Профессиональные обязанности и обучение по БЖД
Медицинское освидетельствование. Профессиональная подготовка. Система обучения безопасности труда. Влияние человеческого фактора на отказы технических систем. Подготовка и повышение квалификации ИТР по БЖД 4.5.1. Критерии оценки надежности оператора человека Деятельность человека-оператора характеризуется быстродействием и надежностью. Критерием быстродействия является время решения задачи, т. е. время от момента реагирования оператора на поступивший сигнал до момента окончания управляющих воздействий. Обычно это время Топ пропорционально количеству перерабатываемой человеком информации: Топ = а + вН= а + ( H/ Vоп), где а — скрытое время реакции, т. е. промежуток времени от момента появления сигнала до реакции на него оператора, а = 0,2-0,6 с; в — время переработки единицы информации, в - 0,15—0,33 с. Н — количество перерабатываемой информации, ед.; Vоп ~ средняя скорость переработки единицы информации или пропускная способность.
Пропускная способность характеризует быстроту оператора постигать смысл информации и зависит от его психологических особенностей, типа задач, технических и эргономических особенностей систем управления. Обычно пропускная способность составляет 2—4 ед/с
Надежность человека-оператора определяет его способность вы- Безошибочность оценивается вероятностью безошибочной рабо- Вероятность Рj безошибочного выполнения операций j-го вида и интенсивность ошибок Лj, допущенных при этом, применительно к фазе устойчивой работы определяются на основе статистических данных
где Ni — общее число выполняемых операций jго вида; - число Коп=1- (Тб/Т) где Тб — время, в течение которого человек не может принять посту- где Рк, — вероятность выдачи сигнала контрольной системой; Робн– вероятность обнаружении в сигнала оператором; Рн — вероятность исправления ошибки.
Точность — степень отклонения измеряемого оператором количественного параметра системы от его истинного, заданного или номинального значения. Копичественно этот параметр оценивается по-
Погрешностью, с которой оператор измеряет, оценивает, устанавливает или регулирует данный параметр. Значение погрешности, превысившее допустимые пределы, является ошибкой и ее следует учитывать пр и оценке надежности. Точность оператора зависит от характеристик сигнала, сложности задачи, квалификации, утомляемости и ряда других факторов. Исследуя ошибки, которые совершает человек, можно выделить три уровня, на каждом из которых возможно ослабить негативное действие ошибок. Например: – на первом уровне можно предотвратить ошибки человека, предвидя их; – на втором уровне можно избежать нежелательных последствий ошибок, корректируя неправильное функционирование системы вследствие ошибок, внесенных по вине человека; – на третьем уровне можно исключить повторное возникновение тех или иных ситуаций, приводящих к ошибкам человека – на ошибках участься. Поведение человека в сложных экстремальных ситуациях определяется его психологическим состоянием и готовностью к принятию решения и адекватным действиям. j Для снижения возможности проявления ошибочных действий человека необходимо организовывать обучение, тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешного принятия решения, для перевода дей- ствий оператора на уровень стереотипов, а также формирующие способность к прогнозированию и предвосхищению.
2.2.Профессиональный отбор. Кроме этого, нужно проводить профессиональный отбор, т, е. определять пригодностьчеловека к работе по той иди иной профессии, а также соответствие психофизиологических возможностей человека условиям труда. Профессиональный психологический отбор работников ставит задачу выявить людей, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения. Профессиональная пригодность определяется положительной мотивацией к данной специальности; высоким порогом ощущения опасности; быстротой реакции на экстремальные ситуации; хорошим глазомером; устойчивостью, состоянием мигательного аппарата; высокой пропускной способностыю анализаторов и т. д. Профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям (шофера, лица, работающие на высоте, операторы и др.) предусматривает установление их физической и психофизиологической пригодности к безопасному выполнению работ. Особое внимание при этом уделяется учету физических возможностей, антропометрических данных (рост, длина рук и т. п.) и психофизологических данных (темперамент, способность к концентрации внимания, к восприятию большого объема информации, реакция на внешнее воздействие, психологическая устойчивость и т. n,). Операторы и диспетчеры сложных систем управления проходят тестирование на определение общего и структурно-логического объема памяти, способности к концентрации внимания как одномоментно, так и в течение рабочего дня, в том числе при наличии разного рода неблагоприятных воздействий (звуковых, световых), способности к переключению внимания. Кроме того, применительно к ним проводит оценку избирательности внимания, выявления склонности к принятию решений, связанных с риском. Оценка объема памяти ведется по таблицам, содержащим различную визуальную информацию (геометрические фигуры, наборы цифр, тексты), после ознакомления с содержанием которых испытуемый по возможности быстро воспроизводит эту информацию по памяти. Особое внимание обращается на изучение быстроты реакции испытуемых. Для этой цели разработан рефлексометр РЦП-3, предназначенный для измерения простой и сложной реакции человека на световые и звуковые раздражители. Анализатор сенсомоторной координации ЛСК-3 позволяет оценивать общее время реагирования и точность реагирования. Измеритель критической частоты световых мельканий ИКЧ-2 позволяет выявлять степень утомляемости (в частности зрительной) отдельных лиц в процессе труда. Разработаны тесты на исследование глазомера. Применительно к травмоопасным производствам в качестве элемента профотбора рекомендуется выявление с помощью специальных тестов психического склада человека. Имеются данные, что уровень травматизма среди холериков и меланхоликов выше, чем среди сангвиников. Подготовка работающих по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также к действиям в чрезвычайных ситуациях производится в рамках обучения в вузах, где задействован курс «Безопасность жизнедеятельности». Специальные аспекты обеспечения последней рассматриваются в спецкурсах. В последние годы начата подготовка специалистов по безопасности жизнедеятельности в системе переквалификации инженерных кадров. Специфика отдельных технологических процессов предъявляет к лицам, их выполняющим, дополнительные требования в части их психических возможностей, антропометрических данных, состояния здоровья. Соответствие этим требованиям выявляется в рамках профессионального отбора, а также медицинских освидетельствований. Медицинское освидетельствование проводят для работающих во вредных условиях труда, а также при работах с повышенной опасностью травмирования. Система медицинских осмотров определена приказами Минздрава РФ № 405 от 10.12.96 г. и № 280 от 5.10.95 г. Она предусматривает предварительные, перед поступлением на работу» м периодические, в ее процессе, освидетельствования, цель которых выявить наличие медицинских противопоказаний к этой работе.
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. Обучение придает законченность и устойчивость всем формам двигательной активности, является важным средством предупреждения утомляемости. С точки зрения психофизиологической, трудовое обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки (обучения) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы. Наличие квалифицированного персонала на предприятии — одно из важнейших условий безопасности труда на производстве. Поэтому на предприятиях должна создаваться специальная система обучения работников по охране труда. В соответствии о законодательством РФ об охране труда работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работником норм, правил и инструкций по охране труда. Обучению и проверке знаний подлежат: I – руководители и специалисты предприятий, а также лица занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках с осуществлением — инженерные и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений; Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих - периодически, не реже одного раза в три года. I Проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов, осуществляемую в соответствии с Типовым положением, на обьектах, подконтрольных специально уполномоченным органам надзора и контроля (Госгортехнадзору России), рекомендуется совмещать с проверкой знаний, проводимой в порядке, установленными этими организациями. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя. Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный интсруктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности. При этом они должны быть ознакомлены: - с состоянием условий труда и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; – с законодательными или нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором; – со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда на предприятии; – с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и – при введении в действии на предприятии новых или переработанных (дополненных) законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда; — при изменениях (замене) технологических процессов и оборудовании, требующих дополнительных знаний по охране труда обслуживающего персонала; > 1- — при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют от руководителей и специалистов дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей}; – по требованию государственной инспекции труда субъектов РФ при установлении недостаточных знаний; — после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении руковолителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных правовых актов по охране труда; — при перерыве в работе в данной должности более одного года.
Непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда (краткосрочные семинары, беседы, консультации и др.). О дате и месте проведения проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее чем за 15 дней. Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях приказом (распоряжением) их руководителей создаются комиссии по проверке знаний (одна или несколько). Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами. Удостоверения о проверке знаний по охране труда действительны на всей территории России, в том числе для работников, находящихся в командировке. Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий проводится по программам, разработанным и утвержденным предприятиями или учебными центрами, комбинатами, институтами, имеющими разрешение органов управления охраной труда субъектов РФ на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, в соответствии с типовыми программами. Типовые программы обучения по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, управления охраной труда субъектов РФ. Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется государственной инспекцией труда. Служба охраны труда предприятия должна осуществлять посто-янный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пере-смотром инструкций для работников, оказывать методическую по-мощь разработчикам, содействовать им в приобретении необход-мых типовых инструкций, стандартов ССБТ, а также других норма-тивных актов по охране труда. $ | Инструкции для работников утверждаются руководителем предприятия после проведения предварительных консультаций с соответствующим выборным профсоюзным органом и службой охраны труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда. Руководители предприятии обеспечивают инструкциями всех ра-ботников и руководителей заинтересованных подразделений (служб) предприятий. Выдача инструкций руководителям подразделений(служб) предприятия должна производиться службой охраны труда с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций. У руководителя подразделении (службы) предприятия должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении (службе) инструкций для Ра-ботников всех профессий и по всем видам работ данного подразделе-ний (службы), а также перечень этих инструкций, утвержденных ру-ководителем предприятия. У каждого руководителя участка (мастер, прораб и т. д.) должен быть в наличии комплект действующих инст-рукций для работников, занятых на данном участке, по всем профес-сиям и видам работ. Инструкция работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников. Ме-
Отдельными нормативными правовыми актами по охране труда предусмотрены виды работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности и установлен особый порядок допуска работников к их выполнению. К таким работам относятся: эксплуатация и ремонт электроустановок, котлов, сосудов работающих под давлением, обслуживание газового хозяйства, грузоподъемных машин и лифтов, выполнение верхолазных, электрогазосварочных, погрузочно-разгрузочных операций, деятельность, связанная с применением радиоактивных веществ, взрывчатых материалов, пиротехнических средств. Работодатель, руководитель организации на основании действующих нормативных правовых актов по охране труда должны определить перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, требующие дополнительного специального обучения работников перед допуском их к самостоятельной работе. Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения устанавливается руководителем организации с учетом действующих. Без предварительного обучения, проверки знаний соответствующих правил и норм по охране труда персонал к работам, связанным с повышенной опасностью не допускается.
Обучение осуществляется по программам, утвержденным руководителем организации по согласованию со службой охраны труда и профсоюзным комитетом или иным уполномоченным работниками представительным органом» Обучение должно завершаться проверкой теоретических знаний и практических навыков, прошедшему проверку зданий выдается удостоверение на право выполнения работ с повышенной опасностью» Проверка знаний должна быть периодичной в соответствии с действующими соответствующими правилами. В соответствии с утвержденным перечнем работники, которые допускаются к работам повышенной опасности, должны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры в медицинском учреждении. Особое место в организации работ на предприятии отводится работам, на проведение которых требуется наряд-допуск. Наряд-допуск это задание на производство работ, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасною проведении, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность выполнения работы. Организация безопасного производства работ по наряду-допуску регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами по охране труда по каждому виду работ, например работы в действующих электрических установках, ремонт грузоподьемных кранов, осмотр и ремонт газораспределительных пунктов. Нормативными правовыми актами определяются лица, ответственные за безопасность работ, их права и обязанности, порядок выда-чи и оформления нарядов-допусков, действия ответственных лиц пе-ред допуском бригады к работе по наряду-допуску, во время работы и по ее окончании. Допуск к работе осуществляется ежедневно с указанием даты и времени начала работы и оформляется подписями ответственною руководителя и производителя работ. Допуск к работе по наряду производится непосредственно на рабочем месте после проверки ответственным руководителем или лицом, выдавшим наряд допуск, совместно с производителем работ выполнения мероприятий, обеспечивающих безопасное производств во работы, проведения инструктажа по безопасности труда с членами бригады. Проведение инструктажа по безопасности труда фиксируется в наряде допуске с подписью его участников. Экземпляр наряда-допуска, по которому сделан допуск, должен находиться у производителя работ и лица, выдавшего его. Если при получении наряда-допуска у производителя работ или членов бригады возникают какие-либо сомнения, то они обязаны потребовать разъяснения у ответственного руководителя или лица, выдавшего наряд.
Функция стимулирования за работу по охране труда направлена па создание заинтересованности работающих в решении задач в сфере охраны труда по обеспечению безопасных и безвредных условий труда на рабочих местах, участках, в цехах и на предприятии в
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |