Другие формы организации обучения
В отечественной дидактике кроме урока приняты и другие формы организации обучения: экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, внеурочные и внешкольные занятия. Экскурсия – форма организации обучения, при которой учащиеся получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (природа, культурное учреждение, завод). В зависимости от дидактической цели и содержания предмета обучения экскурсии бывают: - вводные при изучении нового материала, - сопровождающие изучение нового, - итоговые при закреплении пройденного, - краеведческие и пр. Домашняя учебная работа – это самостоятельная учебная деятельность, которая дополняет урок и является частью цикла обучения. Ее особая функция: развитие умений самостоятельно учиться и планировать работу, подготовить к непрерывному образованию, развить волю, усидчивость, характер и другие качества учащихся. Необходимость домашней работы обусловлена также решением именно дидактических задач: закрепление знаний и умений, полученных на уроке, отработка навыков, подготовка к восприятию нового материала. Дидактические условия успешности домашней работы: - наличие навыков самостоятельной работы; - контроль за выполнением домашних заданий, что в свою очередь требует ограничения их объема, четкой формулировки задач, своевременной оценки. Согласно СанПиН с 1.09.2011 время на выполнение домашних заданий по всем предметам должно составлять: 1-й класс – д/з нет; 2-3-й классы – 1,5 часа в день; 4-5-й классы – 2 часа в день. 2. Понятие метода обучения. Сущность и содержание методов обучения. Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения (П.И. Пидкасистый). 4) Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний, т.е.самостоятельное овладение новыми знаниями каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по книге и осмысления содержащихся в ней фактов и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов). Требования к организации работы с учебником: • формирование у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику. • Соблюдение принципа доступности обучения - правильный выбор материала (темы) для самостоятельного изучения по учебнику. • В процессе занятий нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся, задавать им вопросы и при необходимости помочь им разобраться в непонятных положениях. • Возможна предшествующая демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала. • Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Практические методы 5) Сущность метода упражнений в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают умения, навыки, развивают мышление, творческие способности. Требования к упражнениям: 1) должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал, 2) должны способствовать дальнейшему углублению знаний и содействовать развитию творческих способностей школьников. 3) необходимо соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений: упражнения по запоминанию учебного материала — на воспроизведение — применение ранее усвоенного — самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации — творческое применение, обеспечивающее включение нового материала в систему уже усвоенных ЗУНов. 6) Лабораторные работы- это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов технических приспособлений, т.е. изучение каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями: над развитием растений и животных, за погодой, поведением рек, озер в зависимости от погоды и пр. 7) Практические работыпроводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (работа на пришкольном участке). Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами. Для организации практических работ существенное значение имеют следующие приемы: - объяснение учителем цели и задач предстоящей тренировочной деятельности; - показ учителя, как нужно выполнять упражнение; - первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике; - последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков. 8) и др. Прием обучения - это составная часть метода обучения
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |