Оценка уровня сформированности умений безопасного поведения учащихся 7 класса
В исследовательской работе принимали участие учащиеся 7-х классов МБОУ СОШ № 7 города Абакана Республики Хакасия. В работе были подобраны и адаптированы методики, при помощи которых определялся уровень сформированности компонентов навыка безопасного поведения учащихся (когнитивного, мотивационно-потребительского, деятельностно-практического, творческого). Уровни сформированности таких показателей, как знания о способах безопасного поведения определялись при рассмотрении когнитивного компонента навыка безопасного поведения - при помощи тестовых заданий; стиль мышления - при помощи опросника Р. Бремсона, А. Харисона «Стиль мышления», который позволяет определить предпочитаемый учениками способ мышления, манеру задавать вопросы и принимать решения (Приложение 1). При определении выраженности мотивационно-потребностного компонента исследовались направленность учащихся на безопасное поведение, потребность и желание в обеспечении личной и общественной безопасности. Для этого использовалась методика С.М. Кирова (Приложение 2), которая предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, риска дезадаптации в стрессе. Методика позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, оценить их развитие и проявлений в поведении и деятельности человека. Оценка деятельностно-практического компонента предполагала изучение поведения (проявление тревожности) учащихся в реальной ситуации. Для определения уровня тревожности использовался тест Д. Тейлора (Приложение 3). При изучении уровня сформированности творческого компонента оценивались такие способности как видение проблем, нестандартность мышления и способность восприятия нового, также используя анализ продуктов творческой деятельности подростков в процессе выполнения заданий и сопоставления с требованиями методики на выявление оригинальности мышления Е. Торренса (Приложение 4). Методика Е. Торренса используется в следующих целях: «как индивидуализация обучения в соответствии с потребностями детей и его организация в экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях. Оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий» [45]. Поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом. Тест Торренса позволяет следить за изменениями навыка, а так же за конечным результатом обучения. В соответствии с выделенными ранее компонентами и показателями, были определены уровни сформированности навыка безопасного поведения учащихся. Отсутствие системы знаний по здоровьесбережению характеризуется низким уровнем сформированности безопасности жизнедеятельности и отсутствием сформированных умений безопасного поведения в реальной жизни. У школьников достаточно выражена тенденция беспокойного поведения, нетерпимости по отношению к другим учащихся. У обучающихся на среднем уровне сформированности навыка безопасного поведения проявляется интерес к знаниям о природе и человеке, также о здоровье, факторах опасности, опыта безопасного поведения. Знания и умений преодолевать опасности которые грозят здоровью и жизни, тут нужна помощь учителя, советы, дополнительные инструкции и эмоциональное отношение к здоровью, деятельности по обеспечению безопасности обусловлено внешним источником мотивации. Обусловлен самостоятельностью высокий уровень сформированности навыка безопасного поведения в применении полученных знаний в области безопасности. Характерно позитивное отношение учащегося к осуществляемой им деятельности, он ярко озвучивает то, что они делает. Внутренне мотивированная позиция школьника является очень значимой, которая базируется на своем собственном опыте преодоления опасных ситуаций в жизни. Были получены следующие данные по уровню сформированности компонентов навыка безопасного поведения учащихся: когнитивный компонент (высокий – 29,5%, средний – 31,2%, низкий – 38,4%); мотивационно-потребительский компонент (высокий –15,2%, средний – 52,7%, низкий – 31,2% ); деятельностно-практический компонент (высокий –18,8%, средний – 43,9%, низкий –38,4%); творческий компонент (высокий –11,7%, средний – 63,5%, низкий –25%). Результаты приведены в Таблице 2
Таблица 2 Уровни сформированности компонентов умений безопасного поведения
Уровень сформированности умений безопасного поведения в целом каждого учащегося определялся в зависимости от выраженности уровней сформированности его компонентов. Распределение учащихся по уровням сформированности навыка безопасного поведения выглядит следующим образом: высокий –17,8%, средний – 48,2%, низкий – 34% (рис.1).
Рис. 1 Уровни сформированности компонентов умений безопасного поведения, %
Полученные результаты свидетельствовали обязательном проведении специально организованной работы, направленной на формирование навыка безопасности жизнедеятельности у учащихся 7 классов средней школы, в целом учащиеся находятся на преобладающе низком и среднем уровнях сформированности умений безопасного поведения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (635)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |