Методика анализа показателей доходности организации
Финансовые результаты характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям ее деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития организации и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности. Основными задачами анализа доходности являются: - анализ и оценка уровня и динамики показателей доходности (прибыли) - факторный анализ прибыли от реализации продукции - анализ финансовых результатов от прочей реализации и финансовой деятельности - анализ и оценка использования чистой прибыли - анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли - анализ резервов роста прибыли на основе оптимизации объемов реализации и издержек производства обращения. При проведении оценки и анализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибылей предприятия, используют данные формы№2 "Отчет о прибылях и убытках". Анализ финансовых результатов деятельности организации включает в качестве обязательных элементов: 1. оценка изменений по каждому показателю за анализируемый период ("горизонтальный анализ" показателей), 2. оценка структуры показателей прибыли и изменений их структуры ("вертикальный анализ" показателей) 3. изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов ("трендовый анализ" показателей) 4. в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и количественную оценку. Самыми распространенными в финансовом менеджменте являются показатели балансовой и чистой прибыли. Факторы, оказывающие влияние на балансовую прибыль можно сгруппировать таким образом: n изменение отпускных цен на реализованную продукцию n изменения в объеме продукции n изменения в структуре реализованной продукции n изменение себестоимости единицы продукции n изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции n влияние прочих факторов на прибыль от реализации n изменение сальдо операционных результатов n изменение сальдо внереализационных результатов В состав факторов, оказывающих влияние на чистую прибыль кроме выше перечисленных, добавляются изменения налогов и платежей из прибыли и изменение сальдо чрезвычайных результатов. Влияние на балансовую (или чистую) прибыль таких факторов как изменение сальдо операционных, внереализационных и чрезвычайных результатов определяется как обычная разница величин отчетного и базисного периодов по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Аналогично может определяться и влияние на чистую прибыль фактора изменения суммы налогов и платежей из прибыли. Последний, однако, может рассматриваться как включающий два самостоятельных фактора: изменение прибыли до налогообложения и изменение доли налогов и платежей в ее составе. Расчет можно выполнить обычным методом подстановки или любым другим методом факторного анализа. В финансовом анализе и управлении финансами используется большое количество разнообразных показателей рентабельности. При этом все они имеют единую методическую основу, и характеризуют относительную доходность деятельности предприятия. Универсальная формула показателя рентабельности могла бы выглядеть так:
. (1.1)
К показателя доходов можно отнести: ▪ прибыль от продаж ▪ балансовую прибыль ▪ чистую прибыль ▪ чистый денежный поток (брутто-результат эксплуатации инвестиций) и т. п. К величинам, включаемым в знаменатель показателя рентабельности можно было бы отнести: ▪ активы (имущество) по балансу ▪ чистые активы (активы за вычетом обязательств) ▪ основные средства ▪ собственный капитал ▪ акционерный капитал ▪ выручка от продаж или товарооборот ▪ расходы, связанные с производством и реализацией продукции и т.п. К наиболее важным и часто используемым относят показатели рентабельности: Рентабельность активов рассчитывается по формуле 1.2:
(1.2)
При расчете рентабельности активов в качестве показателя прибыли берется конечный финансовый результат - чистая прибыль. Этот коэффициент показывает эффективность управления активами организации через отдачу каждого рубля, вложенного в активы и характеризует генерирование доходов данной компанией. Так же этот показатель является еще одной характеристикой ресурсоотдачи, но не через объем реализации, а посредством прибыли до налогообложения. [9]. Рентабельность чистых активов показывает рациональность управления структурой капитала, способность организации к наращиванию капитала через отдачу каждого рубля, вложенного собственниками. В увеличении показателя рентабельности чистых активов прежде всего заинтересованы собственники компании, так как чистая прибыль, приходящаяся на единицу вкладов собственников, показывает общую прибыльность бизнеса, выбранного в качестве объекта инвестирования, а также уровень выплаты дивидендов и влияет на рост котировок акций на бирже. Следующий, рассматриваемый нами показатель, - рентабельность собственного капитала.
(1.3)
Рентабельность прибыли от продаж рассчитывается по формуле 1.4:
(1.4)
При анализе рентабельности продаж прибыли в числителе формулы можно рассмотреть несколько видов прибыли. Так, когда берется отношение прибыли от продаж к объему выручки, то мы получаем "чистоту аналитического эксперимента", которая заключается в том, что на данный показатель не должны влиять элементы, не относящиеся к продажам, например, прочие доходы и расходы. Данный показатель позволяет оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности. При рассмотрении отношения валовой прибыли к выручке мы оцениваем долю каждого рубля, полученного при реализации продукции, которая может быть направлена на покрытие коммерческих и управленческих расходов.[ Бернсайн] Не меньшую значимость при анализе рентабельности играют показатели рентабельности расходов. Так, целесообразно проанализировать отношения расходов от обычной деятельности к выручке от продажи (формула 1.5)
(1.5)
Под расходами от обычной деятельности понимается совокупная величина себестоимости произведенных товаров, работ и услуг, управленческих и коммерческих расходов. Для более детального анализа рекомендуется рассмотреть следующие показатели: отношение себестоимости к выручке, отношение управленческих расходов к выручке и отношение коммерческих расходов к выручке, на основе чего делаются выводы об эффективности управления расходами. Увеличение показателей рентабельности расходов может сигнализировать о проблемах с контролем расходов. Желательной тенденцией в изменении показателей рентабельности, которая выявляется в процессе оценки, является их стабильность и неуклонный рост. При этом приходится учитывать этап жизненного цикла продукта и предприятия. В конце ЖЦП только снижение затрат на производство одновременно с естественным снижением объемов реализации может обеспечить рентабельность продукции и бизнеса в целом, иначе следует перейти к внедрению нового продукта или переориентировать фирму на иной вид бизнеса. Поэтому важно не только сравнивать рентабельность в прошлом и отчетном периоде, но и определять тенденции в ее изменении за ряд месяцев или даже лет. Для диагностики работы фирмы важно отслеживать влияние конкретных факторов на показатели рентабельности. Наиболее важные характеристики содержатся в факторных моделях показателей рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Первый отражает наиболее общие аспекты доходности бизнеса, а последний – эффективность инвестиций с позиции акционеров или учредителей. Эффективность основного вида деятельности характеризует рентабельность продаж. Для рентабельности активов факторная модель может иметь вид:
Rак = Rпр · Оак, (1.6)
где Rо – рентабельность продаж; Оак – оборачиваемость активов (Оборот/Имущество по балансу). В литературе эта модель получила название модели Дюпона (компании «Дюпон»): 1-й фактор модели характеризует среднюю долю прибыли в цене каждой единицы продукции 2-й фактор характеризует количество единиц продукции, производимое при имеющихся производственных мощностях (при таком объеме имущества) и установленной цене продажи продукции. Модель Дюпона показывает возможности роста рентабельность производства. К ним можно отнести: ▪ увеличение цены продукции ▪ снижение себестоимости производства продукции ▪ расширение объемов производства при имеющихся мощностях. Реализация их одновременно маловероятная, но желательна, т. к. именно в этом и заключается задача управления. При выборе стратегии обычно применяют вариационное моделирование, основанное на оценках производственных возможностей и предполагаемой реакции рынка на изменение цен и объемов производства. Рентабельность собственного капитала имеет формулу:
Rск = Rак : Ка, (1.7)
где Rак – рентабельность активов Ка – коэффициент автономии (отношение собственного капитала к совокупному). Рентабельность собственного капитала является индикатором риска собственников и фактором роста (или снижения) курса акций акционерного общества. Поэтому обеспечение ее высокого уровня является одной из важнейших задач менеджмента. На основе этих двух моделей можно сформировать модель, объединяющую 4 фактора: , (1.8)
где Н – коэффициент использования внеоборотных активов (внеоборотные активы на 1 рубль выручки) М – коэффициент использования оборотных активов (ОА на 1 рубль выручки). При неглубоком изучении формулы может сформироваться мнение, что всегда следует занимать как можно больше, так как коэффициент автономии будет снижаться. Однако займы могут привести к снижению прибыли и убыткам, поэтому расчеты рентабельности собственного капитала также должны быть вариантными с учетом всех возможностей привлечения внешних источников финансирования или отказа от них. Границы привлечения кредитных ресурсов будут определяться специальным расчетом. Показатели рентабельности продаж, активов и собственного капитала используются при прогнозировании курса акций предприятия с учетом изменений рыночной конъюнктуры.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |