Анализ калькулирования себестоимости продукции в ОАО «Нальчикская макаронная фабрика»
Управленческие воздействия реализуются с помощью основных функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый повторяющийся цикл управления через анализ производственной и финансовой деятельности, планирование, организацию производства, бухгалтерский учет хозяйственных процессов и контроля. На завершающем этапе цикла, осуществляется регулирование элементов управления и их апробация на основе анализа, цель которого достижение более качественного уровня организации производства и управления. Принятие решений является связующей управленческой функцией, то есть подразумевается ее присутствие на всех этапах управленческого цикла. Место управленческого учета проявляется на стадии подготовки и принятия управленческих решений, таким образом, управленческий учет задействован во всех функциях управления. В зависимости от характера формируемой себестоимости классифицируют и системы учета затрат. По степени оперативности учета затрат можно выделить учет фактических затрат и учет нормативных (плановых) затрат. В данных системах формируется информация, соответственно, о фактической и нормативной себестоимости. Нормативный метод учета предполагает наличие показателей норм потребления ресурсов и учетных цен ресурсов и ведение учета с отражением отклонений фактических значений от данных показателей. Сущность нормативного метода характеризуется следующими особенностями: ) наличие норм потребления ресурсов (затрат) и учетных цен этих ресурсов в процессах деятельности предприятия; ) отражение фактических затрат с подразделением их на затраты по нормам и отклонениям; ) оперативный учет отклонений от норм потребления ресурсов с установлением размера отклонений, мест их возникновения, причин и виновников образования отклонений с целью использования этих данных для управления производством; ) системный учет изменений норм с целью проверки обоснованности текущего уровня норм и контроля экономической эффективности осуществляемых организационно - технических мероприятий; ) формирование отчетов о возникших затратах с детализацией выявленных отклонений по факторам и виновникам, вызвавшим данные отклонения. При разработке норм используют два основных подхода: . Разработка так называемых "технически обоснованных" норм. Разработка норм потребления производственных ресурсов ведется в данном случае конструкторскими, технологическими и другими (отделами главного механика, энергетика, металлурга, сварщика и т.д.) подразделениями предприятия на основе отраслевых справочных изданий расчетным, экспертным и экспериментальным путем. . Разработка норм "от достигнутого". В этом случае как таковой разработки норм нет. В качестве норм принимаются фактически сложившиеся на предприятии к настоящему моменту величины потребления производственных ресурсов. То есть, так или иначе, нормы устанавливаются на основе данных прошлых периодов. Представленные подходы к формированию норм справедливы и по отношению к учетным ценам, которые могут: разрабатываться на основе фактических значений прошлых периодов (средневзвешенное, последнее значение и т.д.); устанавливаться на основе плановых, прогнозных значений без учета данных прошлых периодов. Нормативные калькуляции призваны обеспечить выполнение двух основных управленческих функций - планирования и контроля. Описание регламента ведения учета и анализа отклонений предполагает: ) определение (в разрезе видов ресурсов) методов выявления фактических величин потребления ресурсов (и, соответственно, отклонений от нормативных величин) и лиц, ответственных за реализацию этих методов. Подходы к формированию методов выявления фактических величин зависят в первую очередь от вида производственных ресурсов и характера (типа) производства. Например, для учета материальных затрат используются несколько методов, но для каждого производства характерно сигнальное документирование, которое используется, как правило, в случае внепланового изменения норм и превышения лимита потребления производственных ресурсов. Выявление факторов отклонений призвано: определить виновников возникших неблагоприятных отклонений с целью персонификации ответственности; предотвратить, нейтрализовать факторы, приведшие к неблагоприятным отклонениям. Принцип факторного анализа отклонений и его основную цель можно продемонстрировать на примере. Для простоты изложения в примере принято допущение, что отсутствуют запасы незавершенной и нереализованной продукции. Данные для анализа сведены в таблице 4. Для того чтобы определить за счет каких статей калькуляции произошло увеличение или снижение себестоимости продукции, необходимо проанализировать способом сравнения Таблицу № 4. Из данных таблицы № 4 видно, что в 2009 году произошло увеличение полной себестоимости по сравнению с 2008 и 2007 годами. Это в первую очередь связано с тем, что был увеличен объем выпуска продукции. Так в 2009 году фактический расход материалов составил 259325 тыс. руб., что на 2942 тыс. руб. больше, чем должно быть по норме и в 2 раза больше, чем было запланировано. Также были увеличены общехозяйственные и общепроизводственные расходы.
Таблица № 4. Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции (тыс. руб.)
Соответственно их сумма в 2007 году составила 99960 рублей и 1293584 рублей, в 2008 году - 105840 рублей и 1369678 рублей, а в 2009 году - 117600 рублей и 1521864 рублей. Заработная плата в 2009 году составила 280100 тыс. руб., что на 28010 больше, чем в 2008 и на 42015, чем в 2009 годах. В динамики видно улучшение работы предприятия, т. к. план был перевыполнен.
Таблица 5 - Структура производства продукции (тыс. руб.)
Выше приведенная таблица № 5 показывает, что за весь рассматриваемый период в 2007 году наибольший удельный вес приходится на производство детской верхней одежды 42,45%, второе место занимает Спагетти 33,82 %. В отчетном году на первое место выходит Спагетти (900г), что на 17,81% больше, по сравнению с 2007 годом. В динамике стабильное увеличение удельного веса можно увидеть по третьему виду продукции. (Возможно, здесь повлиял спрос на данный вид продукции). В отчетном году уменьшение удельного веса на 8% произошло по первому виду продукции. Для оптимизации структуры выпускаемой (реализуемой) продукции необходимо сделать расчет таких показателей, как: · Прибыль от продаж = Выручка от продаж - Переменные расходы - Постоянные расходы; · Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж /Выручку от продаж)* 100%; · Маржинальный доход = Выручка от продаж - Переменные расходы; · Коэффициент маржинального дохода = Маржинальный доход / Выручку от продаж; · Точка безубыточности = Постоянные расходы / коэффициент маржинального дохода. При оптимизации выпускаемой (реализуемой) продукции ориентиром будет выступать коэффициент маржинального дохода, так как он является показателем рыночной экономики. По данным таблицы 6 в 2008 году наибольшее значение коэффициента маржинального дохода приходится на выпуск спагетти (450г). Этот показатель равняется 0,81. Он означает, что на каждый рубль переменных расходов получено 81 копеек дохода. В 2009 году на производстве спагетти этот показатель соответствует 0,74, что ниже чем, в 2008 году, но вполне соответствует целям предпринимательской деятельности: обеспечивает в значительной степени покрытие постоянных расходов.
Таблица 6 - Ассортиментный анализ и оптимизация структуры выпускаемой продукции (тыс. руб.)
Наименьшее значение коэффициента в 2007 и 2008 годах приходилось на выпуск Спагетти (900г), а в 2009 - на выпуск Спагетти (450г). Необходимо было увеличивать объем продаж тех видов продукции, у которых наименьшее значение коэффициента маржинального дохода и увеличить объем продаж тех видов продукции, у которых коэффициент маржинального дохода принимает максимальное значение. В 2009 году на каждые 100 рублей реализации Спагетти маржинальный доход составит 74 рубля, Спагетти (900г). - 52 рубля и Спагетти (450г). - 50 рублей. Объем производства (продаж) достигает точки безубыточности, следовательно, делаем вывод, что производство на данном предприятии является безубыточным.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |