Предпосылки развития певческого искусства
Первая половина XVI столетия знаменует собой начало нового, третьего периода в истории русского певческого искусства, простиравшегося до середины XVII века. Новые тенденции в области певческого искусства являлись прямым следствием изменений общественно-политической и культурной жизни русского народа. На политической карте Восточной Европы, там, где в ряде столетий членились и вновь сливались княжеские уделы и вотчины, появилось единое государство, русское по этническому признаку, монархически-централизованное по системе управления. Стольный город прежнего Московского княжества - Москва - в новом феодальном государстве получил значение политического и культурного центра страны. Образование Русского государства происходило под знаком объединения разрозненных русских земель, Москва принимала как общерусское все, что раньше было местным - новгородским, псковским, тверским и т. д. Этот процесс образования Русского государства был в то же время процессом складывания русской, точнее, великорусской национальности. Общерусские национальные черты ярко выступают в культуре Московской Руси. Тенденция к объединению местных русских традиций и созданию иной русской национальной культуры, проявляющаяся в XVI веке в области письменности (создание общерусского летописного свода, составление Степенной книги и Четий-миней). И архитектуры церкви в селе Коломенском, собора Василия Блаженного, не могла миновать певческое искусство. Последнее развивалось на основе объединения и синтеза достижений новгородских, владимирских и других мастеров пения. Московский собор 1551 года вынес постановление, обязывающее духовенство всех городов Московского государства организовать у себя на дому школы и принимать в них детей «на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пения псалтырнагого». Учреждение этих школ представляло собой расширение той сети начального образования, которая существовала еще в XIV-XV столетиях в отдельных городах раздробленных русских княжеств. В решениях собора отмечается, что «преже сего в росийском царствии на Москве и в Великом Новгороде и по иным городом многий училища бывали, грамоте и писати и пети и чести учили, и потому тогда грамоте и писати и пети и чести гораздых много было. Но певцы и четцы и добры писцы славны были по всей земли и до днесь». Организация школ во всех городах государства способствовала поднятию певческой культуры. Через эти школы достижения мастеров пения доносились до всех городов государства. Школа приближала певческое искусство к народу и создавала возможность систематической подготовки новых кадров певчих. Наряду с организацией народных школ, где дети обучались пению, Иван Грозный учредил в своей загородной резиденции - слободе Александрове - нечто вроде высшей школы певческого искусства. У московских князей существовал свой княжеский церковный хор. Иван IV укрепил и расширил этот хор. Его царский хор, а позднее также хор московского патриарха явились важнейшими очагами русского певческого искусства. «Родоначальниками» московских мастеров пения считают двоих новгородцев: Савву и Василия Роговых. Судя по тому, что Василий в 1589 году был возведен в ростовские митрополиты, надо полагать, что оба брата уже были в преклонном возрасте, следовательно, время их музыкальной деятельности приходится на середину XVI столетия. Тогда же был еще жив славный новгородский певец Маркелл Безбородый. Итак, в Новгороде в середине XVI столетия существовала своя школа пения, во главе которой стояли видные и признанные мастера. Чиновник новгородского Софийского собора неоднократно упоминает о пении софийскими певчими церковных служб своего новгородского напева: «а вечерню и всенощное и заутреню и литургию поют певцы новгородцкой весь обиход. Маркелл Безбородый и Василий Рогов упоминаются как «роспевщики», то есть композиторы знаменного пения. Последний из них, помимо знаменного пения, связанного с восьмигласием, был специалистом в области особых видов певческого искусства - демественного и многоголосного пения. Другой из братьев Роговых был известен как педагог. Он оставил после себя знаменитых учеников: Федора Християнина, Ивана Носа и Стефана Голыша. Грозный взял Федора Християнина и Ивана Носа в Москву в качестве своих придворных мастеров пения. В Москвужепереселилсяоколо 1557годаиз Новгорода МаркеллБезбородый. Иван Нос занимался главным образом композицией, Федор Християнин, кроме того, трудился в области музыкальной педагогики. Третий ученик Саввы Рогова - Стефан Голыш - развернул широкую музыкально-педагогическую деятельность на севере России. Круг известных мастеров пения Московской Руси во второй половинеXVI столетия, разумеется, не ограничивался упомянутыми именами. К этому же времени относится деятельность головщика Троице-Сергиева монастыря Логгина Коровы. Продолжая работу своих предшественников в области распева текстов на основе сложившихся в русском восьмигласиипопевок, мастера рассматриваемого периода создают цветистые по рисунку и выразительные по содержанию напевы. Характерной чертой их творчества была большая изобретательность в создании многочисленных вариантов напева. Логгин Корова славился умением сочинять на один чанев пять, шесть, десять и даже семнадцать вариантов. Наконец мастера этого периода являются основоположниками оригинальных русских стилей многоголосного пения: строчного и демественного.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |