Объяснение общественных явлений с помощью теории инстинктов
Распространяя свою психологическую теорию на общество, Мак-Даугалл под каждое общественное явление подводит определенный инстинкт или группу инстинктов. Так, войны объясняются предрасположенностью людей к драчливости, а накопление общественного богатства - склонностью к стяжательству и скупостью. В основе религии лежит комбинация инстинктов любопытства, самоуничижения и бегства в сочетании с эмоциональными реакциями, присущими родительскому инстинкту. Наибольшее социальное значение Мак-Даугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе и лежит в основе большинства институтов общества. Непосредственное проявление стадного инстинкта - рост городов, коллективный характер человеческого досуга, массовые сборища и т. д. Инстинкты врожденны, они обладают побудительной (энергетический аспект) и управляющей функциями, они содержат в упорядоченной последовательности процессы переработки информации (познавательный аспект), эмоционального возбуждения (эмоциональный аспект) и готовности к моторным действиям (двигательный аспект). Мак-Даугалл первоначально составил список из 12 инстинктов, а затем несколько расширил его. Позднее он заменил «инстинкты» менее определенным понятием «склонности», уже не сводившимся к представлению о стереотипном протекании действий. Его содержание в основном определялось тенденцией к целенаправленной активности: «Склонность определяется предрасположенностью,функциональным единством общей душевной организации, и именно последняя, будучи возбужденной, порождает активную устремленность, усилия, импульс или энергичные движения к некоей цели». Появлению работы Мак-Даугалла 1932 г. предшествовала известная дискуссия 20-х гг. об инстинктах, одна из немногих крупных дискуссий, которые когда-либо широко велись в психологии. Начало этой дискуссии положил Уотсон, еще в 1913 г. выдвинувший требование ограничить психологию исследованием того, что можно зарегистрировать при внешнем наблюдении. Широкое распространение теории инстинктов Мак-Даугалла привело к тому, что многие психологи объясняли всевозможные виды поведения только соответствующими инстинктами. Бернард, пересмотревший в 1924 г. литературу, посвященную инстинктам, обнаружил не менее 14 046 определений этого термина! Нельзя не согласиться с его мнением, что при столь неоднозначном употреблении слова легко впасть в ошибку «порочного круга», и в этом случае понятие потеряет свое объяснительное значение. Мак-Даугалл выступал против такого расширения исследования инстинктов, его окончательный перечень содержал не более 18 "склонностей". Через несколько лет дискуссия об инстинктах, так и не приведшая к ясному решению, перестала вызывать интерес. Влияние Мак-Даугалла наиболее сильно сказалось в двух заметных областях исследований мотивации. Во-первых, его работы дали новый импульс развитию проблемы в русле теории личности, обосновав необходимость включения в понятие личности тех или иных мотивационных характеристик. Показательны в этом отношении теория черт Оллпорта, выполненные в Германии работы Лерша, а также исследования Мюррея, чьи взгляды типичны для представителя психологии мотивации в узком смысле. Во-вторых, Мак-Даугалл способствовал разработке серьезного функционального анализа инстинктов, заложил основы сравнительного изучения поведения животных (этологии). Заслуга же осуществления такого анализа принадлежит, прежде всего, Конраду Лоренцу, критиковавшему положения теории инстинктов Мак-Даугалла за их неопределенность и ограничившему понятие инстинктивного поведения врожденными двигательными координациями, т. е. инвариантными звеньями, присутствующими в цепи целенаправленного поведенческого акта вплоть до «завершающего действия». Именно это последнее звено является инстинктивным действием в узком смысле слова, оно управляется центральной нервной системой всегда одинаково и жестко. «Завершающее действие», если можно так сказать, разрешается через «врожденный пусковой механизм». Предшествующие же звенья могут изменяться в соответствии с характеристиками ситуации, и чем ближе звено к началу акта, тем более оно подвержено научению, особенно начальная фаза, так называемое поисковое поведение. Было установлено, что для определенных инстинктивных действий (таких, как следование за предметом у серых гусят во время короткой сенситивной фазы в раннем онтогенезе) любой объект может стать побуждающим ключевым раздражителем («запечатлеться»). Интенсивное изучение некоторых видов животных позволило выявить ключевые раздражители, которые приводят в действие определенные инстинкты. Если же эти раздражители долго не появляются, инстинктивные последовательности поведенческих актов могут протекать и без них как так называемые «холостые действия». Результаты исследований позволили выделить две характеристики инстинктивных поведенческих актов; во-первых, их стереотипность и независимость от научения, во-вторых, задействованность в их возбуждении внутренних процессов, проявляющихся в виде готовности, которая со временем возрастает. Механизм действия внутренних процессов Лоренц представил в виде «психогидравлической» модели мотивационного процесса (которая, впрочем, близка ранним взглядам Фрейда). Каждому инстинкту Лоренц приписывал специфичную для данного действия энергию, которая постоянно возобновляется и заполняет некий резервуар. В противовес прежним взглядам, согласно которым инстинктивное действие всегда следует за внешним раздражителем, Лоренц утверждал, что протекание определенных инстинктов вообще не требует наличия внешних ключевых раздражителей («реакции в пустоту»). Николаус Тинберген, продолжавший и развивавший положения Лоренца, определяет инстинкт следующим образом: «Я хотел бы предварительно определить инстинкт как иерархически организованный нервный механизм, который восприимчив к некоторым подготавливающим, запускающим и направляющим импульсам как внешней, так и внутренней природы и который реагирует на эти импульсы координированными движениями, способствующими сохранению индивида и вида». «Механизму» здесь противопоставляются «импульсы», которые выполняют собственно мотивирующую функцию, т. е. активизируют инстинкты. Этология стоит в стороне от психологии мотивации. Однако она вновь и вновь привлекает внимание ученых, занимающихся вопросами мотивации. Интерес к ней связан, прежде всего, с двумя проблемами. Во-первых, с этологической критикой лабораторного эксперимента по психологии научения, поскольку исследуемые животные помещаются во время такого эксперимента не в естественное для них окружение, а в искусственную обстановку, сильно ограничивающую возможности животного. Во-вторых, с многочисленными попытками использовать данные этологии при объяснении поведения человека. Заключение
В результате исследования достигнута его основная цель: рассмотрена связь эмоций и инстинктов в теории У.Мак-Даугалла , обозначены основные принципы теории инстинктивизма, реализованы задачи исследования, получено историко-научное и теоретическое обоснование основных положений, выносимых на защиту. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1.Важной заслугой У.Мак-Даугалла была постановка проблемы мотивации социального поведения и социальных эмоций, что остается актуальным для современной социальной психологии и социологии. Сегодня разрабатывается такое направление, как социальное разделение эмоций. .Влияние Мак-Даугалла наиболее сильно сказалось в двух заметных областях исследований мотивации. Во-первых, его работы дали новый импульс развитию проблемы в русле теории личности, обосновав необходимость включения в понятие личности тех или иных мотивационных характеристик. Показательны в этом отношении теория черт Оллпорта, выполненные в Германии работы Лерша, а также исследования Мюррея, чьи взгляды типичны для представителя психологии мотивации в узком смысле.Во-вторых, Мак-Даугалл способствовал разработке серьезного функционального анализа инстинктов, заложил основы сравнительного изучения поведения животных (этологии). Заслуга же осуществления такого анализа принадлежит, прежде всего, Конраду Лоренцу, критиковавшему положения теории инстинктов Мак-Даугалла за их неопределенность и ограничившему понятие инстинктивного поведения врожденными двигательными координациями, т. е. инвариантными звеньями, присутствующими в цепи целенаправленного поведенческого акта вплоть до "завершающего действия". .Подробный анализ роли в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серьезное внимание другие психологи. Многие из них стали изучать иррациональные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их поведении и межличностном общении. Несмотря на то, что научное наследие У.Мак-Даугалла было долгие годы незаслуженно забыто коллегами, идеи автора развиваются и в современной психологии, а многие проблемы и по сей день остаются актуальными для социальной психологии.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1999.-376 с. . Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы / Г.М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2001, - 286 с. Ю.Андриенко. Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с. . Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт. Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 560 с. . Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьева. М.: Смысл, 1996. - 373 с. . Великие психологи. Серия «Исторические силуэты». Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 576с. . Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест, 2004. 576 с. . Изард К. Эмоции человека Москва: Директ-Медиа, 2008. - 954 с. . Каптерев П. Мак-Даугалл. Основные проблемы социальной психологии // Педагогический сборник. 1917. - №3-4. - С.285-292. . Коллектив. Личность Общение: Словарь психологических понятий / Под ред.Е.С. Кузьмина, В.Е.Семенова. Л.: Лениздат, 1987. - 143с. . Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. История психологии (электронный учебник) // 2004, www.psyche.ru . . Красько В. Г., Социальная психология: Курс лекций / В. Г. Красько. М.: Омега-Л, 2003.-365 с. . Лучинин А. С. История психологии: учеб. пособие /А.С. Лучинин. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 411 с. . Мак-Даугалл У. Основные проблемы социальной психологии. М., Космос, 1916. - 282 с. 60 . Морган Л. «Привычка и инстинкт». СПб. 1889, 314с. . Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003. - 616 с. . Плахов В. Д. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX-XX вв.): Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -156 с. . Психология и этика делового общения. Под ред. Лавриненко В.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана,1997. - 415 с. . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-488с. .Хайнц Хенхаузен. Мотивация и деятельность.2003.-860 с.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |