Критические периоды в становлении пианиста. Психологические проблемы в профессиональном становлении пианиста
Кобзева Ольга Михайловна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПИАНИСТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Выпускающая кафедра специального фортепиано № 2
Специальность: 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (фортепиано)
Москва, 2020 Содержание Введение §1. Критические периоды в становлении пианиста……………………. §2. Проблемы педагогического общения………………………….……. §3. Проблема профессиональной оптации…………………….……….. Заключение……………………………………………………………….... Список литературы
Введение Актуальность исследования. Через психологические кризисы проходят все музыканты-пианисты, начиная с раннего возраста. Эта тема мало освящена в музыкальной психологии. Музыкант несет особую нагрузку. Его обучение начинается в раннем возрасте, когда еще не сформирована система защиты. Маленький человек не готов психологически к тому, что нужно много заниматься. Тема психологической нагрузки музыкантов была и остается актуальной, мимо нее не может пройти ни один музыкант. Пианисты находятся в особом положении – в отличие от струнников и духовиков, например. Ребенок-пианист сразу садится за большой рояль. Он сразу начинает изучать двустрочную систему, сразу исполняет музыку в темперированном строе. Очень много задач требуется для выполнения сразу – как минимум, координация двух рук и педали. Это те проблемы, что лежат на поверхности. Далее следуют стрессы перед выступлением. Оценка педагогов, родителей, сверстников. Конкурсная конкуренция. В подростковом и зрелом возрасте эти проблемы не заканчиваются. Во время пубертатного периода, когда особенно остро воспринимается мнение окружающих, - снова нужно публично выступать на сцене. С возрастом обостряется проблема нехватки знания в области школьных дисциплин, а ВУЗы требуют высокой подготовки. И здесь молодой музыкант снова в критической ситуации – выбора профессии. Еще один аспект профессионального становления – проблема социализации музыкантов. Человек оказывается не готов к рутине, к работе в учреждении. Ведь он готовил себя играть Этюды Шопена. У педагогов музыкальной школы происходит «перегорание», потеря квалификации. После творческой свободы – ставятся рамки, сроки, поступают постоянные требования «сверху». Нередко встречается давление со стороны коллектива. Эти и подобные им состояния - состояния кризиса, неразрешенности, неудовлетворенности, состояния выбора – знакомы каждому пианисту и не устаревают. Каждому музыканту приходится пройти через них. И особенно важно выйти из этих кризисов цельной личностью, что удается не каждому. В связи с этим актуально собрать мнение общественности по данному вопросу, обобщить опыт предыдущих поколений музыкантов-психологов, изучить современные научные данные и рекомендации в решении данных психологических проблем. Степень разработанности темы. Область музыкальной психологии глубоко и широко развита, однако теме кризисных состояний и психологических проблем в жизни и становления музыкантов посвящено сравнительно небольшое количество книг и статей. Специфике музыкальной деятельности и особенностям личности музыканта посвящена книга В.И. Петрушина (1997). Психолого-педагогическим аспектам изучения музыкального сознания уделяется внимание в учебном пособие А.В.Тороповой (2008). Вопросы психологической подготовки педагогов в процессе профессионального становления музыканта рассматриваются в работе Д.К. Кирнарской «Психология музыкальной деятельности» (2003). В исследовании «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С.Лейтеса изучаются способы выявления одаренности, а также проблемам воспитания и обучения одаренных детей (1996). Познавательные процессы в музыкальном искусстве освещены в учебном пособии Р.Г. Кадырова «Музыкальная психология» (2005). Ценным источником знаний по теме может послужить «Музыкальная психология» А.Л. Готсдинера (1993), в которой обобщены научные достижения советских и зарубежных ученых в области музыкальной и педагогической психологии, а также рассматриваются вопросы педагогического общения. В книге Г.М. Цыпина «Музыкант и его работа» (1988) затрагивается круг проблем, связанных с художественно-творческой деятельностью: вопросы мотивации в работе художника, формы и организации творческого труда, возрастные изменения в структуре личности и отражение их в деятельности, образ жизни и воздействие его на творчество. Однако в научной литературе скупо освящена тема, связанная с психологическими кризисами и их преодолением на пути становления музыканта-пианиста. Среди исследователей, занимающихся этой темой, можно выделить труды М.С. Старчеус. Объект исследования – профессиональное становление пианиста. Предмет исследования – психологический аспект профессионального становления пианиста. Цель исследования – рассмотреть психологические проблемы профессионального становления пианиста Ограничения исследования. Поскольку круг проблем на пути профессионального становления пианиста разнообразен и широк, в нашей работе мы ограничимся рассмотрением некоторых проблем, связанных с критическими периодами в процессе воспитания пианиста, педагогическим общением в классе специального фортепиано и выбором профессии и места работы. Задачи исследования · рассмотреть кризисы и кризисные состояния в становлении пианиста; · охарактеризовать и классифицировать типы профессионального общения; · раскрыть проблему профессиональной оптации. Методология. Методологической базой нашего реферата послужили работы М.С. Старчеус по музыкальной психологии. В нашей работе применены следующие методы: реферирования, компаративный метод (Сравнить педагогически стили общения и их влияние на психологическое состояние студентов-пианистов), методы социологического исследования (опрос, анкетирование Провести социальный опрос студентов музыкального училища и академии РАМ им.Гнесиных на предмет выявления наиболее острых периодов в их профессиональном становлении). Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты реферата можно использовать в курсе лекций по «Музыкальной педагогике и психологии», а также помочь студентам в осознании и решении своих профессиональных проблем. Структура работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и приложения (социологический опрос). Критические периоды в становлении пианиста. Психологические проблемы в профессиональном становлении пианиста Д/З начать писать по литературе из Старчеус (Лейтес) +статья.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |