 г. с. 80.
7. Данилова В. В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А., Обучение математике в детском саду. 3-е изд.; стереотип М; «Академия», 1998 г. с. 160.
8. Дети у истоков математики /Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова. М; А.П.О., 1994 г. с. 96.
9. Доморяд А.П. Математические игры и развлечения. М.; Физматгиз, 1961 г.
10. Ерофеева Т. И в шутку и всерьез //Дошкольное воспитание. 2001 г. № 10 с. 18-25.
11. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике //Дошкольное воспитание. 1996 г. с. 17-20.
12. Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней // Дошкольное воспитание. 2001 № 10 ст. 7-17.
13. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. М; «ВЛАДОСС», 1999 г. с.64.
14. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; под редакцией Л.Г. Нисканен. М.; Издательский центр «Академия», 2002 г. 47
15. Козлова С.А., Куликова ТА. Детская педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.; Издательский центр «Академия», 1998 г.
16. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. М.; Просвещение, 1968г.
17. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.
18. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1974 г. с. 368.
19. Люблинская А.А. Детская психология. М.; Просвещение, 1971 г.
20. Математика от 3 до 7 : Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов /З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. 1997 г. с. 176.
21. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада, 2-е изд. переработанное. М; Просвещение, 1984 с. 256.
22. Михайлова З.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности //Дошкольное воспитание, 1984 г. №8 с. 12-15.
23. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд. доработанное. М; Просвещение, 1990 г. с. 94.
24. Михайлова З.А., Непомнящая Р. Методы формирования элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. 1988 г. № 2 с. 26-30.
25. Михайлова З.А. Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики //Дошкольное воспитание. 1988 г. № 5 с. 31-33.
26. Михайлова З.А., Шнякова В. Формирование самостоятельности средствами занимательной математики // Дошкольное воспитание 1991 г. № 5 с. 50-54.
27. Мусиенко С. Праздник дарит любовь к математике //Дошкольное воспитание. 2001 г. № 10 с. 29-33.
28. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов/под редакцией Л.А. Венгера. М.; Просвещение, 1985 г.
29. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.; Просвещение, 1989 г.
30. Носова Б.А. Формирование умения решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста. М.; 1989 г.
31. Практикум по возрастной и педагогической психологии/под редакцией И.В. Дубровиной. М.; 1998 г.
32. Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание в детском саду. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.
33. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника М.; Педагогика, 1977 г.
34. Пособие для воспитателей детского сада/под редакцией Л.А. Венгера. М.; Просвещение, 1973 г.
35. Рик Т. Игра - всерьез! // Обучение 1997 № 1 с. 24-26.
36. Серова 3. Нестандартные задачники для дошкольников // Дошкольное воспитание 2001 г. № Ю с. 29-33.
37. Соболевская Р.Ф. Логические, математические игры. М.; Просвещение, 1977
38. Содержание и методы умственного воспитания/ под редакцией Н.Н. Поддъякова. М.; 1980 г.
39. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ М.В. Душин, В.Н. Куров. М.; Ярославль: «Академия развития», 1977 г.
40. Сумина Н. Дидактическая игра в умственном развитии детей //Дошкольное воспитание 1983 г. № 10 с. 22-24.
41. Суханова О.Ю. Использование математических игр в развитии дошкольников //Дополнительное образование 2000 г. № 10 с. 44-46.
42. Тарабарина Т.Н., Елкина Н.В. Учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997 г. с. 240.
43. Тарутаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М; Просвещение, 1973 г. с. 80.
44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.; Просвещение, 1994 г.
45. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/под редакцией Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. М.; Просвещение, 1988 г.
46. Фидлер М. Математика уже в детском саду: пособие для воспитателя детского сада. М; Просвещение, 1981 г. с. 159.
47. Чего на свете не бывает?: занимательные игры для детей от 3 до 6 лет /Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. М; Просвещение, 1991 г. с. 64.
48. Шпарева Г.Т., Коновалова И.П. Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет:
Учебно-методическое пособие. И; Педагогическое общество России, 2001 г. с. 256.
49. Щербакова Е.Н. Методика обучения математики в детском саду. М; «Академия», 1998 г. с. 272.
50. Щербинина И. О занимательных задачах в развитии целенаправленности и настойчивости детей. // Дошкольное воспитание, 1976 г., № 8.
51. Яслюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. М.; Методическое руководство, Санкт-Петербург, 1999 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Логические задачи, задачи- шутки и задачи головоломки- средства занимательной математики
2020-03-17 | 303 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Диагностика результатов проведения формирующего эксперимента |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы