АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
12 Лекция 5Клинико-неврологическая характеристика афазий. Методы обследования больных с афазией (3 часа) Клиническая характеристика афазических и других неврологических расстройств, при локальных поражениях мозга. Принципиальное отличие от алалии. Значение работ Брока, Вернике и Лурия в вопросах изучения афазии. Патология, связанная с поражением коры головного мозга в период формирования речи. Формы неврологической паталогии с развитием афазии у взрослых и детей, их дифференциальная диагностика. Методы исследования (клинико-неврологические) при афазических расстройствах. Особенности м едико-педагогической коррекции различных форм афазии. Афазия — полная или частичная утрата речи, обус ловленная локальными поражениями головного мозга. Причинами возникновения афазии являются нарушения кровообращения головного мозга (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике—-Лихтгейма, лингвистические классификации X. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий Александра Романовича Лурия. (основатель отечественной нейропсихологии) А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: 1. акустико-гностическая 2. акустико-мнестическая афазии 3. семантическая афазия 4. афферентная моторная афазия, 5. эфферентная моторная афазия 6. динамическая афазия, При поражении речевых зон происходит нарушение так называемой первичной предпосылки.На основе первичного нарушения возникает вторичный, распад всей функциональной системы языка и речи, т. е. возникает нарушение всех видов речевой деятельности: понимания речи, устной и письменной речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, чтения и письма зависят прежде всего не от очага поражения, а от тех предпосылок, которые по-разному влияют реализацию речевых процессов.
АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ Сенсорную афазию впервые описал немецкий психиатр Вернике. Это афазия, которая возникает при поражении средней височной области коры головного мозга левого полушария (слайд 2 поле 22). Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. В основе нарушения лежит нарушение фонематического слуха. Нарушение понимания. Клинические проявления проявляются Акустическая агнозия (неспособность воспринимать шумы, речь воспринимается как набор звуков) ошибки осмысления вербальные и литеральные парафразии (замена слов, звуков) речевая витиеватось(в потоке речи не улавливается смысл) логорея (речевая активность. В связи с нарушением фонематического восприятии слышимой речи при акустико-гностической сенсорной афазии расстраивается слуховой контроль за своей речью. Из-за нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов. Нарушение чтения и письма. Чтение наиболее сохранная речевая функция при сенсорной афазии, так как осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля. Письменная речь при акустико-гностической афазии в отличие от чтения нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха. АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средней височной области коры головного мозга левого полушария (слайд, поля 21 и 37). Проявляется в двух вариантах. 1. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Больной может повторить отдельные слова и не может повторить три, четыре не связанных по смыслу слов. Нарушение слухоречевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слyx, артикуляторная сторона речи. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации. Нарушение объема удержания речевой информации, приводят к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих пяти — семи слов, с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии музыки и радиопередач. 2. При втором варианте акустико-мнестической афазии, оптической афазии, больной не может объединить зрительное представление предмета, вего слуховым образом. Объясняется это тем, что нарушения взадневисочного отдела повреждается зрительное восприятие, и зрительное представление о предмете становится неполным. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Так, человек может недорисовать носик у чайника, гребешок у петуха, ручку у чашки. При этой форме афазии экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. Трудности нахождения слов объясняются обеднением зрительных представлений о предмете. Семантическая размытость значения слов приводит к возникновению обильных вербальных парафазий», слияния двух слов в одно, например, «ножилка» (нож + вилка). В отличие от акустико-гностической афазии высказывание при акустико-мнестической афазии отличается большей законченностью, в речи нет «речевой окрошки». Нарушение чтения и письма. При акустико-мнестической афазии в письме изредка наблюдаются литеральные парафразии по акустическому типу (смешение звонких и глухих фонем). При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности в удержании в слухоречевой памяти даже фразы, состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы. При акустико-мнестической афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти. Таким образом, при акустико-мнестической афазии нарушения слухоречевой памяти вторично приводят к трудностям нормальной реализации письма, чтения и счета. СЕМАНТИЧЕСКАЯАФАЗИЯ Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полушария (слайд 4, поле 39). семантическая афазия классифицируется на 3 степени тяжести: · Лёгкую. Нарушено установление причинно-следственных связей. Возникают сложности при подборе синонимов и антонимов, интерпретации сложных речевых оборотов. Наблюдаются трудности в решении логических задач. · Среднетяжёлую. Затруднено понимание логико-грамматических конструкций и переносного смысла слов. Отмечаются существенные трудности в решении математических задач, выполнении счётных операций. · Тяжёлую. Выраженные расстройства зрительно-пространственного восприятия: апрактоагнозия, акалькулия, нарушение схемы тела. Понимание грамматических оборотов и предложно-падежных конструкций недоступно.
При семантической афазии утрачивается понимание метафор, пословиц, поговорок, которые понимаются в прямом, конкретном смысле. Чтение сохранно, но возникают затруднения в понимании длинных предложений, имеющих сложную конструкцию.
12
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |