Анализ производства продукции
Объём производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объём производства продукции, и он определяет объём продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объём продаж, а наоборот, возможный объём продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объёме, которые оно может реально реализовать. Основной задачей ОАО «Гормолзавод» является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукции. Темпы роста объёма производства продукции, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ работы ОАО «Гормолзавод» начинает с изучения показателей выпуска продукции. Его основные задачи: - оценка степени выполнения плана и динамика производства и реализации продукции; - определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; - выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции; - разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчёта базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2.1). Базисные темпы роста определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные – к предыдущему году. Анализ динамики производства позволяет сопоставить объёмы произведённой продукции в сравнении с прошлыми годами. Для изучения динамики производства по ОАО «Якутский Гормолзавод» возьмём период 2001-2003 годы. Таблица 2.1 Динамика производства продукции по ОАО «Гормолзавод» за 2001 – 2003 годы
Из табл. 2.1 видно, что в 2002 году произошел сильный спад производства, а в 2003 году наметился резкий рост. В итоге в 2002 году объём производства снизился на 31,4%, что в сумме составило 15826 тыс. руб. Такое падение производства вызвано внутренним финансовым кризисом, постигшим ОАО «Гормолзавод» в конце 2001 – в начале 2002 года. Столь масштабное снижение объёмов производства объясняется утратой доверия крупных поставщиков из-за невыполнения ряда обязательств перед ними в тот период времени. Из-за отсутствия достаточного количества средств в распоряжении предприятия ОАО «Гормолзавод» не имел возможности оплачивать более крупные и выгодные контракты на сырьё, упаковку и вспомогательные материалы, и как следствие, имело место повышение цен на продукцию из-за более высоких закупочных цен на ингредиенты, более дорогостоящих предложений на поставку упаковочных материалов (в т.ч. от компании «Тетра Пак»), уменьшение объёмов производства и потеря рынка сбыта продукции из-за ввоза более конкурентоспособных товаров крупных производителей молочной продукции г. Новосибирска, г. Москвы и др. Однако в 2003 году состояние ОАО «Гормолзавод» нормализовалось, и объём производства резко возрос. По отношению к 2001 году он возрос на 10,9%, что в сумме составило 5517 тыс. руб., а по отношению к 2002 году – на 61,6%, что в сумме составило 21343 тыс. руб. Исчислим среднегодовой объём выпуска продукции (у), среднегодовой абсолютный прирост (D), среднегодовой темп роста (Тр) (прироста (Тпр)) выпуска продукции: у = åу/n = 141041/3 = 47013,7 тыс. руб. D = åD/n-1 = 5517/2 = 2758,5 Тр = n-1Öуn/уо * 100 = 2Ö55967/50450 * 100 = 105,3% Тпр = Тр – 100 = 105,3 – 100 = 5,3% Итак, среднегодовой объём выпуска товарной продукции составляет 47013,7 тыс. руб. Среднегодовой абсолютный прирост – 2758,5 тыс. руб. Среднегодовой темп роста выпуска продукции составляет 105,3%, а прироста – 5,3. Оценка выполнения плана по производству продукции за отчётный период (месяц, квартал, год) приводится в табл. 2.2.
Таблица 2.2 Выполнение плана по выпуску продукции ОАО «Гормолзавод» за 2002 - 2003 г.
В 2002 году ОАО «Гормолзавод» постиг внутренний финансовый кризис, что, конечно, отразилось на производстве. Как видно из таблицы, объём производства всей товарной продукции в 2002 году составил 32959 тыс. руб., на что в большей степени повлиял объём производства цельномолочной продукции – 26793 тыс. руб. Однако, в 2003 году имеет место возрастание объёмов производства – 55967 тыс. руб., не смотря на более чем двухнедельный простой в мае месяце. Объём производства товарной продукции увеличился аж на 69,8%, что в сумме составляет 23008 тыс. руб. Резко увеличилось производство мороженого (на 74,0% или в сумме – 3357 тыс. руб.), а также цельномолочной продукции (на 72,9%, что в сумме составляет 19549 тыс. руб.). Из таблицы видно, что за 2003 год план по выпуску товарной продукции по основному производству не выполнен на 68,9%, что в сумме составляет –123998 тыс. руб. На невыполнение плана товарной продукции на столь значительную сумму в основном повлияло невыполнение плана производства цельномолочной продукции на сумму 121973 тыс. руб., что в процентах к плану составляет 27,5. Для того, чтобы выявить поквартальную оценку выполнения плана, а именно, в каком квартале производство наиболее эффективно, а в каком план не выполнен, экономисты ОАО «Гормолзавод» анализируют выполнение плана по выпуску продукции по кварталам. Таблица 2.3 Анализ выполнения плана по выпуску продукции по кварталам 2003 года
Объём производства продукции за 2003 год не выполнен на 123998 тыс. руб., план выполнен на 31,1%. Самый низкий показатель по выполнению плана в IV квартале – план не выполнен на 71,3%, в сумме – 38377 тыс. руб. Оперативный анализ выполнения плана по выпуску продукции осуществляется на основе расчёта, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске продукции по объёму и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл.2.4). Таблица 2.4 Анализ выполнения плана по выпуску продукции за январь 2003 года
Мы видим, что в январе 2003 года производство продукции не дало желаемых результатов – план недовыполнен на 27,7%, в сумме – 1512,5 тыс. руб. Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. Анализ выполнения плана по ассортименту в ОАО Якутский Гормолзавод» базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям, которые включены в программу. Процент выполнения плана определяется с учётом того, что в зачёт принимается объём не выше плана (табл.2.5). Определим выполнение плана по цельномолочной продукции. Таблица 2.5 Выполнение плана по ассортименту за 2003 год
Плановый выпуск цельномолочной продукции за 2003 год составил 12101,8 т, фактически выпущено всего 3328,0 т, следовательно, засчитывается по ассортименту 3328,0 т. Выполнение плана по ассортименту составляет 27,5%, т. е. план не выполнен на 72,5%. По всем видам продукции план не выполнен, поэтому в продукцию, зачтённую в выполнение плана по ассортименту будут входить фактические данные. Почти не обеспечен план выпуска продукции по сливкам – 97%. Наиболее высокий показатель по выполнению плана имеет сметана – 35,5%. Для определения доли каждого вида продукции в общем объёме экономический отдел ОАО «Гормолзавода» рассчитывает структуру валовой продукции по ассортименту. Таблица 2.6
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |