ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Планирование эксперимента и выборка исследования
Планирование и проведение эксперимента осуществлялось в несколько этапов. В начале, на основе анализа литературы и в соответствии с гипотезой, были подобраны психологические методики исследования, позволяющие изучить отличия в способностях мужчин и женщин. На следующем этапе было проведено собственно констатирующее психологическое исследование. На заключительном этапе, полученные данные были проанализированы и обобщены, на их основе сформулированы выводы. Исследование было организовано на базе строительной фирмы - Торгового дома «Петрович». В нем приняли участие мужчины и женщины - 10 мужчин и 10 женщин в возрасте 25-35 лет, специалисты различного профиля (как обслуживающий персонал, так и руководители низшего звена), которые были обследованы с использованием всех методик. Методы исследования
Для достижения цели исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературы, психологический констатирующий эксперимент, психологическое тестирование метод математико-статистической обработки результатов. Метод анализа и обобщения литературы использовался для выявления сущности гендерных различий, их биологической и социальной обусловленности. Метод констатирующего психологического эксперимента применялся для выявления гендерных отличий в способностях к различным видам деятельности. Из психологических методик применялись следующие методики: Тест структуры интеллекта Амтхауэра Тест коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2) (по Райгородскому Д.Я., 2005). Тест структуры интеллекта Амтхауэра (по Практикум по общей и экспериментальной психологии, 1992). Тест структуры интеллекта Амтхауэра создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.) и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических особенностей, проявляющихся в различных видах деятельности. В интеллекте обнаруживаемся наличие определенных «центров тяжести»: речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений; функций памяти. Р. Амтхауэр отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых заданий автор руководствовался двумя основными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 минут. Модификация методики Амтхауэра в нашей стране - состоит из 9 субтестов, представляющих собой группы заданий, направленных на измерение различных аспектов умственной деятельности человека. В зависимости от этого каждый cyбтест имеет свое название: .субтест - осведомленность (ОС); .субтест - исключение лишнего (ИЛ); .cyбтест - поиск аналогий (ПЛ); cyбтест - определение общего (ОО); . cyбтест - арифметический (АР): . cyбтест - определение закономерностей (03); . cyбтест - геометрическое сложение (ГС); .субтест - пространственное воображение (ПВ); .субтест - запоминание. Все cyбтесты методики содержат 20 заданий, за исключением субтеста 4. который включает 16 заданий. Общее количество заданий теста 176. Перед каждым субтестом дается подробная инструкция по выполнению cyбтеста и примеры решения заданий данной группы. Тест выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2), разработанный В.В. Синявским и Б.А. Федоришиным (по Практическая психодиагностика, 2005) Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.). Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения задания 10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей. Бланк Опросника приведен в Приложениях Метод математической обработки результатов исследования. Этот метод использовался для обработки полученных результатов. Метод применялся для определения достоверности и недостоверности различий исследуемых. Использовалось сравнение двух независимых выборок (т.е. для двух выборок - мужчин и женщин) показателей по t- критерию Стьюдента. Значение t-критерия определялось по следующим формулам:
(1) (2) (3)
Где М - среднее арифметическое выборки, d - средняя разность пар результатов, N - число пар результатов s - среднеквадратичное отклонение, n- величина выборки. Затем значение t - критерия сравнивалось с табличным, на основании чего делались выводы о значимости различий.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |