Важность понимания разницы между обладанием и бытием
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра философии
Реферат Иметьи быть как два способа существования.
Выполнил: студент 2 курса 1 группы ОДО Козлов А.А.
Проверила: Батурина Г.И.
Иваново 2009
Краткая биографическая справка.
Э.Фромм родился 23 марта 1900г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Он получил хорошее начальное образование в гимназии, где изучал несколько языков. Война 1914г и неожиданное самоубийство друга семьи, молодой прелестной художницы, по-видимому, подтолкнули его к изучению мотивов человеческого поведения, вопросов жизни и смерти. В 1918г Э.Фромм начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университете, где среди прочих его учителей были Макс Вебер, Альфред Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт. В 22 года он стал доктором философии, а затем продолжил образование в Мюнхене и закончил его в известном Институте психоанализа в Берлине. В 1927—1929 гг. Фромм начинает много печататься. Известность ему принесло выступление с докладом «Психоанализ и социология», а затем публикация статьи под названием «О методе и задачах аналитической социальной психологии: замечания о психоанализе и историческом материализме». Почти десять лет (1930—1939) его судьба связана с Франкфуртским институтом социальных исследований, который возглавлял Макс Хоркхаймер1. В 1933 г. Фромм покидает Германию, переезжает в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, куда вскоре перебазируется и Хоркхаймер с своим институтом. Здесь ученые вместе продолжают исследование социально-психологических проблем авторитарности, а также выпускают периодическое издание «Журнал социальных исследований». В 50-е гг. Фромм отходит от теории Фрейда и постепенно формирует свою собственную концепцию личности1, которую сам назвал «радикальным гуманизмом». После окончания Второй мировой войны Фромм принимает решение не возвращаться в Германию. Он поселяется в Мексике на берегу моря (в городе Куэро-Вако), получает профессуру в Национальном университете в Мехико, сотрудничает с прогрессивно настроенными латиноамериканскими учеными, читает лекции в США. Осенью 1962 г. Фромм приезжал в Москву, где принимал участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению. Анализ «кибернетического общества», проделанный Фроммом в 60—70-е гг., привел его к созданию самостоятельной «типологии социальных характеров»: общество отчуждения «опредмечивает» человека, заявляет Фромм, превращает его в песчинку, колесико с единственной задачей — вращать гигантскую машину вооружения... Такое общество, без сомнения, создает особый «деструктивный тип личности», который становится угрозой для самого существования человечества. Последние 11 лет (с 1969 по 1980 г.) Фромм живет в Швейцарии (Локарно), пишет по-английски и по-немецки, печатается во всех странах мира и с удовольствием выступает перед немецкоязычной аудиторией после долгих лет разлуки с Европой. Его самым объемным трудом является книга «Анатомия человеческой деструктивности», которой он посвятил 6 лет жизни (1968-1973гг). В 1980г Э.Фромм скончался.
Экскурс к проблеме
Главной задачей своей книги “Иметь или быть?”(1976г.) Э.Фромм считает анализ двух фундаментальных позиций человеческого существования, которыми являются обладание и бытие. Точнее, он раскрывает сущность бытия путем противопоставления понятию иметь, выражающему главную детерминанту ориентации на небытие. Стимулом к размышлению явилось то, что автор называет “несбычей великих надежд” индустриального века, которая привела к осознанию следующих фактов: - счастье и всеобщее благоденствие не могут быть достигнуты путём безграничного удовлетворения всех потребностей; - мечта о свободе и независимости исчезает, стоит только осознать, что все мы – лишь колёсики в бюрократической машине; - наши мысли, чувства и привязанности являются объектом манипулирования со стороны средств массовой коммуникации; - экономический прогресс касается лишь богатых наций, а разрыв между богатыми и бедными становится все более вопиющим; - технический прогресс принес с собой экологические проблемы и угрозу атомной войны; - каждое из этих последствий может стать причиной гибели всей цивилизации, если не самой жизни на Земле. Э.Фромм выделяет два важнейших психологических принципа современной ему системы: радикальный гедонизм, а также эгоизм, себялюбие, и жадность в купе одного свойства, необходимого для гармонии в мире. Теоретический анализ показывает, что радикальный гедонизм не может привести к счастью, а также почему он не может этого сделать, принимая во внимание человеческую природу. Но и без теоретического анализа наблюдаемые факты со всей очевидностью свидетельствуют о том, что наш способ "поисков счастья" не приводит к благоденствию. Мы представляем собой общество заведомо несчастных людей: одиноких, снедаемых тревогой и унынием, способных только к разрушению и постоянно ощущающих свою зависимость -- людей, которые радуются, если им удалось как-то убить время, которое они так усиленно стремятся сэкономить. Мы живём в эпоху небывалого социального эксперимента, который должен дать ответ на вопрос, может ли достижение наслаждения ( как пассивный эффект в противоположность активному состоянию радости бытия) обеспечить решение проблемы человеческого существования. Впервые в истории физическое сохранение человечества ставится в зависимость от радикальных изменений человеческой души. Более того, пока проблемы социальной реконструкции не займут в мыслящих умах современности такого значительного места, какое ныне занимают наука и техника, то есть пока наука о человеке не станет столь же важной, как естественные и технические науки, до тех пор не возникнет возможность увидеть или представить себе реальные альтернативы ныне существующим общественным системам.
Важность понимания разницы между обладанием и бытием
Противопоставление понятий иметь и быть чуждо “нормальному человеческому сознанию”, их противоположность не бросается в глаза. Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, нам нужно иметь какие-то вещи; чтобы ими пользоваться надо сначала их приобрести. В обществе, где высшей целью является цель иметь – и иметь как можно больше, какая же в таком обществе может быть полярность между иметь и быть? То есть, кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот и не существует). Многие крупные мыслители альтернативу иметь или быть ставили в центр своих философских систем. Будда учит, что не нужно стремиться к обретению собственности тому, кто хочет достичь высшей ступени человеческого развития. Майстер Экхарт говорил: “ Людям следовало бы задумываться над тем, что они должны делать, а больше над тем, что они есть.” У Маркса как представителя радикального гуманизма, не фальсифицированного советским толкованием, есть такие размышления: роскошь – это такой же порок как и нищета, что целью нашей жизни должно быть стремление быть в состоянии, а не иметь состояние, то есть быть многим, а не обладать многим. Данные антропологии и психоанализа дают возможность утверждать, что обладание и бытие – это две совершенно разные формы человеческих переживаний: от наличия и интенсивности той или иной формы зависят различия индивидуальных и коллективных характеров.
*** Чтобы нагляднее продемонстрировать соотношение данных понятий проанализируем их на основе обыденной жизни. Так, за последние столетия можно фиксировать некоторые смещения акцентов в употреблении глаголов быть и иметь. Все чаще действие выражается через понятие обладания, то есть вместо глагола употребляется иметь + существительное. Но подобное словоупотребление претит языковой норме, так как процессами и действиями нельзя обладать, их можно только осуществлять (испытывать или проживать). Современный стиль речи свидетельствует о наличии высокой степени отчуждения в современной жизни. ( Пример: у меня есть проблема, вместо - я обеспокоен.) В словоупотреблении глагол быть грамматически применяетсяпо-разному, а иногда и вовсе упускается (ставится тире). Следует заметить, что ориентация на бытие различает две формы экзистенции: противоположность обладания – жизнелюбие и подлинная причастность к миру (Дю Маре), противоположность понятию “видимости, или кажимости” - подлинное, естественное существование, не "показушность” (Эмиль Беневист). Потребление – одна из форм обладания и возможно, в индустриальных обществах, отличающихся перепроизводством, это сегодня самая главная форма обладания. Основными же объектами потребительства в сфере досуга являются автомобиль, телевизор, путешествия и секс. И хотя мы привыкли считать такое времяпровождение активной формой отдыха, правильнее было бы назвать его пассивным. Следующая таблица кратко охарактеризует различие иметь и быть в повседневной жизни.
***
Идеи обладания и бытия красной линией проходят через Ветхий и Новый Заветы и учение Майстера Экхарта, к которым Э.Фромм часто обращается в своих трудах. Это говорит об актуальности проблемы с давних времен и до нашего времени. Один из лейтмотивов Ветхого Завета звучит так: оставь то, что ты имеешь, освободись от всех уз: будь! Известный иудейский герой Авраам отправился в поисках в неизвестность по указанию Божьему, оставив землю свою, то есть то, что имеет. Однако потомки его, оставшиеся в Египте остались под гнетом и бременем собственности и сразу же попали в рабство. Странствия Моисея по пустыне являются неким символом свободы, отказа от нефункциональной собственности. Бог наказал им взять с собой столько пищи, сколько им необходимо, и не более того. Фактически в нем впервые сформулирован тот принцип, который стал широко известен благодаря Карлу Марксу: каждому по его потребностям. Также, соблюдение субботы (шаббат) – день освобождения от людей и бремени работы, - вовсе не является праздником для лентяев, так как он способствует восстановлению полной гармонии людей друг с другом и с природой. Когда во время войны против римлян (70г. н.э.) предводители иудеев (раввины) решили оставить свое государство против мнения общей массы народа и служить весьма своеобразным идеалам бытия: познавать, учиться, мыслить и ожидать прихода Мессии. В Новом завете идея развивается в том числе в русле гуманизма, как бы подпирая отказ от обладания и выражающее отказ от эгоизма: “возлюби врага своего” (прежнее: “возлюби ближнего своего”). Когда Сатана искушает Иисуса, последний произносит следующие слова:" Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящих из уст Божиих". Иисус представляет воплощение подлинно экзистенциальной ориентации. Экхарт описал и проанализировал различие между двумя способами существования - обладанием и бытием - с такой глубиной и ясностью, которые никому еще не удалось превзойти. Человек, который ничего не желает, -- это человек, который ни к чему не стремится: в этом суть концепции отсутствия привязанности к чему-либо у Экхарта. Знание не должно принимать характера порабощающей нас догмы. Все это принадлежит модусу обладания. При модусе бытия знание -- это не что иное, как глубокая активность мысли, оно никогда не должно становиться поводом для остановки с целью обрести некую уверенность.Свобода человека ограничена в той степени, в которой он привязан к собственности, к работе и, наконец, к своему "я". Цель человека – избавление от эгоцентризма, от такого способа существования, когда главным является обладание, для того чтобы достичь экзистенциального бытия. Его Экхарт употребляет в двух смыслах: 1) бытие – подлинные мотивы, побуждающие человека к действию; в отличие от мыслей и поступков, самих по себе оторванных от действующего и мыслящего человека. Это единство поступков и идей, которые мотивируют наше поведение; 2) бытие – жизнь, активность, рождение, обновление, выражение чувств, умение радоваться жизни, проявление своей креативности и творчество.
Активный жизнерадостный человек похож на сосуд, который увеличивается по мере того, как он наполняется, но никогда не бывает полон. Человек, который бежит, постоянно пребывает в состоянии бега и устремлен к миру, - это не земной, а небесный человек.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |