Взрослый не транслятор и даже не носитель этой среды, он ее элемент и взаимодействуя с ребенком, он может осваивать среду наравне с ним, сопровождая и увлекая.
12 Планируя гибкие и интересные занятия, тщательно наблюдая за деятельностью детей в течение дня, воспитатель изменяет и адаптирует материалы и сами задания, чтобы они соответствовали разнообразным интересам и потребностям ребенка. Индивидуализированное обучение, индивидуализированная деятельность дает возможность детям расти и развиваться со своей собственной скоростью. [9] Условиями стимуляции саморазвития в развивающей образовательной среде являются: · оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы, · создание соответствующего психологического климата на занятиях, дома, доброжелательного отношения к познанию, положительным эмоциям, при соблюдении принципа «право на ошибку», · правильно регулируемый уровень требований, предъявляемых к ребенку, который должен превосходить наличный уровень способностей, но не выходить из «зоны ближайшего развития», · использование диалога как важного условия реализации «субъект – субъектных отношений между воспитателем и ребенком, · сравнение новых успехов ребенка с его прошлыми успехами, а не с успехами других детей, учет результатов индивидуальной творческой деятельности, · создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах. В развивающей образовательной среде, используя личностно-ориентированный подход, знания строятся, но не даются и не передаются. В развивающей среде создается добрая атмосфера для размышлений. Дети играют, воспринимают, думают, размышляют, делают открытия. Воспитатель перевоплощает неудачу, ошибку в попытку к успеху. Ошибка – не трагедия, ошибка – это попытка к познанию. Нельзя подниматься по лестнице познания без попыток. В развивающей среде есть возможность не только выполнять задания, но и ощущать радость творчества, радость от возможности свободно играть, говорить, исполнять свои желания. Знания взрослого не душат, не парализуют инициативу детей, потому что в развивающей среде они равные в своих потенциальных возможностях, и эта равность необходима ребенку не только для того, чтобы найти, обогатить свои знания, опыт, а главное для того, чтобы строить себя, свою личность. Основные принципы работы воспитателя в развивающей образовательной среде: · принятие ребенка таким, какой он есть, · понимание желаний и возможностей ребенка, · признание личности ребенка, право его выбора, · максимальное раскрепощение ребенка, снятие давления на его мнение, представление ему свободы, без которой невозможно полноценное психическое развитие и развитие творчества ребенка. Развивающая образовательная среда позволяет познавать окружающий мир и развиваться самостоятельно, без давления. Когда процесс познания самостоятелен и свободен, дети ощущают радость от процесса поиска, они преодолевают преграды, они настойчивы и терпеливы, они самоутверждаются, самосовершенствуются, делают новые открытия личного «Я», создают «Я – концепцию». Формирование Я-концепции ребенка.
Каждый ребенок способен быть успешным и здоровым, если созданная образовательная среда, соответствует его особенностям и интересам. Формирование отношения ребенка с окружающим миром осуществляется через организацию деятельности, с одной стороны, интересной ребенку, с другой – востребованную окружающими его людьми. Ребенок через поддержку и развитие его индивидуальных интересов и способностей приучается к общественно – полезной деятельности, одновременно формируя на этой основе социальный статус и личностное здоровье.
Литература
1. Бодрова Е. В., Юдина Е. Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1987. 2. Гаврилушкина О. П., Головчиц Л. А., Егорова М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий. // Психологическая наука и образование. — 2001. — №1. 3. Гречихо Е. В. Социокультурная образовательная среда: определение понятий. // Сборник научных трудов. — Мн., 1998 г. 4. Громыко Н. М., Лапицкая И. В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. — Мн., 2000. 5. Концепция дошкольного образования Республики Беларусь // Настаўн. газ., 1999. — 22 ліп.— С 1–3. 6. Коростелева.Т. М. Обновление содержания и форм организации дошкольного образования в республике Беларусь. // Пралеска , 2000., №6. 7. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка; // Ок. 3500 слов. – М.; Рус. яз.,1990. – 704 с. 8. Орлов В. А., Лебедева В. П. // Стандарты и мониторинг. —2000.,— №4. 9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под редакцией Ерофеевой Т. И. // М. Академия, — 1999г. 10.Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. // М. Новая школа,—2001. 11. Юдина Е. Г. Педагогическая этика и профессиональное самосознание педагога // Человек. — 1998. — №2. 12. Юдина Е. Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании.// Психологическая наука и образование — 2001. — №1.
12
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (133)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |