Прогноз экономического развития на 2007-2010 гг.
Период 2003-2006 гг. стал наиболее успешным для России не только за 90-е годы, но и за несколько последних десятилетий. Средние ежегодные темпы роста составляли 6.2%. По времени это совпало с ускорением экономической динамики во всем мире, поэтому России не удалось существенно укрепить свое положение - ее доля в мировом выпуске в 2006 г. составила 2,7%. Для того, чтобы Россия начала приближаться к положению, которое она занимала в мире в начале 90-х годов, ее экономика должна расти как минимум теми же темпами, что и в 2003-2006 гг. В случае, если в ближайшее десятилетие ежегодный темп роста составит 7%, ее удельный вес в мировом выпуске может увеличиться с 2.7% в 2004 г. до 3.9% в 2010 г. В то же время, если ВВП будет расти с темпом 3% в год, то Россия только закрепит свое нынешнее положение в мировой экономике. При более низкой динамике удельный вес страны в мировом выпуске будет и дальше снижаться. Такие выводы следуют из анализа сценарных условий экономической динамики на ближайшее десятилетие (табл.4).
Таблица 4 - Сценарные условия роста российской экономики
Рассматриваются три сценария ежегодных темпов роста российской экономики: I вариант - 7%, II вариант - 3% и III вариант - 1.5%. Самым тяжелым последствием резкого спада производства в России в 90-х годах стало падение уровня жизни населения, что отражается динамикой ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Несмотря на экономический подъем последних лет разрыв производства на душу населения в России по сравнению с развитыми странами практически не сократился. Поэтому для заметного повышения уровня жизни необходимо сохранение устойчиво высоких темпов экономического роста в России в течение длительного периода. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в 2007 г. темпы прироста ВВП оцениваются в 5,1-5,3%, оборота розничной торговли - 7,3-7,5%, инвестиций в основной капитал - 6,5-7,7%. В 2008-2010 гг. динамика ВВП прогнозируется в диапазоне 3,9-5,1%, инфляция - 6-10% в год. В предстоящий период определяющее воздействие на экономику России будут оказывать следующие внешние факторы: улучшение состояния мировой экономики, стимулирующее спрос на товары российского экспорта и влияющее на ценовые и финансовые параметры рынков; увеличение процентных ставок мировых финансовых рынков, что приведет к росту стоимости обслуживания внешнего долга и отчасти уравновесит фактор повышения суверенного кредитного рейтинга России; замедление роста курса евро к доллару, а в перспективе - его вероятное снижение; снижение мировых цен на нефть, что, наряду с ростом импорта, вызовет уменьшение сальдо российского торгового баланса; диверсификация предложения энергоносителей, появление на мировых рынках новых поставщиков. Наиболее важными факторами предложения нефти, способными оказать сильное воздействие на ее мировой рынок в 2007-2010 гг., представляются ввод с 2008 г. нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан мощностью 1 млн. баррелей в сутки, позволяющего резко увеличить поставки каспийской нефти в Европу (Азербайджан - прирост экспорта на 0,3-0,5 млн. баррелей в сутки, Казахстан - прирост на 0,6 млн. баррелей), а также увеличение поставок иракской нефти, которые могут возрасти с 1,5-1,9 млн. баррелей в сутки в 2007 г. до 2,9 млн. в 2009 г. В то же время, прирост потребности стран еврозоны в нефти в 2007-2010 гг. оценивается в 0,2-0,3 млн. баррелей в сутки. Экспорт сырой нефти из России в посткризисный период постоянно увеличивался. Если в 2002 г. он составлял 2,7 млн. баррелей в сутки, в 2005 г. - 3,9 млн. баррелей, то в 2006 г. - уже 4,5 млн. баррелей. Таким образом, в прошлом году он покрывал почти 6% мирового потребления нефти (2005 г. - 5,0%, 2002 г. - 3,6%). В связи с тем, что в ближайшие 4 года этот разрыв (дефицит) между потреблением и производством нефти в крупнейших экономиках мира будет нарастать, Россия сможет расширить свое присутствие на мировом нефтяном рынке. Доля экспорта из России в покрытии нефтяных дисбалансов может составить от 15% до 17% (2002 г. - 10,2%, 2005 г. - 14,3%). Однако география спроса на нефть такова, что ожидать значительного прироста экспорта российской нефти без создания новых возможностей по ее транспортировке достаточно проблематично. В прогнозный период чистый приток капитала из-за рубежа становится важнейшим фактором формирования макроэкономических параметров развития российской экономики (табл. 5) <http://www.ruseconomy.ru/nomer15_200404/pict/Page5_1.jpg>.
Таблица 5 - Импорт капитала в российскую экономику (млрд. дол.)
С одной стороны, в условиях опережающего по сравнению с ВВП роста потребления будет усиливаться роль иностранного капитала в обеспечении внутренних инвестиций. Уже в 2007 г. его объем достигнет 28-29 млрд. долл. (2005 г. - 21 млрд. долл.), а в 2008-2010 гг. - 24-36 млрд. долл. в год в зависимости от варианта развития. Увеличение притока капитала будет обеспечиваться за счет действия следующих факторов: повышения суверенного кредитного рейтинга до инвестиционного уровня. Как показывает опыт стран с переходной и развивающейся экономикой, присвоение инвестиционного рейтинга ведет к расширению притока зарубежного капитала в 1,5-2 раза в течение примерно двух лет; ожидаемого роста капитализации российских компаний второго эшелона; расширения российского фондового рынка, связанного с развитием его инфраструктуры и увеличением числа используемых инструментов; роста спроса на ссуды со стороны крупнейших российских сырьевых корпораций и других субъектов рынка. С другой стороны, уязвимое место развития российской экономики в 2007-2010 гг. - платежный баланс. Из-за снижения мировых цен на нефть и расширения импорта торговое сальдо в неблагоприятном варианте уменьшится против нынешнего уровня на 26 млрд. долл. Это приведет к резкому сокращению поступления валюты по каналам текущих операций. Отсюда, сбалансированность валютного рынка и устойчивость обменного курса рубля будут в решающей мере зависеть от чистого притока капитала из-за рубежа. Наиболее высокими темпами будут расширяться прямые иностранные инвестиции в экономику. Ожидается, что их объем достигнет к 2010 г. 8-14 млрд. долл. (1,3-2% ВВП, 7-10% внутренних инвестиций в основной капитал). Напротив, привлечение негосударственным сектором ссуд и займов, вероятно, замедлится. Ожидается, что к 2010 г. объем привлечения капитала по этому каналу снизится до 13-17 млрд. долл. против 23 млрд. долл. в 2006 г. Приток новых кредитов будут ограничивать как повышение ставок на мировых финансовых рынках, так и рост накопленной задолженности негосударственного сектора. По мере интеграции России в мировую экономику следует ожидать увеличения экспорта капитала и в абсолютном выражении, и по отношению к экспорту товаров. В благоприятном варианте к 2010 г. экспорт капитала возрастет до 37 млрд. долл. (24% экспорта товаров) против 29 млрд. долл. в 2006 г. (22%). В неблагоприятном варианте экспорт капитала к концу прогнозного периода останется примерно на уровне 2006 г. (29 млрд. долл.), увеличившись лишь по отношению к экспорту товаров (до 24%). Произойдет замещение нелегальных форм экспорта капитала (вывоз капитала) легальными - торговыми кредитами и авансами, прямыми и портфельными инвестициями: вывоз капитала в благоприятном варианте стабилизируется примерно на уровне 2006 г. (около 20 млрд. долл.). В неблагоприятном варианте вероятно абсолютное снижение вывоза капитала в связи с падением экспортной выручки до 16 млрд. долл. к концу прогнозного периода; легальный экспорт капитала будет возрастать до 13-17 млрд. долл. в 2010 г. против 10 млрд. долл. в 2006 г. Такой процесс отражает интеграцию российских компаний в мировые рынки (включая страны СНГ), сопряженную с покупкой иностранных активов. Следует ожидать также приостановки процесса дедолларизации экономики (сокращения наличной валюты и замещения ее рублевыми активами), который обозначился в 2006 г. и с высокой вероятностью продолжится в 2007 г. В благоприятном варианте ожидается, что дедолларизация продлится в 2007-2008 гг., а с 2009 г. начнется обратный процесс - постепенное увеличение наличной валюты примерно на 0,5 млрд. долл. в год. В неблагоприятном варианте, который характеризуется ослаблением рубля, дедолларизация закончится, вероятно, уже в 2007 г., а с 2008 г. начнется восстановление объема наличной валюты в российской экономике. Сложившиеся экономические тренды, ожидаемые изменения внешних факторов и проблемного поля российской экономики, а также заявленные политические цели и приоритеты определяют ключевые пункты экономической "повестки дня" на ближайшие четыре года. Первый пункт - реализация глобальных конкурентных преимуществ российской экономики, определяющих потенциал ее развития в системе мирохозяйственных связей. К таким преимуществам, в частности, относятся: энергетический и транзитный потенциал, позволяющий эффективно встраивать Россию в систему новых связей между США, Европой и странами АТР; значительные резервы повышения капитализации реальных активов, включая производственные фонды, землю, природные ресурсы; существенный, но пока слабо освоенный сельскохозяйственный потенциал, прежде всего - в зерновом хозяйстве; инновационный потенциал, позволяющий развивать кооперационные связи с высокоразвитыми экономиками. По оценке, полученной на основе международных сопоставлений, даже при сегодняшних затратах на НИОКР Россия могла бы иметь на рынке высокотехнологичной продукции долю не менее 1,8-2,0% (2004 г. - 0.3%), на рынке технологий - 0,7-0,8% (2004 г. - 0,1%); экспортный потенциал российского ОПК и ряда секторов гражданского машиностроения; лидирующие экономические позиции России на постсоветском пространстве. Второй - изменение и структуризация социальной среды, преодоление тенденций социальной деградации, создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности "человеческого капитала": снижение уровня бедности и, особенно, преодоление ее застойных форм; разблокирование вертикальной и территориальной социальной мобильности; обеспечение доступности качественных ресурсов человеческого развития для массовых социальных групп; формирование более справедливой с точки зрения общества системы распределения доходов, обеспечивающей социальную поддержку действий государственной власти. Третий - повышение стратегической устойчивости российской экономики в условиях усиливающейся глобальной нестабильности. В среднесрочной перспективе это, по сути, вопрос о снижении зависимости экономики от конъюнктуры мировых рынков сырья и мобилизации новых внутренних источников роста. Четвертый - преодоление деградации социальной инфраструктуры. В последние годы системы социальной инфраструктуры (ЖКХ, образование, здравоохранение) оказались в ресурсно-институциональной ловушке, которая обуславливает устойчивость тенденций их деградации. Суть ловушки состоит в следующем: недостаточность ресурсов ведет к деградации институтов, это, в свою очередь, снижает эффективность использования ресурсов, что усиливает недостаточность ресурсов ("ресурсное голодание"), и т. д. Преодоление ресурсно-институциональной ловушки не может быть осуществлено только за счет реформирования социальной инфраструктуры, без привлечения дополнительных ресурсов. Одновременно с институциональными преобразованиями необходимо резко (в полтора-два раза) увеличить финансирование данной сферы, создав условия для повышения привлекательности рабочих мест и качества услуг. Пятый - модернизация производственной инфраструктуры. Российская экономика подошла к рубежу, когда для обеспечения ее устойчивого функционирования и инвестиционной привлекательности необходимы массированные капиталовложения в производственную инфраструктуру: энергетику, газовую отрасль, транспорт и связь. По оценкам, потребность отраслей производственной инфраструктуры в инвестициях в 2010-2013 гг. составляет 85-90 млрд. долл. (в ценах 2009 г.), что в 1,6 раза превосходит уровень предшествующего четырехлетия. Для того, чтобы обеспечить инвестиционные потребности производственной инфраструктуры, общий прирост инвестиций в экономике должен составлять не менее 4,5% в среднем за год. Одна из центральных проблем, возникающих в этой связи, - поддержание баланса, с одной стороны, между сдерживанием роста цен (тарифов) на услуги инфраструктурных монополий, с другой стороны, повышением их инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности. Отмеченные факторы определяют следующие параметры экономического развития страны в 2010-2013 гг. (табл. 6) <http://www.ruseconomy.ru/nomer15_200404/pict/Page%207.jpg>.
Таблица 6
Общие требования к экономическому росту: повышение реальных доходов населения должно составлять не менее 5-6% в год. Капиталовложения в социальную инфраструктуру должны увеличиться за четыре года, как минимум, в 1,4 раза (к 2006-2009 гг.), что соответствует общему росту инвестиций в экономику на 1,6% ежегодно.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |