Опытно-экспериментальная работа по регулированию межличностных отношений в детской спортивной команде
Полнота и эффективность разрешения различных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях в спорте требует проработки и развития всех компонентов сознания спортсменов и лиц, участвующих в конфликтных взаимоотношениях, в целом же успешное овладение коммуникативными знаниями и умениями для предупреждения и разрешения конфликтов в процессе тренинга зависит: от сформированности коммуникативных и поведенческих умений и навыков участников переговоров или выяснения взаимоотношений; от их способности прорабатывать психосоматические ощущения возникающие в ходе эмоционально насыщенного общения; от умения перерабатывать неблагоприятные переживания (тревоги, стрессы, негативные или насильственные мысли и пр.), сознательно регулировать психические состояния, негативные эмоции и чувства; от способности фантазировать и работать с субъективными образами; от способности осознавать собственные рациональные и иррациональные убеждения, как в отношении оппонента, так и самого себя. Для реализации основных задач технологии «Регулирование конфликтов» мы использовали группу методов, направленных на работу с ценностными ориентациями спортсменов, с их памятью и воображением, с образами и моделями спортивного общения, мотивами, поведенческими структурами, эмоциональными и виртуальными (воображаемыми) состояниями в спортивной деятельности, соматическими ощущения. Целью социально-психологического тренинга являлось разрешение конфликтов в межличностных отношениях членов спортивной команды, повышение степени психологического благополучия спортсмена и команды в целом. Структура технологии ориентирована на предупреждение и разрешение конфликтов в спортивной команде, состоит из семидневного цикла по 30 мин. тренинга в день. Задачи тренинга поставлены таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход от разрешения внешних трудностей, проявляющихся в конфликте, к преодолению внутренних барьеров, не позволяющих в полной мере проявлять потенциальные возможности личности в проблемных ситуациях. Заключительный этап тренинга обеспечивает возможность проработки «застывших» конфликтных ситуаций имеющих высокую значимость для спортсмена и в настоящий момент. Для соблюдения постепенной проработки различных уровней поведения личности в конфликте, нами были подобраны и разработаны игры и упражнения, основанные на принципах различных психологических школ и направлений. Значительное место на протяжении всего тренинга занимали ролевые игры, сюжеты которых моделируют ситуации непосредственного, конфликтного общения в сфере спорта. Так в результате беседы с тренером, а так же анализа заданий были выявлены наиболее часто возникающие виды конфликтов и наиболее значимые, т.е. способные повлиять на характер деятельности конфликтные ситуации, и на их основе разработаны соответствующие игровые ситуации. В технологию включены обучающие упражнения, направленные на формирование различных умений; анализа ситуаций, собственного поведения, трансформации негативных эмоций и т.д. Подобный интегральный подход в программе тренинга позволяет рассмотреть и проработать все стороны конфликта, как его внешние характеристики, так и глубинные причины, что позволит спортсменам выбрать наиболее приемлемые формы взаимодействия в реальных конфликтных ситуациях. На втором этапе исследования - формирующем нами была внедрена в практику экспериментальная технология регулирования межличностных отношений. Для реализации поставленных задач и достижения цели был составлен план работы, в которой вошли следующие занятия: «Запомни имя», «Пойми меня», «Золотая рыбка», «Паук», «Ручей», «Выручала», «Спаси друга», а также различные ролевые игры. Описание игр и занятий представлено в приложении 1 и 2.
Таблица 6. Игры, включенные в технологию «Регулирование конфликтов»
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента были разработаны и проведены занятия, которые направлены на формирование положительных межличностных отношений у членов спортивной команды. У участников эксперимента воспитывали взаимопонимание, умение считаться с мнением коллектива, уважение друг к другу, умение проявлять заинтересованное отношение к деятельности партнеров, которое побуждало ребенка оказывать помощь, давать советы к улучшению качества работы, исправлять допущенные ошибки. Многие дети стали проявлять отзывчивость к сверстникам, испытывающим дискомфорт. Дети стали более доверительнее относиться к тренеру, прислушиваться к его мнению и мнению других, стали более внимательны, приветливы.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |